Интервью с Юрием Лозой

ЮРИЙ ЛОЗА: «У РОССИИ ХОРОШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

Сегодня большинство публичных людей активизировали свою деятельность в глобальной сети Интернет. И надо отметить, что некоторые из них приобрели в виртуальном мире не меньшую популярность, чем в реальной жизни. Один из них - автор и исполнитель своих песен Юрий ЛОЗА.

ДОСЬЕ
Юрий Эдуардович Лоза родился 1 февраля 1954 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1961-м семья перебралась в Алма-Ату, где и прошли его детство и юность. После окончания десятилетки поступил в Казахский государственный университет на геофак, но через полтора года бросил учёбу. Затем служил в армии на Дальнем Востоке в ракетных войсках стратегического назначения. В 1975-76 годах работал в ОМА Казахконцерта в качестве ресторанного музыканта и параллельно учился на отделении ударных инструментов музыкального училища в Алма-Ате, которое не закончил. В начале 1977-го гастролировал по Казахстану в составе различных филармонических коллективов. С конца 1977 года работал гитаристом, банджистом и ведущим вокалистом в группе «Интеграл». В 1983 году перебрался в Москву, играл и пел в группе «Зодчие», параллельно выпуская по одному авторскому магнитоальбому в год. С 1987 года начал официальную сольную карьеру. Среди наиболее популярных песен Юрия Лозы - «Пой, моя гитара», «Сто часов», «Я умею мечтать», «Опять», «Мать пишет» и другие.

- Я понимаю, что задать вам мало-мальски оригинальный вопрос достаточно сложно. Ведь вы, по сути, опережаете любые возникающие вопросы своими постами в блогосфере. Скажите, как появилась эта потребность - давать оценку современной ситуации в политике, экономике и прочих сферах жизни общества? Изменило ли это как-то вашу жизнь?

- Я за свои годы много чего наговорил. Был период, когда работал сольники с гитарой, вплоть до стадионов, и мне приходилось отвечать на сотни вопросов, заданных в записках и устно. Тогда казалось, что я ответил на всё, что может быть сформулировано. Сейчас появилось много новых тем, на которые хотелось бы поговорить, и Фейсбук даёт такую возможность. Почему бы не воспользоваться?

- Сегодня, в период откровенной информационной войны в мультимедийном пространстве, всплывает много очевидной лжи, подтасовок фактов. И многие попадаются на эту ложь, становятся её жертвами. Как вы оцениваете свой иммунитет к данному явлению? И что можете посоветовать остальным?

- Это вторая причина, по которой я подключился к информационному пространству. Я, как мне кажется, знаю ответы на некоторые вопросы, остающиеся для большинства людей вне понимания. Иногда в силу своего образования, иногда опыта, а иногда и способности ясно изложить исходные составляющие проблемы. А посоветовать могу только одно - думать и сопоставлять.

- В своё время из соображений рациональности вы предпочли карьеру музыканта карьере футболиста. Всегда ли в жизни принимаете рациональные решения?

- Когда в 1983-м перебирался на постоянное проживание в Москву, то намеревался жениться на дочке дипломата с квартирой, дачей и машиной, а взял в спутницы жизни девушку из Керчи без прописки и какого-либо приданого. Ну разве можно после этого называть меня рациональным человеком?

- Чем примечательна ваша работа в Казахконцерте? Случается ли сегодня бывать в Казахстане?

- Кабацкая школа - хорошая школа. Когда можешь исполнить тысячу песен, половина из которых на иностранных языках, поневоле ознакомишься с мировой музыкальной культурой. Бывал в Казахстане и Алма-Ате в частности, но никакой ностальгии не испытал. Видимо, слишком много времени я провёл в России и слишком много произошло в моей жизни перемен.

- Песню «Плот» принято считать вашим главным шлягером. Согласны ли с этой точкой зрения?

- Эта песня всегда стояла особняком. Она не вошла ни в один из моих номерных альбомов, которые по названию и по сути были тематическими. Многие говорили, что она чуть ли не спасла их в трудные минуты, провела через бури жизненных невзгод и разочарований. Ну что ж, если это так, то я рад, что оказался кому-то полезен.

- Вы фактически монополизировали исполнение своих песен. Неужели не занимает мысль, что чьё-то исполнение может придать им свежую окраску?

- Пока сам нахожусь в хорошей певческой форме, лучше меня мои песни никто не исполнит. Когда их писал, то думал и об аранжировке тоже, ведь всё делал сам. Примоднять мои песни не надо, никакие новомодные барабаны и английские речовки их не украсят, так для чего огород городить? К тому же для того, чтобы послушать эти песни, надо приглашать Лозу, а не эмпирического Васю Пупкина, что даёт некоторую надежду на обеспеченную старость.

- Пишутся ли сегодня песни и где их можно услышать?

- Конечно, пишутся, только пристроить их куда-либо практически невозможно. Телевидение перекрыто, радио раскуплено, остаётся выкладывать в Интернете или самостоятельно издавать и дарить.

- Вы часто в интервью нелестно отзываетесь о сегодняшней российской эстраде. Что бы вы предприняли, чтобы изменить ситуацию, будучи, например, министром культуры?

- Постарался бы поднять авторитет труда. Написать песню гораздо труднее, чем её исполнить, но у нас авторы сегодня не в чести. Спеть в опере на порядок труднее и требует хорошей вокальной подготовки, поэтому и статус классических музыкантов должен быть выше. Детское творчество обязано стать массовым и не быть ориентировано исключительно на эстраду, мало того, на эстраду в меньшей степени. Дети не должны желать «порвать» конкурентов, а радоваться каждой минуте на сцене, но им следует также и понимать, что сцена не единственный путь в жизни.

- Не так давно в свет вышла ваша книга «Научу писать хиты». Помимо того, что она вполне толково написана, не является ли сам факт её появления этакой насмешкой над сутью современного «шоу-биза»?

- Нет, это просто занимательный учебник. Все примеры абсолютно необходимы для иллюстрации той или иной мысли, не более того. А шоу-бизнес не надо высмеивать - он сам себя высмеивает каждый день практически каждой новой песней.

- Очень заинтриговало сообщение на вашем сайте о том, что вы пишете эстрадные юмористические номера. Лично я не знаком с этой гранью вашего таланта. Как пришли к этому? И какого результата ожидаете от своих произведений?

- Я много чего пишу. Иногда идеи проще изложить в форме рассказа, иногда в форме интервью, иногда в форме юмористического номера. Я пишу тогда, когда мне хочется, и только то, что хочется, потому что, к счастью, не скован необходимостью зарабатывать пером.

- Проходила информация, что в последние годы вы больше времени проводите в Болгарии, нежели в России. Что вас привлекает в этой стране? И как развивается ваша интеграция с ней?

- Информация неверна. Мы купили небольшую квартирку в обычном доме в Болгарии, стараемся в летнее время чаще там бывать, но об интеграции с Болгарией нет и речи.

- Какую бы судьбу, как аналитик, вы бы могли спрогнозировать для нашего государства на ближайшее время?

- У России хорошие перспективы, ведь предки позаботились, чтобы у нас было много всего того, что понадобится в ближайшее время и будет стоить очень дорого - земля, вода, недра и ресурсы. Как мы этим распорядимся, зависит от воли и умения нашего руководства, и президента в первую очередь. В последнее время его действия меня устраивают, надеюсь, так же будет и в дальнейшем.




Опубликовано в газете «Щит и меч» (№ 4-2015).

Предлагаю издателям свою новую книгу под рабочим названием «Шутки в сторону».
Все подробности здесь http://игорьалексеев.рф/p9.htm


Рецензии