Из истории моего родного села

Село Деревянное возникло в 1496 году. В это период Карелия, находясь в составе Русского централизованного государства (с 1478 года), имела сравнительно благоприятные условия для экономического развития.
В результате конфискации земельных владений новгородских бояр здесь преобладающим земельным собственником стало государство, которое приступило к постепенной замене натурального оброка денежным. Такая форма феодальных повинностей открывала некоторую возможность для развития крестьянских неземледельческих промыслов.
По преданию, бытующему в селе, «…своё название оно получило из-за того, что все постройки в нем, кроме церкви были деревянными».
Помимо этого предания историческая память жителей сохранила ряд легенд о событиях Смутного времени и набегах польско-литовских отрядов. В частности, в народных преданиях о борьбе карельского народа со шведскими и польско-литовскими отрядами. Материалы интервью показали, что жители села Деревянное интересуются историей своей малой Родины и знают, что со строительством Олонецких Петровских заводов Карелия становится одним из крупных центров металлургической промышленности России, а крестьяне села стали приписными. Тяжелые условия работы на заводах вызывали протесты рабочих против невыносимого гнета. Так, например, в антифеодальном движении крестьян Карелии, приписанных к Олонецким Петровским заводам, в 1769-1771 годах принимали участие и жители Деревянской волости.
Повседневная жизнь жителей села Деревянное в 20-30- е годы XX века.
Значимость исследования повседневности 1920-1930-х годов состоит в том, что представляется возможность на основе различного рода документов личного происхождения рассмотреть особенности формирования нового человека в новых условиях строительства социалистического общества.
Когда жители села Деревянное вспоминают об изменениях в жизни сельского общества, то в памяти, прежде всего, обозначаются сюжеты, связанные с ключевыми переломными событиями, среди которых, прежде всего революция и Гражданская война.
Типичным в этой связи представляются воспоминания Г.А. Харлоева, который отмечает, что: «о периоде Гражданской войны мало, что можно сказать, так как в селе Деревянное переворотов или реквизиций не было. В основном в деревне события начались после Октябрьской революции с приходом с войны солдат-фронтовиков, которые начали создавать Советскую власть. Отделившись, от Ладвинской волости, создали Деревянскую волость, куда вошли: Деревянное, Ерошкина Сельга, Уя, Педасельга, Курсельга, Ужесельга, Машезеро.
Однако преобразования Советской власти, которые затронули каждого человека в селе Деревянное, присутствуют в воспоминаниях достаточно ярко, хотя и фрагментарно. Прежде всего, на это влияют возрастные особенности респондента, уровень образования, участие в том или ином событии.  «Мы собирали металлолом, макулатуру,- вспоминает Анна Савкина,- распространяли книги населению, озеленяли территорию школы. Был драмкружок, готовили концерты населению, учили женщин грамоте».
В 1922-1923 годах особое внимание было обращено на налаживание  государственной и кооперативной торговле.
В деревнях было значительно расширена  сеть лавок потребительской кооперации. Так, например, в селе Деревянное к этому времени уже существовала пекарня, в которой «выпекали ржаной и пшеничный хлеб», также был продовольственный магазин: « в селе был магазин сельского потребительского общества. Торговали продуктами и товарами повседневного спроса, а, именно, спички, хозяйственное мыло, керосин. Из тканей в основном ситец, фланель, байка.  Ассортимент товаров был небольшой».
Нужно сказать о том, что в селе Деревянное в рассматриваемый период была и почта. «Почтовое отделение возникло еще до Великой Отечественной войны и находилось в домах граждан. После пожара перешли в здание, которое специально было построено для почты в Прионежском переулке. Длительное время работали на почте Николаева Евгения Николаевна и Корженевская Антонина Григорьевна".
В то же время по инициативе сельских и партийных организаций и передовой части крестьянства в волостях стали создаваться крестьянские трудовые артели по заготовке леса.
Для молодежи села Деревянное огромную роль сыграло то, что в 20-е годы XX века были созданы Пионерская и Комсомольская организации.
В этот период времени происходило распространение массовой культурно-просветительной работы среди населения. Особое внимание уделялось росту и работе этих учреждений в сельской местности, где жила основная масса населения. 
В период «культурной революции» особую роль в деревнях приобретает личность и деятельность учителя. Яркую картину в памяти об учёбе в школе сохранили практически все респонденты. «Первыми учителями были Смирнов Николай Иванович с женой Александрой Яковлевной и Полина Ивановна Новикова, учителем и директором был Тихомиров. В школе было 4 класса. Осенью 1932 года был открыт 5 класс».
Запомнили в селе и мероприятия, которые проводились по борьбе с церковью. Чугункова Галина Григорьевна вспоминает, что « сначала в селе Деревянное было две церкви: Никольская и Троицкая. В 1929 году закрыли Никольскую церковь и там сделали клуб, который раньше находился в школе. Местная легенда гласит о том, что «когда клуб в церкви открыли, то в ту ночь медведь много коров убил, и жители стали говорить, что это наказание божье, а Троицкая церковь действовала до 1935 года. В этом же году учитель школы Еременко снял с церкви колокола, и теперь клуб перенесли в эту церковь, а в 1937 году сняли и колокольню».
Период 30-х годов XX века характеризуется многообразными противоречивыми явлениями.  Наряду с развитием  простейших форм кооперации возникли первые коллективные хозяйства: коммуны, артели, товарищества по совместной обработки земли (ТОЗ).  Такие объединения начали появляться и в селе Деревянное. Например,  жители села организовали колхоз и назвали его «Заря».
Зимой 1929-1930-е годы советская власть развернула кампанию по проведению сплошной коллективизации сельского хозяйства. Член Прионежского райисполкома товарищ Михеев в селе Деревянное на собрании местного актива крестьян-бедняков и середняков заявил: «Кто не пойдет в колхоз, тот против Советской власти».
Для дальнейшего развития колхозного строя и роста трудовой активности колхозников большое значение имел II Всесоюзный съезд колхозников-ударников, состоявшийся в Москве в феврале 1935 года. На нем участвовали и передовики колхозного производства Карелии: Олонецкий, Прионежский и Пудожский районы, которые  вплотную подошли к завершению сплошной коллективизации.
Воспоминания респондентов показывают трудности повседневной жизни, с которыми столкнулось население в 30- годы XX века.  « Родилась я 7 марта 1932 года. Самая лучшая пора в жизни - детство, когда все заботы на родителях. Но нам в то время было трудно, особенно в большой семье. Но это не ощущалось ради мамы. Мы рано лишились отца (доброго, умного). Он очень любил детей, мать никогда не огорчал. Воспитывали в нас доброе отношение к людям, к пожилым. Сами были всегда добры, вежливы. Мама старалась нам дать всё: питание, одежду, ласку, заботу. Дома всегда был порядок. Когда мне исполнилось 6 лет, родились близнецы, а папы уже не было. Летом сенокос, мама с братом и сестрой Валей с утра и до вечера на покосе, а я за няньку. Две крошки в люльке, надо накормить молочком, пеленать и в квартире держать порядок. Знала, что мама придет с покоса усталая, да еще надо корову подоить, нас ужином накормить. Уже в те годы мы были старше своих лет, так жизнь заставила. Но понятие о жизни оставалось детское».
30-е годы XX  века - это период массовых репрессий, которые особенно серьезно затронули жизнь села Деревянное в 1937 году. Жители села узнали об этих событиях не только из газет, но из личного опыта.
«Жила в селе Деревянное бабушка по фамилии Назарова, так вот она натерпелась однажды страху. Пошла ни свет, ни заря клюкву на болото лесное собирать недалеко от того места, где потом пионерлагерь был, и увидела: подъехала машина, оттуда вышли солдаты, кинули доску к самому топкому месту и погнали одного за другим людей. Стреляли каждому в затылок - и концы в воду. Она прижалась к земле, скрылась за кустами. Уж машина ушла, а она подняться ещё боялась. С тех пор обходила это место за три версты. Но напуганная до смерти всё-таки шептала соседям: «И концы в воду». Много печального в нашей недавней истории, много трагического».
Сергей Чугунков, уроженец села Деревянное, от своего деда Дмитрия слышал о расстрелах в Красном Бору: «Тихо-тихо, шепотом передавала «сарафанная почта» из избы в избу: «Стреляют кого-то».
Сегодня захоронение у места  Красный Бор близ села Деревянное можно определить как место национальной трагедии народов Карелии.
30 октября - День памяти жертв политических репрессий. В этот день, в Красный Бор, приезжают родные и близкие погибших. День памяти отмечается и всеми жителями села Деревянное. Проводимые репрессии затронули самые различные слои населения и пострадали от них не только люди, занимающие высокие посты, но и рядовые граждане.
Повседневность военного времени по материалам
воспоминаний жителей села Деревянное
Объявление войны Советскому Союзу фашистской Германией 22 июня 1941 года, а затем Финляндией предопределило крушение мирного строя жизни для жителей Советской Карелии. В республике разворачивается работа в соответствии с утвержденными мобилизационными планами, и осуществляются первоочередные мероприятия, продиктованные военным временем.
Вспоминая какой весомый вклад внесли жители села Деревянное в победу в Великой Отечественной войне, Василий Александрович Митруков  отмечает: «Из села Деревянное на войну ушло около ста человек: мужчин, юношей, девушек. По решению Правительства между Деревянным и Ерошкиной Сельгой началось строительство военного аэродрома. Появилось много военных строителей - жили в лесу в палатках. Аэродром был построен в очень короткие сроки. В июле-августе 1941 года через Деревянное производилась эвакуация жителей Петрозаводска и других районов в сторону Вознесенья, Ладвы. 22 сентября 1941 года эвакуировали жителей села Деревянное в  Петрозаводск».
Мемораты респондентов отличаются особенной эмоциональностью, когда они вспоминают о своих первых впечатлениях о начале Великой Отечественной войны:
« Я родилась в 1931 году,- вспоминает  Кузьмина Галина Петровна,- до войны окончила 3 класса начальной школы.  В 1941 году мне было 10 лет, когда началась Великая Отечественная война».
В то же время, как отмечал  К. Симонов: «Война не есть сплошная опасность, ожидание смерти и мысли о ней. Если это было так, то ни один человек не выдержал бы тяжести её даже месяц».
Эти слова невольно подтверждают то, что подвиг совершали не только мужчины, но и хрупкие женщины.
Данные воспоминания в очередной раз подчёркивают, какой весомый вклад внесли советские девушки в борьбе против общего врага даже ценой собственной жизни: «Комлева Татьяна Егоровна родилась в 1923 году в селе Деревянное 25 января. Училась в нашей школе.  Была в числе лучших учеников в учебе и активной работе. Тая- пионерка была примером для многих. После окончания школы училась в медицинском техникуме. Увлекалась парашютным спортом. Любила книги, музыку. В первые дни Великой Отечественной войны Таня вступила в партизанский отряд, участвовала в боях против белофиннов. Вскоре в одной из газет республики появилась заметка, в которой было написано: «Смертью храбрых погибла под Медвежьегорском 18-летняя комсомолка, медицинская сестра, партизанка отряда Таня Комлева. Это было 6 декабря 1941 года».
В условиях военного времени мирному населению пришлось пережить очень сложный в психологическом отношении этап- это эвакуация. Для каждого респондента воспоминания о данном событии индивидуальны и остались в памяти на всю жизнь. «когда узнали, что началась война, надо эвакуироваться, то мы с подругой Розой Федотовой радовались тому, что увидим другие страны. Не представляли, что нас ждёт. Разрешили взять багаж только по 40 кг на человека. Эвакуированных на лошадях из деревень вывезли в лес, так как сёла, деревни уже бомбили.
Эвакуация проходила одновременно с боями, которые отражали натиск противника. Наступление было стремительным. Несмотря на успехи финских войск в продвижении на территории Карелии войска Красной Армии сдерживали врага, бои шли за каждую пядь земли. Село Деревянное защищали подразделения Красной Армии во главе с подполковником Бояриновым П.М. Погибло при защите 12 воинов. Среди них лейтенант Борис Евгеньевич Ленгрен. «Мой папа родился, учился и вырос в городе Ленинграде. Был честным, добрым человеком. Очень любил своих детей. Юность его была трудная, отца лишился рано, пришлось помогать матери. Работал на заводе имени Ленина в отделе капитального строительства начальником механомонтажного участка. Имел большой производственный опыт и охотно делился им с товарищами, был коммунистом. Он участвовал в 1919-1920 годах в Гражданской войне, и в 1939-194- годах в войне с Финляндией. Вместе со своим батальоном в жестокие морозы Борис Евгеньевич проделал героический путь от Ленинграда до Выборга. После войны вернулся на родной завод. Но вскоре  началась Великая Отечественная война и Борис Евгеньевич, хотя у него была бронь, добровольно отправился на фронт, грудью защищать свою родину. 25 сентября 1941 года в ожесточенной схватке с врагом лейтенант героически погиб».
Национальная политика финского оккупационного режима в Карелии в 1941-1944 годах, направленная на разделение населения по национальному признаку, не принесла желаемых результатов. Режиму не удалось привлечь на свою сторону советских карелов, вепсов, финнов.
Так как село Деревянное находилось на побережье Онежского озера, то финские власти особо опасались появления разведгрупп, которые могли придти по льду озера с Пудожского берега, и комендантский режим был особо строг.
Необходимо учитывать, что в рассматриваемый период на территории села Деревянное проживало население, состоящее из русских. «Карелы, вепсы, финны появились здесь только в 50- е годы XX века».
26 июня 1944 года в тылу врага с бронекатеров высадился десант, который заставил финнов покинуть село Шёлтозеро. 28 июня 1944 группа десантников высадилась в районе Уйской губы, она освободила село Деревянное.
30 апреля 1949 года в нашем селе  проходил коммунистический субботник по созданию Братской могилы. «Здесь был захоронен 51 воин Советской Армии, погибший в 1941 и 1944 годах».
На протяжении всего времени, после Великой Отечественной войны, открывались новые факты и имена погибших. В 2004 году нашли останки еще трех воинов, которых захоронили в Братской могиле. Краеведы- учителя школы № 9 села Деревянное: Чугункова Галина Григорьевна и Трофимова Лидия Михайловна через военкомат установили фамилии погибших воинов, через родственников узнали о жизни этих людей, получили фотографии. В основном это молодые рабочие, крестьяне со всех уголков нашей великой Родины.
Победой советского народа закончилась Великая Отечественная война, но какой высокой ценой она была достигнута. Для респондентов данные события навсегда останутся в памяти, а их воспоминания необходимы современному обществу, прежде всего молодому поколению, чтобы знать какой подвиг совершили их близкие во имя мирной жизни.


Рецензии