Путь апостолов. Гамалиил. 21

               
 Глава 21               
               
Гамалиил.
            
 « И он сказал: я –Иудей, рожденный в Тарсе Киликийском, но воспитанный в этом городе, у ног Гамалиила, наставленный во всей точности отеческого Закона...»               
                (Деян.22,3)
               
          Между тридцатым и сорок пятым годом пролегла целая бездна. И вот уже Никодим и Гамалиил на Кипре. А вместе с ними и их ученик Шаул, теперь всем известный под именем Павел, который вместе с ними сердцем воспринял христианство и многое уже сделал, чтобы слово Христа дошло до евреев и язычников. Шаул гордился , что у него такие учителя,он радовался , что приплыл на Кипр вместе с Девой Марией, он уважительно смотрел на старшего своего брата по вере Варнаву,  но воспоминания жгли его. Удивительное дело - в лодке, приплывшей на Кипр собрались люди не только связанные между собой любовью и родственными чувствами, но и те, кому доставляло удовольствие погружаться в воспоминания и размышления. Не был исключением и Шаул.
        Он вспоминал убитого у него на глазах и при его содействии Стефана и думал о том, что верующие в Господа должны прежде всего покаяться, как проповедовал Иоанн Креститель и Сам Господь Иисус Христос. Ибо покаявшиеся ныне подвергнутся большему суду, чем осужденные прежде Евангелия. Шаул помнил слова Христовы о том, что Сын Человеческий имеет власть прощать на земле грехи, в том числе и его грех по убиенному Стефану.
          -Или пренебрегаешь богатство благости , кротости и долготерпения Божия, - твердил Шаул сам себе ,- не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но  упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его. Оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться. Ибо Он назначил день, в который будут праведно судить вселенную. Но, мои сомнения... Учитель Гамалиил, учитель отца моего, мой учитель, мудрый , всезнающий..., он просветил меня в вере отцов. И эта вера неистинна?
       Он помнил , как однажды  вошел  в дом Гамалиила без стука и увидел его за столом, читающего старый свиток, на арамейском языке. Учитель отложил его в сторону , повернулся к нему и сказал:
          -Это странная рукопись , сын мой, очень странная, она вводит в сомнения не укрепившиеся сердца, но она святая книга наших родов. Этот таргум  переводчик слишком произвольно перевел. Ты изучал книгу Иова? Ты помнишь про райскую землю Уц и про человека непорочного, справедливого, богобоязненного  и далекого от зла? Иов задал массу загадок в своей книге, фундаментальных, философских загадок... и я решил замуровать эту книгу в стену.
          - Но, учитель , - возразил Шаул ,- книга эта Богом данная, и я не знаю, какие вас мучают сомнения, но относительно слов Господних не следует приходить в  сомнение, но всякий  глагол Божий должно принимать за несомненно истинный, всесильный, хотя бы природа уверяла в противном. В этом и состоит подвиг веры.
            - Я знаю, ты способный ученик, хотя и жестокосерд в вере, твой путь будет окрашен только двумя  цветами - черным и белым. Либо «да» , либо «нет». Но, я становлюсь стар и сентиментален. Помнишь я просил отпустить христианских апостолов? Ты бы казнил! А я - отпустил. Ибо если их дело от человека, то оно разрушится, а если от Бога, то никто не может разрушить.
          Гамалиил задумался и Шаул позволил себе прервать учителя:
         -Но, разве  вы сами не подтверждаете истину? Слово Бога - вне сомнения, и даже вне разума.
          -Это ты понял, но поймут ли простые евреи, занятые не размышлениями,  но добыванием себе на хлеб насущный? Как устранить им те противоречия, то несовместимое с фарисейской верой, иудаизмом, звучащее в книге Иова? Я даже более скажу здесь есть ессейские идеи, а они умножают скорбь.
         Гамалиил от волнения стал резко ходить по комнате от одного угла до другого , не обращая внимания на Шаула. Потом подошел к столу, взял кожаный свиток книги Иова и с сердцем сказал :
       - И уничтожить не могу и в народ отдать не могу,  не поймут.  Затем повернулся к ученику  и сказал:
       - Сядь, я проведу небольшой урок для тебя, потому что чувствую твое миссионерское призвание, но суть миссии, сын мой , для тебя не открыта еще. Ты знаешь, в нашем еврейском , масоретском тексте говорится одно, а в этой коже - другое. Ессейский дух предопределения и избранности... –задумчиво и тихо Гамалиил сказал последнюю фразу,  но затем , после небольшой паузы, продолжил.   
         - Вот расхождение, которое меня беспокоит! В 42 -ой главе написано : «...И Яхве принял во внимание (молитву) Иова, когда тот помолился за друзей своих, и умножил Яхве все, что у него было вдвое». В таргуме же сказано : « ...И бог услышал голос Иова, и он им простил их грехи ради него. И бог  обратился к Иову с милосердием, и дал ему вдвое больше, чем все, что он имел (ранее)».  Здесь добавлены слова о грехах друзей, которые будут прощены ради Иова. Не буду тебя, Шаул , утомлять рассуждениями и сравнениями текстов, но вывод я делаю такой - в этом кожаном свитке последовательно проводится мысль окружить образ Иова мистическим ореолом, придать ему черты  «избранника божия», одаренного свыше «сверхзнанием», заступника перед богом за грешных людей,- от волнения Гамалиил запнулся, на минуточку замер и тихо и ттвердо добавил, - здесь Иов - посредник между богом и людьми. Но мне,- оживился Гамалиил, - мне знакомы идеи о предопределении и избранничестве. Идеи , в которых мир разделен на два царства: царство добра и света и царство зла и тьмы. Эти  два царства вечно враждуют между собой. Царство добра возглавляет архангел Михаил, царство зла - «князь тьмы», «ангел тьмы» Велиал (сатана). Оба царства включают в себя как людей , так и духов, ангелов, и оба созданы единым и единственным богом, который предопределил конечную победу добра над злом. Так вот - резко сказал Гамалиил - « сыны света» - это те кто сочинил этот свиток, а все остальные - «сыны тьмы»! И мы с тобой в том числе! И весь Израиль!
          От этих воспоминаний Шаулу стало немного не по себе. Много самозванных учителей ходило по побережьям Средиземноморья. Да и на Кипре их, как оказалось было не мало. Поэтому не просто проходило миссионерство в синагогах и при дворцах, на площадях и в частных домах.
          Долог и труден был апостольский поход по Кипру.


Рецензии