Я покажу тебе Москву

 
Москва. Год 1975. В Нальчик  ехала на летнею сессию вместе с тринадцатилетней дочерью поездом через столицу нашей родины. А училась я в Кабардино - Балкарском  гос. университете, в Нальчике. В Москве сделали остановку. Здесь жила Васёна Карповна (родная сестра моей свекрови), поэтому и решили пожить у неё несколько дней. Её квартира находилась в трёхэтажном доме, в Столешниковом переулке, рядом с Большим Театром.  На другой день я сказала утром дочери:
– Сейчас пойдём на Красную площадь.  Я покажу тебе Москву. Сначала посетим мавзолей Ленина.

Пешим ходом до Красной площади время затратили минут 10.  Отсюда мы начали знакомство с достопримечательностями столицы.  Издали увидели длинную очередь, она тянулась от мавзолея до самого Александровского сада. Мы встали в конце её. Люди, стоявшие впереди нас, как бы замерли. Очередь не двигалась вперёд, так как экскурсоводы проводили группы иностранных туристов без очереди. А мы уже час  стояли на месте, как и другие впереди нас стоящие.  Подошёл милиционер и сказал, чтобы  уходили, так как время посещения ограничено, и мы всё равно до закрытия не успеем.
 
И тут появилась группа иностранных узкоглазых туристов. Лопочут что-то по-своему. Мы с дочерью затесались между ними. Хорошо, быстро продвигались вперёд. Однако другой милиционер заметил нас и отправил туда, откуда мы пришли, добавил в след: «Люди приходят занимать очередь к шести часам утра».
А мы вышли в десятом часу, поэтому повернули назад. Пришли опять на Красную площадь, где несколько экскурсоводов с помощью рупора приглашали людей совершить экскурсию.  Вот мы и присоединились к одной из них. Женщина вела группу по Красной площади, рассказывала о памятниках и их создателях. Осмотрели Лобное место, памятник Минину и Пожарскому, полюбовались собором  Василия Блаженного, посмотрели Царь-пушку.

Царь-пушка – одна из достопримечательностей Московского Кремля. Это мощное орудие, расположенное на Ивановской площади, является памятником русской артиллерии. Крупнейшая по калибру в мире, была отлита на Пушечном дворе в 1586 году во время правления царя Федора Ивановича русским мастером Андреем Чоховым. Об этом я узнала уже из Интернета.

Поразил своей величиной Царь-колокол. Никогда не звонивший он поражает туристов своими гигантскими размерами, является памятником литейного искусства 18 века. Отлит был мастерами Моториными - Иваном и его сыном Михаилом.

Экскурсовод познакомила с историей Архангельского собора Московского Кремля. Выдающийся памятник русского зодчества расположен на Соборной площади. До Петра I служил родовой усыпальницей русской церкви.
 Экскурсанты почтили память неизвестного солдата у его могилы, постояли у Вечного огня. Всё, что было можно, мы посмотрели за время, отведённое для  экскурсии, и разошлись все.

 На обратном пути мы проходили мимо Кремлёвского дворца съездов. У входа молодой человек продавал билеты на балет «Жизель».  Цена меня поразила – 30 копеек стоил один билет. Возможно, дешевизна билетов зависела, оттого что  это было дневное представление. Купив два билета, мы отправились смотреть спектакль.

 Балет  "Жизель"  –  фантастический, трагический балет  о несчастной любви бедной крестьянки к графу, который скрывает свой титул. Это был балет в двух актах французского композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной  немецким писателем Генрихом Гейне.  Об этом прочли мы перед началом представления и взяли у гардеробщицы очки-бинокли. Всем желающим их выдавали. 

 Огромный зал  Кремлёвского дворца съездов был заполнен людьми. Над ним нависали два балконных яруса. И здесь рядами стояли кресла, заполненные любителями балета. В самом последнем  ряду оказались наши места. Не успели мы осмотреться по сторонам, как на сцене появились артисты.  В белоснежных нарядах балерины закружились в танце.
 
Балет мы видели впервые. Ничего не понимая в действии, не зная содержания «Жизели», мы смотрели то на сцену, то рассматривали публику вокруг нас. В руках у всех, чьи места были на балконе, были маленькие бинокли, но лица артистов с балкона невозможно было рассмотреть. Вместо лица мелькали розовые пятна без носа и глаз.  На сцене шло представление,  двигались в танце балерины и балероны из знаменитого Новосибирского оперного театра.  В то лето у них в Москве были гастроли.
 
Спектакль продолжался 2 часа и 10 минут, и был один антракт. Во время перерыва мы посетили буфет, потом чинно ходили по ковровым дорожкам по этажам, как депутаты, прибывшие на съезд коммунистической партии. Интересно же было там всё рассмотреть. А после перерыва звонок пригласил всех на второе отделение.
 
За 60 копеек мы побывали и в Кремлёвском дворце съездов и посмотрели балет  «Жизель». Интересно,  сколько стоит сейчас посещение подобного культурного мероприятия? – подумала я и заглянула в Интернет. Оказалось, что сегодня надо раскошелиться, чтобы приобщиться к культуре. Билеты стоят на этот балет  от 1350 до 5000 рублей.

Хочу написать его краткое содержание, взятое из Интернета.

Действие первое

Граф Альберт, влюбленный в крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель не хочет его слушать.
Оставшись один, Ганс проникает в охотничий домик и похищает шпагу Альберта с графским гербом.

Звуки рога возвещают о приближении охотников, среди которых невеста графа Батильда и ее отец. Они остановились отдохнуть в деревне. Невеста графа, очарованная непосредственностью и красотой Жизели, дарит девушке дорогую цепь.

Охотники уходят, и крестьяне начинают свой праздник – день урожая. В разгар веселья появляется Ганс. Он обвиняет Альберта во лжи и в доказательство показывает шпагу графа. Жизель не хочет верить. Тогда Ганс трубит в рог, и перед смущенным графом предстает его невеста. Жизель в отчаянии. Рассудок ее мутится. Она умирает.

Действие второе

Полночь. Ганс пришел на могилу Жизели. Появление вилис пугает его. Вилисы поднимаются из своих могил и всех, кто появляется на кладбище в это время, заставляют танцевать до тех пор, пока человек не падает мертвым.
Повелительница вилис Мирта вызывает из могилы тень Жизели, чтобы принять ее в хоровод вилис.

К могиле Жизели приходит и граф Альберт. Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает Альберта. Окруженный хороводом вилис появляется Ганс. Вилисы снова и снова заставляют его танцевать и, закружив, бросают в озеро. Такая же участь ждет и Альберта. Мирта повелевает ему танцевать. Жизель молит Мирту отпустить Альберта, но та непреклонна.
Светает. С восходом солнца вилисы теряют свою силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим возлюбленным. И теперь уже навсегда.

Более двух часов танцевали балерины и их партнёры  на сцене, раскрывая действие спектакля. Ничего, конечно, мы не поняли, сильно устали. Откланялись все артисты спектакля, и мы поспешили  в Столешников переулок.
 
Когда мы возвратились после сессии в Мариинск, дочь записалась в балетный кружок. Ей дали обувь, которую одевают балерины. Она принесла их домой.Я натянула пачки на свои ноги, но шаг сделать так и не смогла. Но и из дочери балерины не получилось. Однако  память нет-нет, да и выдаст наше первое посещение балета в Москве.

Фото из Интернета.


Рецензии
Алифтина, Вам нужно было купить программку, в ней пишут исполнителей и содержание балета. Моя покойная жена оставляла программки на память. Когда уезжали в Германию, отнёс в мусор толстую пачку. Потом жалел.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   23.03.2017 16:59     Заявить о нарушении
Программа была у нас, но всю мы не успели прочесть до начала спектакля. Но и ничего не поняли, чего они носились по сцене молча. При выходе выбросили её. Понимаю Вашу жену. Я хранила мандаты, давали, куда меня посылали. Потом разозлилась как-то и выбросила. Спасибо за визит и отзыв. Ещё будет продолжение нашего приобщения к культуре. С уважением, Алифтина

Алифтина Павловна Попова   23.03.2017 17:14   Заявить о нарушении