Светлояр

Еще школьницей я познакомилась с творчеством В.Г.Короленко, с его рассказами о Ветлуге,, Светлояре, Керженце ("В пустынных местах", "Река играет").Они произвели на меня большое впечатление. Это и не удивительно: он описывал край, в котором я родилась и выросла.
Особенно меня интересовал Светлояр. О нем ходило столько слухов и легенд, что место это казалось мистическим, а потому и притягательным.
Легенду о Светлояре мне рассказал отец.

Легенда о Светлояре.
На том месте, где сейчас озеро Светлояр находится, город стоял, Китежем назывался.
Очень уж богомольны были жители Китежа: десятки храмов стояли в небольшом сравнительно городе. Звон тысяч колоколов сзывал людей в церкви.
И вот однажды пришли на Русь татары. Один из отрядов хана Батыя подошел совсем близко к городу. Татары хотели завоевать град Китеж и покорить его жителей. Но не таковы были жители города, чтобы покориться врагу. На борьбу с татарами вышли все мужчины города.. Прощальный звон колоколов провожал их.. Остались в городе только старики немощные, женщины да дети малые. Храбро сражались мужчины города, да слишком неравны были силы: пали мужчины на поле боя под ударами татарских мечей.
Тогда решили выйти на бой с татарами женщины. Уходя из города, долго слышали они печальный звон всех колоколов города. Ушли женщины и все пали на поле боя. Ни одна не захотела пойти в рабство к татарам.
Обрадовались татары, бросились к Китежу.
- Некому теперь защищать город! – думали они, предчувствуя победу.
Но ни старики, ни дети не хотели стать рабами татар. Воздели они руки к небу и обратились к Богу с просьбой не отдать их в рабство татарам.
И тогда случилось чудо.
В тот момент, когда татары подошли к стенам Китежа, вдруг зазвонили все колокола города. Татары уж подумали, что колокольным звоном встречают их оставшиеся жители города. Но они просчитались. На их глазах под колокольный звон Китеж стал опускаться под землю. Он опускался все ниже и ниже. Удивленные татары стояли перед ямой как громом пораженные. Опустился Китеж, и всю яму заполнила вода. Она совсем скрыла город от татар.
В ужасе бросились татары прочь от города, проклиная непокорный дух русских людей и все чудеса, которые происходят на их земле.
До сих пор на рассвете можно услышать колокольный звон, который раздается со дна озера. Он напоминает людям о непокорных жителях града Китежа.

Эта легенда отличалась от того, что я прочитала у В.Г.Короленко – у него Китеж стоял не на дне озера, а на окружающих его холмах, на дне озера были ворота в город. Он писал, что «над озером Светлояром стоят два мира: один – настоящий, но невидимый, другой – видимый, но ненастоящий. И сплетаются друг с другом, покрывают и проникают друг в друга.» (В.Г.Короленко Собрание сочинений в шести томах. Издательство «Правда» Москва, 1971, том 3, стр. 118 ) Китеж – настоящий, но невидимый мир – могли увидеть лишь истинно верующие, святые люди.

Когда у меня все же появилась возможность побывать на Светлояре, я с радостью воспользовалась ею. Мне удалось побывать там дважды.
Первый раз – в 1973 году. Это было во время фольклорной экспедиции студентов-филологов ГГУ в Воскресенский район Горьковской (тогда) области. Удалось даже попасть на  6 июля – празднование Владимирской иконы Божьей Матери, в честь которой в селе Владимирском, расположенном рядом с озером, была выстроена церковь. Но мы церковь застали уже не действующей и в плачевном состоянии.
По хорошо проторенной дороге подошли к озеру. Оно удивило своей неестественной красотой – сказочностью: словно большая капля с неба упала на землю, чуть расползлась по ней, да так и застыла. Вспомнилось, что читала у Короленко, что подобные озерка писались раньше на заднем плане старинных икон.
Народ возле озера был: бродили вдоль берега, сидели возле воды, купались…
И мы сразу решили окунуться в воду – день был жаркий.
Вода у берега прозрачная: каждую травинку на дне видно. А дальше, к середине озера, чувствовалась глубина – темная, влекущая к себе, но и пугающая: никто не решался плыть на середину озера.
Искупавшись, мы разбрелись по окрестностям. Я направилась к одному из холмов, поросшему лесом. Ходить там было приятно: воздух  чистый, в теле появляется чувство легкости, окрыленности…
Послышалось вдруг церковное пение.
- Откуда? Церковь-то далековато, в другой стороне…
Пошла на голоса. Вскоре передо мной открылась поляна, на ней стоит группа людей, человек около десяти. К стволу дерева прислонена икона, Рядом стоит пожилой мужчина, в его руках старинный фолиант. Мужчина по книге речитативом начинает псалм, остальные из группы подхватили. Я быстро ретировалась… Вспомнила, что и Короленко писал о таких группах – приходят и приезжают из дальних мест к озеру помолиться.
Возвращаюсь к своим.
Из Владимирского пришли купаться двое парней – видят, как мы пытаемся разбить у берега палатку, с охотой решаются помочь.
Я вижу странную картину: по дорожке вокруг озера ползут на коленях три старушки. Двое малышей-мальчишек залезли на плечи двух старушек и едут весело на них. Один даже прутиком на старушку замахнулся, словно ямщик на лошадь. Невольно вырвалось:
- Что делают? Посмотрите!
Парни спокойно замечают:
- Вы не беспокойтесь. Это – обычная картина: старушки грехи замаливают. Если обползут вокруг озера, читая молитвы, с них все грехи снимутся. Многие даже по три раза ползают. А то, что детишки на них катаются, они считают дьявольским искушением и даже радуются, если такое случается: скорее, значит, милость Божья к ним придет. Считается, что они не должны детей ругать и сгонять с себя, а надо еще усерднее молиться.
Палатка поставлена. Две девушки занялись приготовлением ужина. Мы обходим озеро по дорожке – пешком, не торопясь. Солнце медленно спускается к горизонту. Заря окрашивает и поверхность озера, оно покрывается розовыми бликами.
Подходим к палатке, здесь горит костер _ его тоже разожгли парни. Быстро темнеет. Парни, взяв ведро и фонарики, ушли к озеру. Вскоре вернулись с полным ведром раков. Сказали, что раки выползают из озера на свет фонаря, и их  хорошо ловить возле берега прямо руками. Они повесили ведро над огнем. Вскоре закипела вода, раки покраснели.
Парни поставили ведро на землю:
- Угощайтесь!
Мы растерянно смотрели на них: никто из нас не знал, как едят раков. Те поняли нашу растерянность и показали, как их надо есть. Раки оказались очень вкусными – скоро ведро опустело.
Мы смотрели на огонь, слушали треск поленьев в костре, любовались ночным небом.
Парни рассказывали о Светлояре, о Китеже, о происходящих здесь чудесах. В основном то, что уже было у Короленко, у Мельникова-Печерского.
Часу в третьем ночи парни собрались домой. Спросили у них дорогу к роднику. Они объяснили, но предупредили:
- Только воду не пейте. Наша местная шпана туда бензину налила.
- Зачем?
- Чтобы воду не брали… Похулиганили.
Поблагодарили их за рассказы, за помощь с палаткой и за вкусный ужин.
После их ухода еще немного посидели у догоравшего костра, легли в палатке и так крепко уснули, что, когда поднялись, солнце уже было довольно высоко. Проспали рассвет, не послушали колокольный звон со дна озера…( Хоть и слабую, но все же питали надежду: вдруг кто из нас услышит!)
Пошли к роднику. Сначала дорога проходила по полю, затем вошли в лес. Часть дороги – по болотистой территории. Здесь построены мостки. Они приподняты над землей примерно с метр. Идешь по мосткам, а под ними растут незабудки – раскинулись голубым ковром необыкновенной красоты: довольно крупные цветы покрыли всю землю внизу, немного напоминает поле цветущего льна. Нигде после я не видела таких красивых незабудок. Если встречала, то с мелкими, почти незаметными цветами. Эти – действительно НЕЗАБУДКИ, их красота запечатлелась в памяти…
Но вот и родник. Небольшой, чуть подгнивший срубик возвышается над землей. Поверх воды расходятся радужные маслянистые круги от бензина, о котором предупреждали парни. Пригоршнями пытаемся  отчерпать загрязненную воду, перелить ее через край сруба. Видимо, не мы первые: здесь на траве тоже видны разводы, Попытки оказались напрасны, пить воду из родника не решаемся.
Когда вернулись, палатка была уже собрана, оставшиеся здесь девушки поджидали нас.
Окинув взглядом окрестности – озеро, холмики,. лес,  дорожку вокруг озера, прибрежные кусты, синее небо над головой и яркое солнце в нем – мы покидаем Святое озеро. У всех – чувство блаженства, окрыленности, причастности к чему-то высокому, радостному.
Верующие называют это Божьей благодатью, благолепием…
Да какая разница, как это называется, главное – нам было хорошо и легко.

Второй раз я приехала на Светлояр с оказией лет через тридцать. Случилось проезжать мимо по дороге на автомобиле, И, как сейчас принято у многих туристов, решили «на часок заскочить» к Святому озеру. На повороте на Владимирское вдоль дороги выстроились веяния нового времени: добротные кафе, гостиницы, сувенирные киоски – забегаловки.
День был будний. На озере – никого.Солнца тоже не было, прохладно, купаться не тянуло… Поохали, повосхищались красой озерной. Побежали к роднику. Мостки уже были настланы другие, прямо поверх земли – воды не было, но не было и тех памятных мне незабудок. Попалось глазу несколько растений с этим названием, только цветы были уже не те: мельче, тускнее, непригляднее…
Родник для туристов привели в божеский вид: сруб обновили, рядом  установили большой деревянный крест, к нему иконка прикреплена. Здесь уже три женщины, помолившись на крест с иконкой, набирали воду в бутылки и банки. У нас с собой никакой посудины не было – перекрестились, лица родниковой водой сбрызнули, назад побежали. Добежали до машины, сели, уехали… Таковы, наверное, сейчас многие туристические экскурсии.
А Светлояр по-прежнему остается Святым озером – притягательным, таинственным, неразгаданным и удивительным!

Март 2017


Рецензии
Здравствуйте, Тося.
С интересом прочитала о посещения Вами этого чудесного места. Легенды на пустом месте не слагаются. Обидно, что некоторым "человекам" не жилось спокойно - бензин в сруб налить...
С уважением,

Светлана Арнаут   02.03.2020 19:12     Заявить о нарушении
Светлана, благодарю Вас за рецензию.
В России много мистических мест. Жаль, что нет возможности посетить их все. А тех, кто не умеет ценить то, что им даровано, всегда было в избытке.
С признательностью,

Тося Кузнецова   03.03.2020 12:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.