Об опере Царская Невеста
В Воронеже очень много любителей классической оперы, и часто
воронежский театр оперы и балета дарит зрителям оперные подарки -
спектакли из классического репертуара мировых оперных шедевров в
исполнении уже полюбившихся воронежской публикой солистов.
Одним из подарков для зрителей всегда является опера Римского-Корсакова
«Царская невеста».
Опера Римского-Корсакова «Царская невеста» - пожалуй, одна из самых
классических и любимых артистами и публикой опер оперного жанра. Эта
опера имеет очень долгую историю постановки – её неоднократно ставили в
разных театрах мира, снимали фильмы, которые могут знать люди старшего
поколения, и, конечно же, она есть в репертуаре большинства театров
страны, в том числе и воронежского театра оперы и балета.
Центральными женскими образами в опере являются роковая красавица
Любаша, и нежная, тонкая девушка Марфа, духовной красоте и
внутреннему благородству которой позавидовала Любаша, погубившая всех
своей ревностью и не умением бороться за свою любовь.
Одной из первых исполнительниц образа Марфы в «Царской невесте» была
Надежда Ивановна Забела-Врубель.
Надежда Ивановна была женой и музой талантливого и загадочного
художника Михаила Врубеля.
Исторически известно, что познакомились они на репетиции оперы
Хумпердинка «Гензель и Гретель», за кулисами Панаевского театра (Санкт-
Петербург) . Во всех биографиях Надежды Ивановны есть эта цитата –
««На одной из репетиций — вспоминала много лет спустя Забела, — я во
время перерыва (помню, стояла за кулисой) была поражена и даже
несколько шокирована тем, что какой-то господин подбежал ко мне и,
целуя мою руку, воскликнул: „Прелестный голос!“ Стоявшая здесь Т.С.
Любатович поспешила мне представить: „Наш художник Михаил
Александрович Врубель“, — и в сторону мне сказала: „Человек очень
экспансивный, но вполне порядочный“. Так чувствителен к звуку голоса
Врубель был всегда. Он тогда еле мог разглядеть меня — на сцене было
темно, но звук голоса ему понравился».
История почти сказочных отношений – художник настолько любил свою
жену-певицу, что готов был слушать арии в её исполнении часами –
кончилась трагически: болезнью и смертью Врубеля. Врубель заболел
психически. Насколько известно, после рождения сына, болезнь и
физический недостаток которого он переживал. Как говорили биографы
Врубеля, художник вспоминал свои «прошлые жизни», говорил с птицами и
надолго уходил в себя. Эти последние дни своей жизни он провёл рядом с
женой.
Так или иначе, именно с голоса Надежды Ивановны Римский-Корсаков
писал образ одной из самых лирических, на мой взгляд, героинь оперной
сцены – Марфы Васильевной Собакиной. Между тем, история, скорей всего
не выдумана драматургом Львом Меем (изначально «Царская невеста»
крупная драма в стихах, чем-то напоминающая стихи Шекспира). История
самого короткого, пожалуй, брака Ивана Васильевича Грозного поражала и
поражает умы человечества. Необычность этого брака состояла в том, что
перед свадьбой царь действительно (как в опере и драме) устраивал
смотрины невест – из 2000 девушек, пришедших на смотрины, выбрали 12,
среди них была Марфа. Марфа была дочерью небогатого купца. Но, видимо,
чем-то поразила сердце любвеобильного царя – возможно не сколько
красотой, сколько чистотой и невинностью. Был ли у исторической Марфы
жених, судить сложно, но судя по всему, такие Лыковы были – согласно Н.
М. Каразмину после Михаила Темрюка, своего родственника, были замучены
некие Лыковы – отец и сын, а после некто Григорий Грязной, который был
опричником и одним из приближённых царя.
Известно, что у царя был ещё один опричник Грязной – Василий Грязной,
которого подозревали во всяких грехах и ужасном поведении – в
отношении, как мужчин, так и женщин. После смерти Марфы Собакиной
пошла новая ветвь казней – так пишет Николай Михайлович Карамзин в
своей «Истории государства российского».
Сам образ Марфы нежный и лиричный, нравится не только певцам, но и
зрителям – настолько он волнует душу, особенно в IV действии оперы,
когда Марфа поёт свою знаменитую арию «Иван Сергеич, хочешь в сад
пойдём».
Первым Грязным в истории был Шевелёв. Но об этом певце не сохранилось
сведений. Григорий Грязной в опере – внешне мужественный, внутренне –
сдержанный и очень влюблённый в красавицу Марфу человек.
В исполнении солиста театра оперы и балета Игоря Горностаева он кажется
очень быстрым в решениях, склонным к порывистым, эмоциональным
действиям; на манер западноевропейского рыцаря, Ланселота, который
выбрал себе даму сердца. Здесь чувствуется какое-то средневековье образ,
средневековье в хорошем смысле слова.
в исполнении солиста театра оперы и балета Александра Петровича
Аникина – это более романтичный, сдержанный образ, более русский образ
человека, который понял, что Марфа – эта та женщина, которая могла бы
составить счастье всей его жизни.
У Аникина Грязной – душевный, склонный к философии человек.
В его исполнении фраза «к чему насилье» звучит очень тонко, и
понимаешь, что человек действительно отказался от дикости во имя любви.
Опера «Царская невеста» - одна из любимых публикой и мной опер, и
хочется, чтобы она на сцене театра исполнялась почаще. И в том, и в
другом составе.
Свидетельство о публикации №217032301388