Смотреть или не смотреть Красавица и Чудовище
Чем примечательна мультистория «Красавица и Чудовище»? Тем, что главная героиня, Белль, любит читать. Весь город над ней потешается, а она идёт себе по дороге, уткнувшись в очередную книжку. И, в конечном итоге, с другим главным героем, принцем Адамом, превращенным в чудовище, её объединяют книги. Прекрасная сказка, которую стоит рекомендовать к просмотру всем, и большим и малым, не так ли? Однако ещё до начала проката некий чиновник, знаменитый своими одиозными взглядами, предложил запретить к показу киноремейк диснеевского мультфильма – так, на всякий случай, его «духовные жабры» подсказали, что фильм зловредный. Чтобы не связываться с законом, прокатчики молча и так же на всякий случай поставили возрастную маркировку «16+».
Ура! Фильм вышел в российский прокат! Люди не глупы – они знают, что это сказка и, вероятно, красивая. Поэтому они охотно ведут в кино детей. А благодаря маркировке «16+» «Красавицу и Чудовище» идут смотреть и подростки, и средний возраст, и бабушки с дедушками. Залы полны – специфическая рекламная кампания на руку.
Красивая, красивая сказка, с прекрасной анимацией – Чудовище просто как живое! А как ювелирно красивы знаменитый подсвечник Люмьер и каминные часы Когсворт! Собственно говоря, трейлер с поющей кухонной утварью сразу же убедил в необходимости просмотра фильма, так как красота артистов явно проигрывает изяществу посуды. Красавица в исполнении Эммы Уотсон не особо красива, самая обычная девчонка в канапушках, но и это момент положительный: ведь это значит, что все девушки, женщины – красавицы. Красота не в белизне кожи и правильной линии носа, а, возможно, в совместном увлечении Шекспиром. И, естественно, в доброте, которая покоряет и прощает. Это – основное послание сказки.
Этот фильм, как многие уже отмечали – практически копия мультфильма. Но что же отличает?
Здесь появляется предыстория – и Белль, и принц Адам – рано потеряли матерей, но насколько по-разному повлияло сиротство на формирование их характеров! Этот биографический момент их объединяет, в принце (Дэн Стивенс), превращенном в чудовище из-за грубости, просыпается сочувствие.
Лефу (Джош Гэд), друг Гастона (Люк Эванс), невежливого ухажёра Белль, гораздо более обаятелен, чем его мульпрототип в версии 1991-го года. Возможно, именно поэтому пошли слухи о его нетрадиционной ориентации. Или режиссёр сам эти слухи запустил. Да, Лефу предан Гастону, он его воспевает, холит и лелеет его самомнение. Во время одной такой «оды» половина людей в таверне начинают танцевать, Гастон прокручивает Лефу как барышню, вероятно, случайно. Между ними происходит комический диалог: «Перестарались? – Ага!». Лефу как никто знает и о негативных качествах своего прославленного друга, о неконтролируемых вспышках гнева. Здесь у Гастона в гневе даже цвет глаз меняется, что-то в них начинает светиться эдакое… И Лефу, этот новый Санчо Панса, знает это и способен смягчить опасные вспышки. Остальные и не пытаются, кричат или убегают. Только он решается увещевать своего воинственного друга. Гастон в фильме имеет предысторию – он солдат, воевал, что также объясняет и его манеры и то, что на него с придыханием смотрит весь город. Не из-за его безграничной грубости в него влюбляются барышни, верно?
Интересным и в фильме, и в мультфильме является то, что показано, как легко управлять толпой. Несколько реплик о гипотетической опасности сплачивает стадо, и его можно гнать на того, кого объявили врагом их безопасности. Как легко людям внушить, что они не атакуют, они защищаются! Прекрасно для детской сказки, тем более что акцентировано, – толпа невежественна, даже читать не умеют и считают книги чуть ли не злом.
Очень драматично показано увядание-гибель всего заколдованного замка вместе с Чудовищем. Медленно, один за другим, живые и болтливые чашки, пуфики, шкафы и метёлки для пыли становятся обычными бытовыми предметами, как они сами говорили – «рухлядью», теряют не только речь и улыбку, но и свой блеск. Трогательный момент, задевает многих в зале почти до слёз. А ведь это всего лишь детская сказка! Впрочем, что такое сказка? Фантастика, необычно декорированные жизненные проблемы, важные и вечные.
Заколдованными в этом городе оказываются не только обитатели замка, но и жители городка. Когда принц Адам вновь становится человеком и горожане, которые только что приходили как погромщики, становятся добрее, светлее и…среди расколдованных слуг принца обнаруживают своих потерянных жен, мужей, детей! До этого в чайнике и прочих видел людей только несчастный Лефу, которого в битве предаёт Гастон. Лефу в некотором роде оказывается совестью и Гастона, и горожан, по крайней мере, он более чувствителен к несправедливости, чем многие прочие.
Итак, с принцем были заколдованы все его слуги и их родственники. Погибших нет – даже рояль, раздробленный, лишившийся половины клавиш, превращается в пианиста, пусть и лишенного зубов через один. Белль с отцом – иноземцы, они приехали в эту глушь из Парижа. Что же Гастон? Он единственный погибает. Что удивляет и в мультфильме – принц был наказан за грубое поведение, но через колдовство он получил шанс исправиться. Гастон – такой же невоспитанный тип, и ему не оставлено никаких шансов. Кто же он? Его гневливость в фильме необычна, в его глазах загорается мистический огонь, который кое-как иногда может пригасить преданный ему друг. Горожане ему позволяют всё. Когда же он гибнет, исчезает и чудовище, и его внутреннее зло. Не является ли Гастон одним из воплощений заколдованного принца?
P.S. Сказка-мюзикл дублирована полностью. Было бы, наверное, хорошо, чтобы, например, один сеанс в день шёл бы не дублированным, а с титрами. Но даже в дублированном виде музыка остается с тобой.
Театральный и кинокритик Ирина Пекарская
Опубликовано:22.03.2017
Свидетельство о публикации №217032301628