Анита и Лига

 Из педагогической практики

                Анита и Лига

  После смерти свекрови у нас на окраине города остался её дом. Если в доме никто не живёт, то для подростков это уже заброшенный дом и его надо проверить. Хотя на подоконнике стояли комнатные растения и висели занавески, их это не остановило, и мальчишки  проникли в дом, разбив окно. Развлекались, как могли: взяв цветок за макушку, они, видимо,  с ним кружились по комнате, так как цветочные горшки были разбиты, а земля из них была даже на стенках комнаты.  С мужем решили – в  доме надо кому-то жить.

  А в это время одна моя бывшая ученица забросала меня и директора письмами. После окончания вспомогательной школы мы отправили её к родителям, т. к.  они не были лишены родительских прав, хотя девочкой не интересовались  все годы учёбы. Анита, так звали девушку, имела  вторую группу инвалидности, получала пенсию, поэтому после выпускного они её и забрали в свой посёлок. В письмах девушка просилась  назад в школу, жаловалась на невыносимые условия, на то, что пенсию отбирают, а саму держат под замком, даже на почту не выпускают и иначе, как «дурочка» не называют.

  Вот  я и решила поселить её в пустующем доме. Позвонила в посёлок на почту и сказала, что в школу пришла гуманитарная помощь и Анита может приехать и выбрать себе вещи. Мать (на неё особенно жаловалась Анита), вручив ей большие пустые сумки, выпустила девушку из дому. Затем  я на ту же почту сообщила, чтобы передали родителям Аниты, что их дочке дали квартиру в городе и она будет  жить самостоятельно и к ним не вернётся.

  Анита была счастлива и не боялась ночевать одна в пустом доме.
  Узнав, что мне нужна помощь, Анита приехала со мной в школу, чтобы подготовить кабинет к началу учебного года.  К нам присоединилась Лига – она училась последний год и её после школы  собирались определить в пансионат, т. к. считали, что самостоятельно жить она не сможет, а родственников у неё не было.

  Однажды  Лига попросилась у меня навестить Аниту. Я обещала, что в ближайшую пятницу я возьму её с собой в город. Когда пришли в дом, Лига с опаской вошла, увидела полупустую комнату  и  тихонечко спрашивает:

 - А можно я сюда буду приезжать?

 - Можно.

  И тут Лига, раскинув руки, закружилась по комнате со словами: «Я теперь домашняя, я теперь домашняя. У меня дом есть!».

  Я же стояла со слезами на глазах…

  Весь год по выходным Лига приезжала к Аните. Весной на педсовете её классная руководительница говорит:

  - Что с Лигой будем делать, куда устраивать? В пансионат?  Сама Лига кричит, что будет жить у  Анны Александровны. Вы её берёте?

  - Беру. А что иное я могла ответить?

  После выпускного Лига собрала свои вещи и мы уезжали из школы-детского дома ко мне, вернее, к Аните в дом. И тут Лига машет мне пальцем и говорит:

  - Так! Только  я огород полоть не буду.

  - А что же ты будешь делать?

  - Я  только с вашим мужем буду заготавливать дрова, буду с ним работать.

  И действительно, Лига не умела и не любила готовить еду, шить, вязать. Всё это охотно делала Анита. Вязала носки, салфеточки и даже продавала их, а Лига выполняла всю мужскую работу: топила баню, вскапывала грядки, чистила снег и т.д.

  Вспоминаю такой случай. Работали на школьном огороде, что-то пололи и вдруг Лига как затопает ногами, «запсихует», как говорили дети:

 - Чтоб она провалилась, эта трава! – и заплакала.

 - Конечно, хорошо было бы, если бы трава провалилась и всё выпололось само собой, а мы бы пошли купаться. Ну потерпи, Лига, тебе же мало осталось, - говорю я.

  И Лига успокоилась, но, живя у меня в доме  семь лет, никогда огород не полола.

  Как-то коллега сказала:

- Куялова, странная ты, тебе что, в школе дебилов мало,  а ты их ещё и дома держишь.

 Дебилы. А я их уважала, жалела и даже любила. И при словах «мои дети» родные сын и дочка кричали, что они мои дети, а это -  просто ученики. Так-то так. Но…


Рецензии
Хорошо, но мало. О прожитых Анитой и Лигой годах в этом доме можно написать повесть или роман. Успехов в творчестве. С уважением Вера Яковлева.

Анна Куялова Лудза   01.04.2017 12:04     Заявить о нарушении