Исторический лабиринт Рдейского монастыря

      А.Н. Одиноков

                Исторический лабиринт Рдейского монастыря

    Мы вовсе не преувеличиваем сложности, которые нам предстоит преодолеть. Архивных материалов по Рдейской пустыни, Рдейскому монастырю, Успенской Рдейской женской общине - крайне мало. Будем искать возможные опубликованные материалы. Даже очень редкие. Вот один из них.
    Если вы внимательно читали наш первый очерк, то могли обратить внимание на следующие строки: "...В 1880 году одно из писем т. Усинина, попечителя этой церкви, приглашающих к пожертвованию на это святое дело, было получено потомственным почётным гражданином Александром Николаевичем Мамонтовым..."
    Т.е. в 1880 году Александр Андреевич Усинин - попечитель церкви в Наволоке, Старорусского уезда. Новгородской губернии направлял письма с просьбой жертвовать средства на возрождение Рдейской пустыни.
    Но, как выясняется, не только письмами занимался А.А. Усинин. В 1880 году им была опубликована брошюра под названием: "Описание Рдейской пустыни, находящейся в Старорусском уезде, Новгородской губернии". Данная брошюра сегодня является крайне редким экземпляром. Но нам удалось найти её.
    Мы предлагаем её Вам в точном изложении, скорректировано лишь написание твёрдых знаком по старинной орфографии, причём надписи на предметах все даются в изложении автора.


Составлено А.А. Усининым

               
                ОПИСАНИЕ РДЕЙСКОИ ПУСТЫНИ,
                находящейся
                в Старорусском уезде, Новгородской губернии
,

Санкт-Петербург
Типография Ю. Штауфа (И. Фишона),
1880 г.

                Местоположение пустыни

Коль добри доми твои,
Иакове, и кущи твоя, Израилю
(Числ. гл.2, ст.4,5).

    Рдейская упраздненная мужеская пустынь находится в Новгородской губернии, от уездного города Старой Руссы на юго-запад, расстоянием от него в 88 верстах (1), на возвышенном острове, омываемом с трёх сторон водами озера Рдейска, а с четвертой окруженном, примыкающим к нему топким мхом.
    Местоположение острова, утопающее в водах Рдейского озера, в летнее время, при глубокой тишине пустынной, представляет картину поразительного величия, возбуждает в душе мысли благоговения пред Создателем и невольно влечёт ум и сердце к Предвечному. Запечатлённое таким характером, при своей совершенной отдельности от селений мирских; (2) оно как бы самим промыслом Спасителя мира, было назначено для селения иноков.
    Пространство острова имеет земли около пяти десятин, почва которой песчанистая, но вследствие возвышенности и влажного воздуха от воды, она плодородна. Рдейское озеро окружающее остров, имеет продолговатое положение, в длину около семи верст, а в ширину три версты; оно изобилует рыбою, из которой ловится преимущественно окунь и щука (3). (стр. 4)

(1)  - А от г. Холма, Псковской губ., в 30-ти верстах.
(2)  - С восточной стороны ближайшая деревня Боровая находится в 7-ми верстах от пустыни, а с прочих сторон селения в 15-ти, 20-ти и более верстах от неё.
(3)  - Рыба в Рдейском озере замечательна тем, что имеет особенный вкус, очень жирна, и окуни бывают, более 10-ти фунтов весу.

    В ближайшем от него расстоянии находятся ещё семь небольших озер, следующего названия: Боровое, Чудское, Глыбокое, Березетье, Стречино, Щучино и Безымянное. В этих озёрах ловится такая же рыба, как и в Рдейском озере; они, за небольшим исключением, окружены со всех сторон топким мхом, пространство которого обнимает большую полосу в длину и ширину, на несколько десятков вёрст, а мох этот покрыт вечно зеленеющим сосновым лесом, который на болотистой местности не только никогда не достигает естественной величины, но даже часто в своей молодости начинает уже сохнуть.
    Несмотря на суровость местной природы, которая дика и безжизненна, в лесах около острова живут различные звери: медведи, волки, лисицы, зайцы и даже лоси: из птиц, живущих близ острова, особенно замечательны гагары, которые в летнее время оглашают воздух своим криком.

                ***
                Доисторический период Рдейской пустыни

Место бо, на нём же ты стоиши,
земля свята есть
(Исх. гл. 3, ст. 5).

    Местное предание, написанное на подножии креста Христова, который водружён был преосвященным Корнилием, митрополитом Нова Града и Великих Лук, в память посещения им пустыни, - удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Святой Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород, а оттуда по реке Волхову чрез Ладожское озеро на Валаам.
    Если признают достоверным предание о пребывании Святого Апостола Андрея в Киеве и пределах Новгородских, то посещение им острова Рдейского нисколько неудивительно, так как самый путь его из Смоленска в Новгород надлежал именно через это место, а что он из(стр. 5) Киева шёл в Новгород через Смоленск, то это подтверждается рукописью г. Сулакадаева (4), знатока и трудолюбивого исследователя отечественных древностей, который ссылается на древнейшую рукопись "Оповедь", бывшую в библиотеке Валаамского монастыря, где говорится о сём с полным убеждением в истинности сего предания, следующими словами:
    "Св. Андрей от Иерусалима прошёл Голяд, Косог, Родень, Скеф, Скиф и Словен смежных лугами, достиг Смоленска и ополчений Скоф и Славинска Великого (т.е. Новгорода) и Ладогу, оставя, сев в бурное вращающееся озеро на Валаам пошёл, крестя повсюду, и поставлял по всем местам кресты каменные".

                ***

           Основание Рдейской пустыни и затем последующая судьба её

Процвела есть пустыня,
яко крин, Господи!
(Песнь 3, глас 2).

    Когда и кем именно основана эта святая обитель среди непроходимых болот и лесов, в точности неизвестно: потому что истинные подвижники христианского благочестия, уединяясь в глухие непроходимые места, думали единственно о спасении своей души, а земной славы, ни у современников, ни у потомства они не искали. Это для их смирения было лишнее и совершенно им чуждо. С другой стороны, письменные и разные другие вещественные древние памятники наших монастырей и пустынь, погибли во время нашествий на Россию Литвы, Поляков и особенно Шведов, которые неоднократно нападали на Новгородскую область и проходили с огнём и мечом, не только города и сёла, но болота и леса. А потому и в Рдейской пустыни многое из замечательных древностей могло подвергнуться их истреблению, и (стр. 6), между прочим, тогда же, конечно, погибли все письменные записи о первых Рдейских пустынножителях иноках. Известно только то, что Рдейская пустынь издревле принадлежала к Новгородской епархии и называлась "обителью Преображения Господня".

(4) -  См. Валаамский монастырь, СПб. 1864 г. стр. 3 и  4.

    Из этого видно, что главный храм её был первоначально посвящён имени Христа Спасителя в память славного Преображения его на Фаворе.
    В XVII столетии  в пустыне существовали   два храма деревянных, из коих один построен и освящён в 1660 году во имя преподобных, Зосимы  и Савватия,  Соловецких чудотворцев,  а  другой   в 1699 году в честь Преображения Господня.   Но эти храмы, по всей вероятности, были устроены, на месте существовавших прежде того же имени.   Какого были они устройства,   неизвестно.    От них плана и фасадов, на память  потомству,   не сохранилось, ровно не видно и того, долго-ли существовали они, после устроения настоящего каменного храма.
    До прошлого столетия в Рдейской пустыне строение было вообще всё деревянное, не исключая и самых церквей, но в начале оного были некоторые постройки каменные, из коих устроен довольно поместительный, новый каменный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, с нижней трапезною церковью во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Судя по этому, можно предполагать, что обитель благодаря усердию благотворителей, в то время была в цветущем состоянии, была не только самостоятельной, но даже имела ещё два монастыря приписных со всеми принадлежащими им вотчинами и угодьями.
    Первый из них был Троицкий, а второй Хвоинский, находящийся в пяти верстах от г. Новоржева (5).
    Рдейская пустынь была особенно много обязана своим благоустройством бывшему в ней настоятелем(стр. 7), Игумену, а впоследствии Архимандриту Ионе, который более всех настоятелей потрудился для этой св. обители.

(5) - См. Ист. Российской Иерархии, том V, стр. 669; VI, стр. 454. 

    Старанием и трудами его и был устроен доселе существующий храм Успения Пресвятой Богородицы, который украшен очень благолепным по тому времени иконостасом, снабжён достаточной утварью и полным кругом Богослужебных книг.
Настоятелями Рдейской пустыни были Строители, Игумены и по временам Архимандриты, но имена их сохранились очень не многие, которые здесь приводятся в следующем порядке.
    Строитель Спиридон Голохвастов, переведённый из Хвоинского Николаевского в 1670 г.;
    Строитель Дорофей в 1692 г.;
    Игумен Иона в 1696 г., а с 1705 г. Архимандрит;
    Архимандрит Иоил в 1709 г.;
    Игумен Иосиф Арбузов в 1737 г., а в 1739 г. переведён в Спасский Каргопольский монастырь и
    Строитель Игнатий в 1751 году.
    До штатов 1764 года за пустынью числилось земли пахотной 76 десятин и крестьян 122 души, а с приписными, от выше сказанных двух монастырей, 301 душа.
По утверждении штатов и отобрании монастырских вотчин в казну, Рдейская пустынь по неимению собственных средств к содержанию была упразднена, а потому бывшие в ней монашествующие, разошлись по другим обителям.
После упразднения обители в 1775 году, по резолюции Высокопреосвященнейшего Гавриила Архиепископа Новгородского, из неё были взяты в Новгородский Савво-Вишерский монастырь несколько икон и четыре колокола, из коих один опять был возвращён в пустыню, по резолюции того же Архиепископа Гавриила (6).

(6) - См. Летопись Савво-Вишерского монастыря// СПб., 1820 г. С. 13.

    Около 1780 года в пустыню был определён приходский священник с причтом и самая пустынь отчислена от Новгородской Епархии к Псковской, в ведение которой она находилась до 1857 года, а в том году была опять причислена к Новгородской Епархии, под управлением которой она состоит и по настоящее время.
    Причт в пустыне существовал до 1871 года, а в этом году, по случаю устроения приходской церкви в деревне Наволок, отстоящей от пустыни в 10 верстах, где находится самый центр прихода, он выведен, и пустыня в настоящее время, считается уже приписною, к сельской Наволоцкой церкви. За пустынью и до ныне числится земли сенокосной 36 десятин, которая находится от неё в 7 верстах, при деревне Высоком и 5 десятин пахотной в самой пустыне. Землею владеет причт Наволоцкой церкви, который по отдаленности её отдаёт местным крестьянам в арендное содержание. Для присмотра за церковью, в пустыни ныне живёт только один сторож и временно заштатный пономарь. Богослужение в пустынной церкви бывает один раз в год, в день главного храмового праздника Успения Пресвятой Богородицы.
    Бывшие прихожане Рдейской пустыни, несмотря на то, что для многих из них новая приходская церковь находится в очень близком расстоянии, и по ныне глубоко скорбят о том, что из пустыни выведен причт, чрез что пустынная церковь лиши¬лась богослужения, а они — того утешения, какое на¬ходили там при посещении её в воскресные и праздничные дни. Однако же не теряют надежды на то, что, сколько ни пройдёт времени, но пустынь опять сделается обителью иноческой (7).(стр. 9)

(7) - Убеждение их в этом сильно потому, что они верят предсказанию пустынника Афанасия,  жившего неподалеку от пустыни, который во время своей жизни говорил, что в Рдейской пустыни будет опять восстановлена иноческая обитель (о месте погребения этого пустынника помещено ниже).

                ***

                Храм Успения Пресвятой Богородицы в настоящем виде

Дому твоему подобает святыня
Господи, в долготу дней
(Пс. 92, ст. 6).

    Сей храм построен в начале прошлого столетия старанием и трудами настоятеля Рдейской пустыни Архимандрита Ионы и освящён в 1711 году, как доказывает, сохраняющийся до сих пор, деревянный крест с надписью, объясняющей в точности год освящения храма.
    Он каменный, двухэтажный, имеет вид квадрата с пристроенными к восточной стороне двумя отдельными алтарями, а с западной, притвором и колокольней. Длина храма от восточной стены нижнего алтаря до западной стены притвора с кладкой 13 1/2  сажень, ширина 5 1/2 сажень, а вы¬шина с главою и крестом около 8 сажень.  Стены храма в нижнем этаже имеют толщины 2 аршин, а в верхнем 13/4 аршина. Они кладены из крупного кирпича, длина которого 6 1/2 вершков, ширина 3 1/2 вершка, толщины 2 вершка, а весу 18 фунтов.
    Храм извне украшен различными карнизами, пилястрами, арочками, колонками и капителями, выкладенными из кирпичей. Поверх кровли возвышаются пять круглых кирпичных фонарей, из коих средний несколько потолще четырех угловых: главы устроены конусообразно, на которых поставлены железные кресты.
    Внутренность верхнего этажа храма имеет вид четвероугольника, стены которого сведены шатровым куполом. Иконостас в нём древнего устройства, столярной работы, о трех ярусах, с позолоченною местами   резьбою: царские   двери   сквозной   резьбы. Верх иконостаса увенчивается деревянным большого размера крестом: с  резным на нём  распятием Спасителя.   Устройство иконостаса современно построению храма, как видно это из надписей на находящихся  в  нём   иконах.
    В недавнее время он (стр. 10) возобновлён и вновь позолочен; иконы в нём греческого письма, и в двух верхних ярусах не особенно тщательной иконописи, а в нижнем местном ярусе написаны весьма хорошо и сохранились до настоящего времени в первобытном виде. Размер местных икон одинаковый, вышиною 1 аршин, 12 вершков, а шириною 1 аршин, 6 вершков; из них после чудотворного образа Успения Пресвятой Богородицы замечательны следующие иконы:
    а) Икона Святые живоначальные Троицы, находящаяся второй по левую сторону царских врат превосходного древнего византийского письма.

    б) Икона Благовещения Пресвятой Богородицы, находящаяся первой по левую сторону царских врат, на которой по нижнему краю доски следующая надпись:
«1708 года Ноября 1 дня написася сей святый образъ Благовещения Пресвятыя Богородицы въ Рдейскую пустыню, при настоятеле Архимандритъ Ионе писалъ Федоръ Коломенцевъ».

    в) Икона Казанской Пресвятой Богородицы на правом завороте; на сей иконе имеется следующая надпись:
 "Писанъ сей образъ въ г. Торопце, ружной церкви воскресенскимъ попомъ Дорофеемъ».
    В нижнем этаже храма находится церковь во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, которая устроена под алтарём верхней Успенской церкви и потому, имеет только внутри длины 8 аршин, а ширины 12 аршин. Алтарь её, пристроенный к алтарю Успенской церкви, имеет внутри до горнего места длины 61/2 аршин, а ширины 11 аршин. Иконостас в сей церкви простой столярной работы, одноярусный, почти без всяких украшений. Во время существования обители, церковь эта находилась при самой трапезе, а потому называлась она  - Трапезною. Трапеза сохранилась и поныне; она отделяется от церкви стеною, в которой устроена дверь и два окна, и занимает пространство под всей Успенской церковью и её притвором, имея (стр. 11) внутри длины 61/2 сажень, а ширины 4 сажени; потолок её устроен кирпичным сводом.  Западная стена   верхней  Успенской церкви,  отделяющая  от притвора и свод трапезы, поддерживается на четвероугольном большого размера столбе. Пол в трапезе дубовый,   набранный  из  штук,  вроде паркета, но чрезвычайно грубой старинной отделки.
    К северной стене трапезы примыкает отдельное каменное здание, служившее прежде поварнею, из которой устроена в трапезу дверь, для ношения пищи. Она современна построению храма и сложена из такого же кирпича, как и он, имея длины с кладкой 5 1/2  сажень, а ширины 5 сажень, 2 аршина
    При западной капитальной стене храма пристроена колокольня каменная же в виде четвероугольника, о двух ярусах; крыша на ней деревянная шатровая.
    Колокольня имеет длины 21/2 сажени, ширины 3 сажени, а вышины с небольшим 8 сажень.
    В верхнем ярусе, на деревянных брусьях, висят четыре колокола, из коих самый большой весу 21 пуд, 17 ф., перелитый из древнего, с прибавлением новой меди.

    Второй колокол в 4 пуда, 25 ф., перелитый из древнего в 4 пуда;
третий древний весу 1 пуд, 20 ф., на коем находится следующая надпись:
«7198 г. (1690 г.) Приложи сей колоколъ въ Торопецкой уездъ въ лазаревский станъ, въ Рдейскую пустыню къ церкви Зосимы и Саввития по обещанию..", далее надпись разобрать не было возможности.

    Четвертый колокол в 1 пуд, перелитый из древнего в 25 ф., с прибавлением новой меди.
    Кроме того, как выше было сказано, находились ещё три колокола, которые по резолюции Архиепископа Новгородского Гавриила, в 1775 году из пустыни были взяты в Новгородский Савво-Вишерский монастырь; какого они были веса, этого неизвестно, так как в настоящее время они уже и в том монастыре не сохранились. (стр. 12)
               
                ***
               
                Святыни и достопримечательные древности,
                находящиеся в Рдейской пустыне

    1) Издревле, чтимая святая и чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы вышиной 1 аршин, 12 вершков, а шириной 1 аршин, 6 вершков, на которой по нижнему краю доски имеется следующая надпись:
"Писалъ сей образъ города Торопца, Небана монастыря, Священно-Архиминдритъ Деонисий съ ученикомъ своимъ Алексеемъ Степановымъ, по прошению настоятеля Рдейской пустыни Архимандрита Ионы».
    На сей иконе имеется ещё и другая надпись, которая гласит, что в ней вложены части святых мощей семи мучеников, но каких, неизвестно. Они находятся с задней стороны по средине иконы, и закрыты в гладь дощечкой.

    2) Чудотворная икона Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, вышиной 1 аршин, 12 вершков, а шириной 1 аршин, 4 вершка, очень древнего письма и существует уже несколько столетий. От давности лет иконопись на ней почернела и местами подпортилась, но лики угодников Божьих ещё вполне сохранились. О сей иконе существует следующее местное народное предание: в одно время, когда икону эту хотели возобновить новыми красками, то, сколько ни прилагали к тому усилий, они не могли пристать к прежним краскам и потому должны были оставить её в первобытном виде. Местные и другие ближайшие жители, особенно почитают эту икону и часто просят служить пред нею молебны.

    3) Крест напрестольный сребропозлащённый че¬канной работы, осмиконечный, имеет длины 8 вершков, среднее перекрестье его 5 вершков. В нём находятся части святых мощей и других священных предметов, о вложении которых на нижней стороне, в кругах находятся следующие надписи:
"Часть древа животворящаго Креста Господня, часть(стр. 13) ризы Пресвятыя Богородицы, Камень от гроба Господня и части мощей святыхъ угодников Божиихъ.
Св. великомученика Димитрия Мироточиваго, св. великомученика Пантелеймона, св. Иоанна Архиепископа Константина града Златоустаго, св. Епифания Епископа Кипрскаго, св. Гурия Епископа Казанскаго, св. Варнософия Епископа Тверскаго, св. великомученика Федора Тирона, св. великомученика Федора Стратилата, св. преподобнаго Иоанна Дамаскина, св. преподобных отец в Синае и Раифе избиенныхъ, св. священномученика Антиппы Епископа Пергамскаго, св. девяти мученикъ, иже в Кизице, св. праведнаго Иакова Боровицкаго и св. мученицы Параскевы, нареченныя Пятницы".

    Внизу на рукояти креста вычеканено:
     "лета 7210 (1702 г.) месяца Августа, построенъ сей крестъ во Рдейскую пустыню, при настоятеле тоя св. обители, Игумене Ионе; весомъ 123 золотника».

   4) Три храмозданных осьмиконечных креста; один из них современный существующему храму, а два от бывших древних деревянных. Они устроены из липового дерева, с надписями на каждом.
    Первый имеет длины 131/2  вершков, надпись на нём следующая:
    «Освятися алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа; водруженъ бысть крестъ сей въ церкви преподобныхъ Зосимы и Савватия Соловецкихъ чудотворцев. Лета 7174 г. (1666), месяца Марта, 18 дня, на память, иже во святыхъ отца нашего Кирилла Архиепископа Иерусалимскаго, при благоверномъ Великомъ Государе царе, Алексее, Михайловиче, всея великия и малыя и белыя России Самодержавце, при Митрополите Питириме".

    Второй крест имеет длины 81/2 вершков, надпись на нём следующая:
«Освятися жертвенникъ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во храме, боголепнаго Преображения, при державе Благочестивейшаго Государя царя Петра Алексее(стр. 14)вича всея великия и малыя и белыя России Самодержавце, при Святейшемъ Патриархе Адриане Московскомъ и всея России, при Митрополите Иове Великаго Новаграда и Великихъ Лукъ, въ лето 7207 году (1699) индикта 7 месяца Января въ 20 день, на память преподобнаго отца нашего Евфимия Великаго».

    Третий крест имеет длины 101/2 вершков, надпись на нём следующая:
"Освятися жертвенникъ Господа и Бога Спаса нашего Иисуса Христа во храме Пресвятыя Богородицы Приснодевы Марии честнаго и славного ея Успения, при державе Благочестивейшаго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержавце, между патриаршествомъ. По благословению великого Господина Преосвященнейшаго Иова Митрополита Нова Града и Великихъ Лукъ. Отъ миробытия 7219, отъ воплощения-же Бога Слова 1711 года, Индикта 3-го Декабря 12 дня, на память святаго отца нашего Спиридона Епископа Тримуфийскаго ".

    5) Деревянный потир, прежде употребляемый для св. причащения; он выточен из липового дерева и окрашен краскою, на которой написаны изображения Спасителя, Божьей Матери и Крестителя Господня Иоанна, но они от древности местами уже подпортились.

    6) Два оловянных потира, с таким же дискосом, двумя маленькими блюдцами и медной звездицей.

    7) Оловянный ковчег,  для хранения св. даров.

    8) Две самых бедных священнических ризы, одна из них белая, холщовая древнего покроя, ровная, как спереди, так и сзади, а другая набойчатая.

                ***

                Библиотека

    Сохранившиеся доселе книги, за небольшим исключением, находятся большей частью богослужебные, из них особенно замечательны следующие:(стр. 15)

    а) Акафистник, напечатанный в Киево-Печерской Лавре в 1667 году.    По листам его имеется следующая надпись : 
    "Сия книга, глаголемая Акафистникъ,   Рдейския пустыни Преображенскаго   монастыря;  пожертвовалъ монахъ Макарий, при настоятеле Рдейския пустыни..."
Далее слова обрезаны, по случаю нового переплета.

    Книги московской печати:
    б) Триодь постная 1667 года; по листам её имеется следующая надпись:
    "Сия книга, глаголемая Триодь постная, Холмскаго уезда, Рдейския пустыни, казенная; подписана 1751 года въ Феврале месяце, при настоятеле Иеромонахе Игнатие".

    в) Устав или Типикон 1667 года, с такой же надписью, как и на Триоди.

    г) Общая Минея 1667 г.; по листам её имеется следующая надпись:
    "Сия книга глаголемая Минея общая съ праздники Господскими и Богородичными и нарочитыхъ Святыхъ; а купилъ сию книгу Игуменъ иона, Рдейския пустыни и Хвоинскаго мона¬стыря, въ тотъ Хвоинский монастырь Николая Чудотворца".

    д) Большой Требник 1679 года; по листам его имеется следующая надпись: "Книга глаголемая Требникъ, обители Преображения Господня Рдейския пустыни, куплена при настоятеле тоя св. обители отце Йгумене Ионе".

    е) Триодь цветная 1692 года, с такою же надписью, как и на Требнике.

    ж) Два Октоиха 1699 года, с такою же надписью.

    з) Апостол 1705 года, с надписью, как и на Триоди постной.

    и) Двенадцать месячных Миней 1705 года; на каждой из них имеется следующая надпись:
    "Сия книга глаголемая Минея, Холмскаго уезда, Рдеийския, пустыни, казенная; подана у Холмичанина Семена Иванова сына Дубровскаго, для поминовения его родителей, вечно и безповоротно; подпи-(стр. 16)сано 1751 года въ Феврале месяце, при  Строителе Иеромонахе Игнатие".

    Кроме того, в имеющейся описи ещё значатся Прологи, Четии-Минеи и другие духовно-нравственные книги, но они в настоящее время не находятся; некоторые, как видно из пометок в описи, сгорали во время пожара в деревне Наволоке, куда они были даны прихожанам для чтения. Ещё в той же описи значится древний Синодик, писанный полууставом, в коем были написаны имена бывших настоятелей Рдейской пустыни, Архимандритов, Игуменов, Строителей, монашествующих и других подвижников, а также и роды всех благотворителей, и многих крестьян вотчины Рдейского монастыря. К составлению настоящего описания вышеупомянутый Синодик послужил бы драгоценным пособием к пополнению сведений, как о бывших настоятелях, так и о некоторых других событиях,  но этот памятник уже более десяти лет тому назад затерян.

                ***

    В Рдейской пустыне, неподалёку от церкви с западной стороны находится могила в бозе почивающего пустынника Афанасия, уединенно жившего в небольшой землянки за озером, в 3-х верстах от пустыни, на острове называемом «Гряда» и скончавшегося там, около 1855 года. Местные жители верят, что он за свою благочестивую жизнь угодил Господу Богу и потому не только они, но и из других местностей, доколе в пустыне существовал причт, часто просили об упокоении души его служить панихиды. Биографические же о нём сведения в настоящем описании не помещены потому, что, во-первых, требуется проверить их обстоятельно, а во-вторых, оценить таким людям, которые вполне сами знают духовную жизнь и потому могут из собранных сведений отличить истинное от ложного.

                ***

    Издано Александром Андреевичем Усининым.

Источник: А.А. Усинин "Описание Рдейской пустыни, находящейся в Старорусском уезде, Новгородской губернии" // СПб, 1880 г.
(Экземпляр "Редкая книга", Научной библиотеки Новгородского государственного музея-заповедника, Кремль, г. Великий Новгород).


Рецензии