Духовность

               «…в разговоре со мной одна импульсивная дама воскликнула:
— Почему вы считаете, что преступник не может быть гениальным, он ведь такой же человек, как все?
— Потому что гений — это духовность, — ответил я.
Исходя из этого и сделаем наше определение истинного, неистинного и ложного:
Ложно — все, что противится Духу.
Неистинно — все, что, стремясь к Духу в одном, противится ему в другом.
Истинно — то, что, стремясь к Духу, не противится ему»,-                Зор Алеф.
       
                Духовность - это внутреннее достоинство человека; это великодушие; это тот уровень интеллекта, который уже стал мудростью;  это развитое ментальное тело, благодаря чему сознание индивидуума  способно проникать в те энергоинформационые слои, куда обычным людям доступ закрыт;  это осознавание Бога в себе; это когда воля человека сопряжена с Высшей Волей.
               Согласно теософским учениям, к тому уровню сознания человека, который можно назвать духовным, душа в своем путешествии, будучи воплощенной в плотное тело, приближается медленно, не за одну жизнь... Это  движение эволюции сознания: душа нарабатывает опыта,  на практике познавая законы причинно-следственных связей. Об этом можно говорить бесконечно долго, но главная мысль  та, что духовность  - это внутреннее благородство человека, которое  не имеет ничего общего с религиозностью,  ибо последняя выстроена на различных стереотипах и шаблонах, и  действует на сознание личности  посредством страха совершить что-то «не то», т.е. согрешить. Иными словами, аспект религиозности в сознании – это сдерживающий фактор, который воздействует на личность  возникающим страхом  наказания  (ответом) перед Богом.  Духовность невозможно приобрести  извне (через чужой опыт, или даже литературу),  невозможно наработать различными практиками, это то качество человека, что исходит  только из его нутра. Духовность = от слова Дух (дух в человеке, это тот потенциал Божественного, наличие которого осознаёт его носитель, и пытается взрастить его величину), это проявление Духа через человека. Духовность проявляется в поступках, в мыслях, в побуждениях...
                Духовность – это понимание и безупречное следование Закону.  О каком Законе сейчас идет речь?  Конечно, не о тех законах, что писаны рукой человека, не о тех законах, которые определяют «правила социума», и даже не о законах и принципах нравственности, которые прописаны в заповедях религий.
Это Основа, это фундамент Мироздания, это проявление Высшей Воли в своём Становлении. Это тот Закон, который озвучен в мировой  Космогонии.
Чтобы лучше понять связку «человек – Закон», обратимся к одной из масонских линий.
            «Закон есть воля Вселенной для себя и для ее творений. Закон абсолютен и непоколебим.
У многих метафизиков сложилось неверное представление о Законе. Мы слышим о законах процветания, законах здоровья и других законах. Каждый изобретает закон в соответствии со своими потребностями. Однако такая тенденция неоправданна, и поэтому от нее следует отказаться. Закон есть непреложное качество бытия; именно Закон дает возможность практиковать метафизические упражнения. Закон не служит потребностям отдельных индивидов; все живое являет собой Закон. По мнению последователей эзотерических учений, Закон есть необходимая, совершенная и достаточная Истина, которая породила вещи и питает их, благодаря которой вещи, в конце концов, достигают своей цели. Закон — это Реальность и Истина, пребывающие в непрерывном становлении, это Правильность, которая все заключает во всем. Когда ты идешь по улице, может показаться, что тебя окружает беспорядочная толпа случайных людей, однако для внутреннего восприятия очевидно, что каждый человек в толпе следует своей судьбе, повинуясь Закону. Что бы мы ни совершали, все подвергается испытанию Законом. Где бы мы ни шли, мы пребываем в Законе. Для метафизика Закон есть вечное право, абсолютная истина и полная самодостаточность. Как говорили древние, Закон — это жизнь, это вечная животворящая истина, это источник и причина всего неописуемого многообразия живых существ, однако сам по себе он всеобщ и неделим. Сокровенное естество человека вечно пребывает в Законе. Человеческий разум оказывается в сфере неопределенности лишь тогда, когда внешние органы чувств затуманивают ясное видение Закона. Среди всех искусств и наук жизнь является самой важной и самой точной. Жизнь есть движение к совершенству через Закон», - Мэнли Холл «Самораскрытие».
            Духовность никак не связана  с наследственностью индивидуума, потому что духовность – это раскрытие той внутренней живой составляющей, которая называется душой (душа – как посредник между сознанием и Духом). Духовность – это достояние личности.  Духовность – это также контроль и регулятор сознательности личности, это та наполненность человека, которая  никогда не будет искусственной (показной), потому что духовный человек в межличностном общении работает на отдачу, у него сильно развита совесть, а самость (в качестве низшего эго) давно утратила свою значимость.  По Выгодскому – духовность есть вершина личности.
            Одно из качеств духовности – нежность… Нежность, как особое состояние души и духовная предрасположенность человека... Только с нежностью можно коснуться того, кого так любишь...
            «Время от времени нам встречаются нежные люди. Нежность — добродетель, которую довольно трудно встретить в обществе, восхищающимся грубостью и крепкостью. Нас поощряют добиваться цели, причем как можно быстрее, даже если при этом мы и страдаем в процессе. Ценятся успех, достижение и производительность. Цена этому слишком высока. В такой среде не остается места для нежности. Нежный тот, кто «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит..»(Матф.12.20).Нежный тот, кто внимателен к сильным и слабым сторонам других людей, кто наслаждается совместным бытием больше, чем достижением чего-либо. Нежный человек ходит с легкостью, смотрит с лаской, прикасается с благоговением. Нежный человек знает, что настоящий рост требует заботы, а не силы. В нашем грубом, а порой несгибаемом мире нежность может быть ярким напоминанием о присутствии Бога», - пишет Генри Нувен.
              В психологии понятие духовности связывают с интеграцией (лат. integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый), когда интеграция означает распространение отдельных духовных черт на всю совокупность духовной жизни. Духовность – это всепроницаемость сознания, потому что человек,  способный понять другого – духовен; человек, чуткий к чужой боли, ощущающий её – духовен, ибо понять/ощутить/почувствовать чужую боль невозможно через органы ощущения, это возможно лишь через душу, это качество человеческой психики - есть один из аспектов духовности. Духовное богатство человека начинается с порядочности, с нравственности,  а возрастает через великодушие, через благородство. Можно сказать, что духовность - это то взросление сознания  личности человека, которое обеспечивает  связь сознания с мудростью души. Духовный человек  в приоритете своего поведения ставит не эгоистические потребности, а ценности. Духовность – это истинная красота человека.
          
Lara Koziorowa,
эзотерические тексты            
               


Рецензии
Спасибо за интересный и свежий взгляд на понятие духовности. К сожалению, это понятие в наше время бывает искажено. Некоторые люди относятся к нему с недоверием и предубеждением. Одна из причин этого - псевдо-духовность, по которой делают выводы о духовности. Психолог Игорь Калинаускас, автор книг "Наедине с миром" и "Духовное сообщество", иногда в своих текстах использует слово "духовка" - применительно к псевдо-учениям или вырождающимся учениям, традициям или подходам.

Дмитрий Саночкин   22.01.2018 10:05     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Дмитрий.
К сожалению, это так:
Подмен понятий и ценностей в этом мире предостаточно.

Лара Козиорова   22.01.2018 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.