1. 23 съезд КПСС

НА СНИМКЕ: Открытие XXIII съезда КПСС.

В Президиуме Суслов, Брежнев и Косыгин.

29 марта–8 апреля в Москве прошёл XXIII cъезд КПСС. Это был первый съезд после отстранения Хрущева от власти. Он и утвердил постановления пленума 1964 года и вновь осудил «волюнтаристские действия» Никиты Хрущева.

Хотя новая пятилетка уже началась, съезд утвердил Директивы пятилетнего плана развития СССР на 1966—1970 годы.

Мне показалось странным, что несмотря на постоянное подчеркивание разного рода неудач в деятельности Хрущева – в сельском хозяйстве, промышленности, в управлении народным хозяйством – съезд отметил «большие успехи, достигнутые в развитии народного хозяйства СССР».

Правда, были указаны и «недовыполнение семилетнего плана по некоторым показателям», и «отставание с.-х. производства, отрицательно сказавшееся на темпах роста легкой и пищевой промышленности».

Были названы и причины «этих отрицательных фактов»: «недостатки в управлении народным хозяйством, недооценка экономических методов руководства, хозяйственного расчета, неполное использование материальных и моральных стимулов, некоторые просчеты в планировании, субъективистский подход к решению ряда экономических проблем», полный набор того, что относилось к методам Хрущева в руководстве страной.

Я особенно внимательно прочел то, что относилось к идеологической работе партии. Изменится что-либо или нет? Нет, ничего не изменилось. Тот же стандартный набор фраз: классовая борьба, революционная бдительность.

– А что может измениться? – подумал я. – Суслов же со всей его командой идеологических работников остался главным идеологом страны.

В решении съезда по поводу идеологической работы было написано:

Особое внимание съезд обратил на усиление идейно-политической работы партии.

«Съезд, – говорится в резолюции, – обращает внимание партийных организаций на то, что идеологическая работа партии ведется в условиях острой классовой борьбы двух противоположных социально-политических систем на мировой арене. Интересы социализма и коммунизма требуют повышения революционной бдительности коммунистов, всех советских людей, разоблачения идеологических диверсий империализма против Советского Союза и других социалистических стран" (XXIII съезд КПСС. Стенографический отчет, т. 2, 1966, с. 317).

В специальном «Заявлении 23-го съезда КПСС по поводу агрессии США во Вьетнаме» съезд осудил агрессию США против братского вьетнамского народа и призвал «коммунистов всего мира и всех сторонников прогресса и демократии объединить свои действия против агрессии империалистов США во Вьетнаме».

Выступления делегатов съезда печатались в газете «Правда», – так я прочитал выступление писателя Шолохова, которое вызвало у меня чувство неприятия. Уже много позже я прочел отклик на него – письмо Шолохову Лидии Корнейчук, о котором я написал раньше.

С письмом к съезду обратилась и Ольга Тимашук, печально известная всей стране как инициатор дела врачей. Её письмом при Сталине воспользовались для проведения разнузданной антисемитской компании против «врачей-отравителей». Тогда она была награждена орденом Ленина. Потом, после реабилитации врачей (некоторых посмертно), этот орден у неё отобрали. Теперь она слёзно просила о справедливости.

Наконец, к съезду обратились крымские татары с просьбой разрешить им вернуться на родную землю, в Крым. Они добивались реабилитации, тщетно доказывая, что не были пособниками гитлеровцев во время войны.

Но уже не один год на их письма, подписанные десятками тысяч людей, никто не реагировал. И съезд на их обращение никак не отозвался.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/22/563


Рецензии