Целую, Тося. Глава 20

http://www.proza.ru/2017/03/21/25

Как не оправдались надежды Лады на следующий визит Равиля, так, в свою очередь, не суждено оказалось сбыться чаяниям парня на то, что по завершению службы в армии он непременно отыщет Тоню. Упорно обзванивая абонентов с фамилией "Ручновы", Равиль так и не нашёл ни в одной семье девушки по имени Антонина, одна тысяча девятьсот восемьдесят второго года рождения.

Один раз, сам того не подозревая, он прошёл буквально в двух шагах от цели. На звонок ответила одинокая женщина - вдова Тониного отца - Василия Ручнова. Мария Михайловна задрожала от злобы при упоминании ненавистного имени внебрачной дочери своего покойного мужа, о существовании которой она безусловно знала. Недоброжелательно ответив Равилю, Мария Ручнова сердито посоветовала ему больше никогда не беспокоить звонками одинокую женщину, не имеющую ни одного близкого человека на всём белом свете. Равиль принялся извиняться, но не дожидаясь окончания его фразы, женщина прервала связь.

Только однажды дрогнуло сердце парня, охваченное болью, когда пара старичков, переваливших девяностолетний возраст, напугала его известием о смерти своей правнучки по имени Тося. Не пытаясь выяснить год рождения девушки, поскорее напросившись с визитом домой к пожилым людям, Равиль не успокоился до тех пор, пока не увидел фотографию девушки, совершенно не похожей на его Тосю. И помимо того, оказалось, что от волнения парень ослышался по телефону. Старики называли правнучку Туся, переиначив имя Наташа.

Знакомство с пожилыми людьми не завершилось для парня первым визитом. Старики жили совершенно одни. Единственная дочь давно умерла, внучка пожилой пары - мать девочки Наташи - умерла вскоре после её гибели, а уехавший из города отец девочки давно не подавал о себе вестей. Родственники этого мужчины - родная сестра и племянник - изредка навещали стариков, но только с единственной целью: проверить, живы ли они, и не пришла ли уже пора оформлять в наследство две квартиры, находившиеся на одной площадке. Старики занимали двухкомнатную, а напротив пустовала однокомнатная квартира умершей внучки. В этой квартире, вскоре после окончания службы в армии, на несколько лет поселился Равиль, снимая её у пожилых людей до самой их смерти.

Получилось так, что впервые побывав у стариков, Мустафинов принялся навещать их в каждое увольнение. Они, конечно же, находились под патронажем социальных работников, только вот помощь с их стороны была довольно несущественной. Старики оставались не в претензии, благодарные уже за то, что раз в месяц им убирали квартиру, еженедельно закупали продукты и по мере необходимости медикаменты. Но внимательный Равиль, с детства воспитанный в атмосфере тёплого участия к старшим, заметил, что доставляемый пожилым людям продуктовый набор очень уж однообразен. Поэтому он старался порадовать стариков гостинцами, особенно после демобилизации и устройства на работу, когда у него образовалось к этому больше возможностей.

***
Поскольку Равиль так и не нашёл Тоню к моменту окончания службы, то он решил остаться в Липовске и продолжать поиски. Поэтому, проведя две недели после демобилизации у родителей, парень вернулся в город. Карим старался уговорить сына обосноваться в Татарстане, предлагая помощь в устройстве на работу, если не в самих Набережных Челнах, то хотя бы в Казани. А мать, до крайности опечаленная решением Равиля вернуться в Липовск, тем не менее, не попыталась убедить его остаться, проницательно чувствуя, что сыну не будет покоя, пока он не отыщет свою любимую.

Поисками работы Мустафинов озаботился ещё в последние месяцы службы. Если бы он к этому времени нашёл Тоню, то непременно попытался бы возобновить контакт с руководством завода по производству спутниковых антенн и телепередатчиков в Санкт-Петербурге, куда Равиля, обладающего незаурядными способностями в своей специальности, приглашали по окончании университета на должность инженера. Отправляясь в увольнительные дни в город, парень несколько раз обращал внимание на рекламные объявления о подключении кабельного телевидения. В эту организацию и отправился парень в поисках работы.

Главный инженер предприятия, тридцатидвухлетний Александр Фомин, несмотря на профильное образование Мустафинова, являющееся для города большой редкостью, тем не менее, остерегаясь при приёме работника из другого региона, сказал, что может принять Равиля только на одну из рабочих должностей: монтажника-кабельщика, занимающегося прокладкой кабельных сетей и установкой принимающего оборудования на крышах домов, или электромонтёра по подключению кабельного оборудования.

Сначала парень выбрал должность электромонтёра, надеясь во время выполнения своих обязанностей по подключению квартир абонентов к кабельному телевидению получить больше возможностей в поиске Тони. Однако к моменту демобилизации вакантных должностей электромонтёров не оказалось. И Равиль с готовностью приступил к работе монтажника-кабельщика, надеясь, что со временем сможет перейти на должность электромонтёра, чтобы иметь хотя бы небольшой доступ к базе абонентов, квартиры которых предстояло подключать, и обслуживать затем кабельную сеть.

Между тем, текучка кадров и возникновение вакансий образовывались как раз в числе монтажников. Объяснялось это тем, что в две тысячи четвёртом году услуги кабельного телевидения в городе оказались чрезвычайно востребованы. Электромонтёры едва успевали подключать новых абонентов, монтажники насилу успевали прокладывать новые сети и устанавливать на крышах домов приёмные антенны. Рядовые сотрудники в это время получали вдвое больше, чем работники металлургического комбината - основного промышленного предприятия города и одного из крупнейших в стране.

Но, как это зачастую происходит, хотелось получать ещё больше, причём, не прикладывая особых усилий. Основой для этого послужили те самые приёмные антенны. Большинство из вновь принятых кабельщиков-монтажников, за исключением небольшого числа работающих с момента основания предприятия в середине девяностых годов, оставались на работе не более полугода, а то и намного меньше. Охватив примерную картину установки антенн на городских домах, недобросовестные работники увольнялись и, вскоре, то там, то сям совершались кражи приёмных устройств. Городские бесплатные газеты наводнили объявления о подключении кабельного телевидения по цене, в два раза меньшей, чем у того предприятия, где работал Мустафинов. Немало жителей, подкупаемых обещанной малой ценой, пользовались этими предложениями. Бывшие кабельщики приходили, подключали ворованный приёмник и, получив деньги, бесследно пропадали. Тем временем, рано или поздно, возникала необходимость в обслуживании подключённого оборудования. И вот тогда горе-абоненты принимались звонить по телефонам, оставленным мошенниками, которые вполне естественно не отвечали. В ответ на обращение в организацию по подключению кабельного телевидения жители получали предложение подключиться к ним за установленную плату и пользоваться услугами на законном основании.

Таким образом, хищение антенных устройств составило для предприятия серьёзную проблему. Массу времени и, прежде всего, средств отнимала установка новых приёмников, взамен украденных. Имея непосредственное отношение к возникшей проблеме, Равиль однажды предложил Фомину устанавливать на крышах домов антенны, оборудованные так называемым чипом, проще говоря, устройством, кодирующим приём телепрограмм в случае кражи оборудования и, как следствие, нарушения соединения. При установке такой антенны в другом месте приём телепередач становился невозможным, а значит, терялся смысл кражи.

***
После слов Мустафинова, главный инженер в течение нескольких минут, молча, смотрел на двадцатидвухлетнего парня, предложившего выход из тупиковой для предприятия ситуации, думая о том, насколько он недооценил его, принимая на работу. Равиль терпеливо ждал, не поторапливая при этом своего руководителя. Через некоторое время Александр задумчиво сказал, что подумает над предложением Мустафинова, уточнив напоследок, способен ли Равиль самостоятельно изготовить предложенное им кодирующее устройство. Удивлённый вопросом парень ответил, что иначе не стал бы беспокоить руководство предложением, поскольку идея с кодированием не нова. Вся суть только в её воплощении, а это ему под силу.

На следующий день Фомин позвал Равиля в ресторан, чтобы обсудить с ним решение, оказавшееся для Мустафинова, в некотором  роде, судьбоносным.
- Равиль, - начал Александр, худощавый мужчина, среднего роста, с зачёсанными набок русыми волосами средней длины, слегка вытянутым лицом, на котором особенно выделялись внимательные глаза, серого цвета, и крупный, загнутый по ястребиному нос с горбинкой, - как ты смотришь на то, чтобы организовать вместе со мной предприятие по оказанию услуг кабельного телевидения? Будем устанавливать антенны с изготовленным тобой чипом и ... разбогатеем, - улыбнулся Фомин. - А то что-то наши учредители, грубо говоря, зажрались. Руководящему составу оплату который год не повышали. Если и повышали, то на копейки. Отсюда и воровство...
- Так воруют же уволившиеся работники, - наивно удивился Равиль. - Хотя рядовым вроде бы неплохо платят.
- То, что ты называешь "неплохо", - объяснил Фомин, - на самом деле, раза в три меньше, чем следовало бы. И к тому же, года через два спрос на кабельное неминуемо снизится. И что тогда? А тогда, учредители всё равно останутся при своих дивидендах, поскольку абонентская база, хотя и не будет расти такими темпами как сейчас, но доход приносить не перестанет. А рядовые кабельщики станут довольствоваться зарплатой, намного ниже нынешней. И воровство при этом, под прикрытием начальника отдела строительства, продолжится.
- Разве он тоже завязан? - продолжал изумляться Мустафинов.
- А ты как думал? - усмехнулся главный инженер. - Украсть с крыши дома антенну это полдела. А чтобы подключить её, требуется кабель в огромном количестве, ну и другие приспособления. Да мне ли тебе объяснять, ты и сам знаешь. Вот и получается, что бывшие кабельщики тащат антенны, начальник отдела списывает по актам намного большее количество кабеля, чем требуется, и все в доле. В результате, бывшие отстёгивают ему деньги от подключения.
- Если тебе об этом известно, то почему не открыть глаза руководству?
- Не всё так просто в нашем королевстве, - усмехнулся Фомин. - Года три назад, сунулся я с одним техническим предложением к генеральному. Он меня внимательно выслушал и сказал, что идея несвоевременная и, вдобавок, требует больших материальных затрат. А несколько месяцев спустя моё предложение неожиданно внедряют в жизнь, представляя при этом, как задумку генерального, получившего за него неслабое вознаграждение от учредителей.
- Может, надо было, напрямую, к учредителям обратиться? - предположил парень.
- Учредители... блин, - криво улыбнулся Александр, - это такая порода... Во-первых, они у нас в Москве. И во-вторых, ниже генерального разговаривать не станут. А попробуешь прыгнуть через его голову, вмиг на улице окажешься, без работы и выходного пособия.
- Понятно, - кивнул Равиль. - Но, что касается нового предприятия, - продолжил он, - то кроме своих технических знаний мне нечего предложить. Безусловно, на внесение уставного капитала я могу взять кредит, конечно, смотря сколько от меня потребуется. А вот, что касается средств на развитие производства... их негде взять. Разумеется, - продолжал рассуждать парень, - можно начинать с небольших объёмов. Но, насколько я успел понять, тебе это не подходит. Во-первых, потребуется много времени, чтобы хоть немного встать на ноги и начать получать доход. А во-вторых, если, как ты утверждаешь, предполагается снижение спроса на кабельные услуги, то мы разоримся, не успев даже отбить вложенные средства.
- Ну, ты молоток, Равиль, - восхищённо воскликнул Фомин. - Рад, что не ошибся в тебе. Я даже не предполагал, что мне когда-нибудь доведётся отыскать такого здравомыслящего делового партнёра. Неужели, это в универе теперь преподают теорию бизнеса? Или ты сам имел отношение к предпринимательству?
- Нет, - покачал головой Мустафинов, - в универе не изучал. Мой отец занимается грузоперевозками. Поэтому я в курсе некоторых организационных моментов. Кстати, отец предпочёл начинать своё дело с небольших объёмов, отказавшись при этом от партнёра, предлагавшего немалые средства. Как показала жизнь, он не ошибся, поскольку тот несостоявшийся компаньон кинул другого.
- И что, тот, другой? - заинтересованно спросил Александр.
- Решил вопрос кардинально, - пожал плечами Равиль. - Так что, афера впрок не пошла. А мой отец, узнав об этом, лишний раз убедился в своей правоте.
- Теперь понятно. Обещаю, Равиль, что я не собираюсь кидать тебя, по той простой причине, что мне не обойтись без твоих технических навыков. Я ведь давно задумывал открыть свой бизнес. Но, честно тебе признаюсь, опасался, что мне не потянуть именно техническую сторону дела. Что касается непосредственно организации, лицензирования услуг, это всё не представляет для меня проблемы. А вот профессиональные навыки... Я же, по большому счёту, не связист, а электрик. Закончил местный технический универ по специальности "Электрооборудование".
- Спасибо, я понял, - ответил парень. - А про отца рассказал, всего лишь, отвечая на твой вопрос о навыках в бизнесе.
- Так вот, - воодушевился Фомин, - по поводу объёмов производства и, как следствие, капитальных затрат, ты абсолютно прав. Но, ... тут мы имеем с тобой весьма неплохой бонус, в лице моего тестя. У нас в области который год проводится программа для развития малого бизнеса. А это значит, что? А это значит, в случае выигрыша тендера, предполагается выдача нехилого кредита, под смехотворный процент. Само собой, я не стал бы с этим завязываться, если бы не тесть, который имеет непосредственное отношение к этой программе. Поэтому, предлагаю следующее: выигрываем тендер, берём кредит, закупаем оборудование и раскручиваемся. Ну, как тебе такое предложение?
- Заманчиво, - произнёс Равиль. - Только, со своей стороны, хочу сразу оговорить, чтобы моя доля, как учредителя, соответствовала моим вложениям. То есть, была значительно меньше твоей.
- Понимаю твою щепетильность в этом вопросе, - кивнул Александр. - Но, должен заметить, что твои технические навыки будут значить ничуть не меньше, чем материальные вложения. И я вовсе не собираюсь тебя ущемлять.
- Это я понял, - серьёзно ответил Мустафинов. - Но, говоря об уменьшении своей доли, я имел в виду не ограничение, а прежде всего, безопасность.
- А тут вот уже я не понял, - озадачился Фомин.
- Как бы то ни было, - объяснил Равиль, - а кредит, тем не менее, придётся возвращать. Хорошо, если у нас всё пойдёт, как задумано. А если нет, то мне нечем будет его обеспечить. У меня нет ни собственности, ни накоплений. А ставить при этом на кон свою свободу не хотелось бы. Да это и бесполезно по отношению к кредиторам. Кроме возможного морального удовлетворения, пользы это не принесёт.
- Ясно, - согласился Александр, всё более изумляясь здравомыслию своего молодого партнёра. - Ладно, пусть так и будет: установим твою долю при оформлении устава предприятия. В конце-концов, её в любой момент можно изменить в большую сторону. Значит, по рукам?
- По рукам, - ответил парень. - Ещё один момент, - добавил он.
- Слушаю тебя.
- Это касается уже непосредственно начала нашей деятельности. Не уверен, что получится, но попробовать стоит. Можно будет переговорить с заводом спутниковых антенн в Питере, по поводу объёмов закупаемого нами оборудования. Не исключено, что мы можем рассчитывать на хорошую скидку в случае большой партии.
- Идея отличная, Равиль, - воскликнул Фомин. - Если бы ещё найти человека, с которым можно переговорить. А то я, кроме клерков из отдела продаж, никого не знаю. А с ними, сам понимаешь, такие вопросы не решаются.
- У меня остались некоторые контакты, - осторожно сказал Равиль. - Попробую выйти на них.
- Ничего себе! - удивился Александр. - И ты ещё сомневался, соглашаться ли тебе на партнёрство! Когда же ты успел завести такие знакомства?!
- Я учился в университете в Нижнем, - объяснил Мустафинов, - и на последнем курсе к нам приезжали из Питера, чтобы подобрать специалистов для будущей работы на этом заводе. Мне предложили должность инженера.
- А почему же ты остался после армии в нашем городе? - удивился Фомин.
- По причинам личного характера, - сказал Равиль.
- Ну, что же, - покивал головой Александр, предполагая, что большего от парня он пока не услышит. - Как бы там ни было, - улыбнулся он следом, - а мне при этом здорово повезло. Где бы я ещё отыскал такого партнёра?!


http://www.proza.ru/2017/03/23/22


Фотография из интернета. Спасибо автору.


Рецензии
Очень рад за Равиля! Р.Р.

Роман Рассветов   21.09.2021 17:02     Заявить о нарушении
Предполагала, что вы оцените, Роберт, успехи Равиля в профессиональной деятельности.
С благодарностью,
Таня

Богатова Татьяна   25.09.2021 18:59   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.