Рождение изобретения

Рождение изобретения - это работа мозга специалиста, работа и еще раз работа.
Никто никогда в мире от нечего делать не выковыривал  свое изобретение из носа.

Фраза из неизвестного источника, не лишенная  смысла.


В тяжелом машиностроении корпусные детали выпускаемого оборудования  изготавливаются, чаще, всего методом стального литья и   отличаются  крупными размерами и значительным своим  весом, доходящих порой до нескольких десятков тонн.  Механическая обработка таких деталей занимает много времени и  включает в себя целый ряд  механических операций, таких, как фрезерование поверхностей, сверление мелких отверстий и расточка крупных, взаимосвязанных между собой  отверстий с  жесткими  допусками и так далее и тому подобное.

При этом  расточенные  отверстия  частенько    получались  прослабленными, то есть,  брачными. Кроме того,  при расточке отверстий порой выявлялись внутренние литейные  дефекты в виде вскрывшихся пор, трещин или шлаковых включений. Исправлять этот брак с помощью вставных колец или гильз не всегда было конструктивно  возможно из-за того, что эти отверстия чаще всего   использовались  под подшипниковые  узлы силовых механизмов оборудования и не допускали никаких промежуточных вставок.

Поэтому единственно  приемлемым способом для исправления такого  брака состоял в  выборке выявившихся  внутренних дефектов механическим способом с последующей их заваркой или  же в сплошной наплавке поверхности отверстия   методом ручной или полуавтоматической дуговой наплавки перед  черновой расточкой  с  повторной его чистовой    расточкой.
 
Процессы эти длительные  по времени,  с невысоким качеством наплавленной поверхности, и  с  обязательной  последующей дополнительной  термообработкой.   Механизировать же наплавку не  получалось из-за  технических  сложностей  по выставлению оси наплавляемого  отверстия многотонной  отливки   с  осью  сварочной  головки существующих в те времена  конструкций сварочных  автоматов.
 
Проблема была серьезной и типичной при  обработки корпусных деталей на многих заводах  в    Министерстве. И тогда в МИНТЯЖМА-ше  вместе с ЦНИИТМАШЕМ  решили объявить  конкурс на проектирование специализированной сварочной головки для наплавки внутренней поверхности отверстий корпусных деталей после  их черновой расточки.

Об этом конкурсе на заводе был издан приказ и объявлено на оперативке у Главного инженера. Кроме того, о конкурсе была напечатана статья в газете «Социалистическая индустрия»,  бывшем  тогда своеобразным рупоре новой техники советского промышленного производства.
 
 Я тогда  был  уже сверхопытным  изобретателем и работал  начальником бюро по механизации и автоматизации производственных процессов в отделе Главного сварщика на подмосковном заводе  «Электростальтяжмаше» и  решил принято участие в этом конкурсе.  Конкурс был тайный под псевдонимом, называемым почему-то  девизом  и потому я решил на этот  раз обойтись без обычных своих, так называемых,  соавторов.

Надоели они мне, как горькая редька. Толку от них в разработке решении заводских  технических проблем  было никакого, а вот на свою часть моих премиальных за авторское свидетельство  они  всегда претендовали очень дружно. Но здесь разговора о заявке на авторское свидетельство речь пока не шла, поэтому я решил  поработать самостоятельно. Тем более, что времени у меня было много – целых три месяца.

Работа для меня была стандартной и шла по отработанной мною методике: заявка в заводской ОНТИ на всю информацию по наплавке внутренней поверхности отверстий в Германии, в США,  в Англии, в США, в Японии за прошедшие пять лет, поездки в Москву в Патентную библиотеку и в  библиотеку  промышленных каталогов, работа собственной головой  над  эскизами. И не надо забывать, что у меня еще шла моя плановая работа с бюро.

Потому что я  всегда  делал свою работу  на   уровне эскизного  проекта. Я рисовал  отливку со сквозным отверстием,   рисовал сварочную дугу с электродной проволокой и направляющим мундштуков в рабочем   положении и начинал  компоновать  нужные для  процесса  наплавки механизмы.  Главное здесь было в использование для наплавки имеющегося  в стране сварочного оборудования,   компактность наплавочной установки,  малый его  вес, возможность  простой  и надежной установки на отливке и простой  по выполнению операции  центровки оси отверстия с осью  рабочего перемещения сварочной головки внутри отверстия и так далее и тому подобное.

И не надо забывать, что эта моя работа шла параллельно с основной моей работой начальника бюро.  Но где-то  через месяца полтора эскизный проект портативной установки для наплавки внутренних отверстий стальных отливок у меня был готов. И не просто готов, а готов был на уровне заявки на предполагаемое изобретение, потому что в предлагаемой мною конструкции было много нового, неожиданного и не применяемого ранее в сварочном производстве не только в СССР, но и в мире.
 
Я использовал для своей установке отечественный сварочный полуавтомат ПДГ, только изменив конструкцию мундштука и оснастив его насадкой, добавил……. Но я не буду говорить про особенности конструкции – они описаны в пояснительной записке  на изобретение за номером 1581 502 по классу B23k/04  от 1 апреля 1990 года.
 
Автором изобретения на этот раз был я один. И это, наверное, было моей ошибкой. Ведь не бывает изобретателей одиночек. Так показывает мировая практика.

Потому что судьба  этой моей сварочной  портативной установки  оказалась неудачная.  Наверное потому, что авторское свидетельство на изобретение выдано первого апреля. А кто верить первоапрельским событиям? Никто, конечно же!

Хотя поначалу все складывалось более, чем хорошо. Я  занял первое место в конкурсе, получил приказом по Министерству первую премию  с красивой бордовой книжечкой победителя  конкурса и солидной денежной премией.  Далее последовала разработка техзадания на проектирование установки в  ОГК НСО или в Отдел Главного Конструктора нестандартного оборудования завода, разработка рабочей документации и открытие заказа на изготовление сразу десяти штук. Двух для ЭЗТМ и остальные для других заводов Министерства.

Но шел уже конец девяностого года, страну начало лихорадочно трясти из-за войны Ельцина с Горбачевым,  впереди забрезжило ГКЧП, заводы стали  останавливаться из-за элементарного отсутствия государственных заказов и так далее и тому подобное.

А потом в ОГК НСОО начал проявлять потрясающую  деловую активность председатель местного   цехкома,   бывший вечным общественником отдела. Он нашел покупателя на техническую документацию своего отдела, в течении многих лет занимавшегося разработкой средств механизации и автоматизации для машиностроительного производства. По слухам, иностранного покупателе. И он с разрешения своего начальства начал снимать копии имеющейся в отделе технической документации для продажи в «зарубеж».
 
Сколько он денег на этом поимел, никому не известно, но очень скоро он  купил себе иномарку, а вслед за ним обзавелся  иномаркой   и сам Главный Конструктор со своим заместителем. А  к середине девяностых он стал одним из самых богатых людей города. Но затем его посадили и он исчез с горизонта  известных людей города. Но точно знаю, что мою сварочную установку он тоже  продал. Вместе со многими другими разработками на мои изобретения.  И где она сейчас, в каком состоянии, я не знаю!  А хотелось бы узнать! Очень хотелось.
***


Рецензии
Я по специальности Инженер - технолог механосборочного производства.
Интересно... А литейку не пытались подсуетить. Судя по ситуации, они виноваты в основном были.
У меня тоже есть авторские. Но в соавторстве. А что с ними сейчас?))) Тоже интересно.

С наступающим! Пусть новый год будет лучше уходящего!

Галина Прокопец   28.12.2023 23:19     Заявить о нарушении
И вас Галина с наступающим Новым Годом!
Самым процессом литья не занимался. Но обработкой поверхности литья и заваркой дефектов литья занимался много и плодотворно.
Вот как здесь:

Виталий Овчинников   30.12.2023 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.