Из Липкан, с Любовью!

Незабываемое путешествие в Москву и Ленинград.

Теперь не вспомнить, кто был инициатором и организатором незабываемого путешествия мечтательных Липканских  школьников в далекие столицы: Москву и Ленинград.

Кишинев-Бельцы-Черновицы – это всё, чем могла похвастать туристическая невинность большинства жителей Липкан.

А тут Москва! И Ленинград! Легенды, храмы, песни! « Утро красит нежным светом, стены Древнего Кремля…».  «Город над вольной Невой… Слушай, Ленинград, Я тебе спою задушевную песню мою…».

Как бы ни было, но группа была собрана и с трудом вместила всех желающих.

Последний инструктаж. Бывалый Виктор Гаврилович раздаёт советы. Главный совет:

-  Если Вы потерялись в Советской Москве, то доброжелательные Москвичи остановятся, отложат все свои дела, и подробно расскажут, как вам добраться к нужному месту. А иногда и проводят. Если и это не помогло, - говорил Виктор Гаврилович, - тогда выходите рядом с перекрестком и поднимайте ручку (голосуйте). Доброжелательные таксисты охотно довезут к месту назначения…  Так было в шестидесятые годы. Трудно поверить, но…

Вас не разденут, не убьют, не вытянут последние деньги, не надругаются менты, как это сделают сегодня. Москва постепенно зверела, по мере роста трудностей жизни и внедрения-ВШИвания товарно-денежных отношений в душу и шкуру Советского человека!

И вот мы в поезде. Сутки слушать музыку колес. Их многообещающее постукивание…

Показались дачные поселки. Я был поражен сплошным ковром разноцветных курятников – так тогда выглядели дачи простых москвичей. Поезд очень долго продирался сквозь этот пестрый шанхай, и, наконец, Киевский вокзал.

Москва запомнилась Красной площадью, собором Василия Блаженного, по крутым ступенькам которого мы поднимались на самый верх, читая на стенах «шедевры» настенных марателей.

И музеи, музеи, музеи…  Бесконечный калейдоскоп картин. До высокохудожественного головокружения. Все смешалось в юных головушках: симпатичные экскурсоводы, огромные полотна с библейскими ужасами и голыми бабами, бесконечная очередь в мавзолей В.И. Ленина и приятная прохлада ГУМа, с фонтанами и вкуснейшим мороженным.

Рабочий и Колхозница, герои скульпторы В.Мухиной, встречали нас снопом пшеницы, Серпом и Молотом, на входе в ВДНХ.

Всесоюзная выставка поражала достижениями и шикарными золотыми фонтанами. От прозрачной глубины бассейнов, водяной пыли и игристой круговерти блестящих струй никуда не хотелось уходить.

Сидеть и слушать шум воды и восторженные голоса на всех языках братских народов СССР.

Лишь одна незадача огорчала. У меня отклеилась подошва на одном башмаке и угрожающе хлопала перед входом на эскалатор. Пришлось подвязать верёвочкой. Так и ходил в рваном башмаке по всем достопримечательностям Столицы Союза, пока не купил новые.

Не успели мы вволю насладиться пением «…мне дороги подмосковные вечера», как скорый поезд «Красная стрела» умчал нас в северную Пальмиру, город-Герой – Ленинград.

Нас разместили в классах одной из школ Ленинграда. Почти напротив знаменитого дома, в котором умирал смертельно раненый А.С.Пушкин – Набережная Мойки, дом, 12. Между нами протекала знаменитая Мойка. По ней иногда проносились белоснежные катера и проплывали лодки с гребцами.

Днем мы посещали музеи; Исаакиевский собор; Петропавловскую крепость, Крейсер «Аврору» и другие известные достопримечательные места Ленинграда.

А вечером гуляли по ночному городу и любовались Белыми Ночами. В романтической атмосфере города, в душе и наяву, звучали знаменитые песни:
ЛЕНИНГРАД, ЛЕНИНГРАД!
                Я вернулась в мой город, знакомый до слёз
                До прожилок, до детских припухших желёз,…
                …Ленинград, Ленинград,
                Я ещё не хочу умирать!
                У меня ещё есть адреса
                По которым найду голоса.
----------------------------------------
ВЕЧЕР НА РЕЙДЕ.
                Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
                Уйдём в предрассветный туман.
                Споём веселей, пусть нам подпоёт
                Седой боевой капитан.
------------------
Прощай любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.

Иногда в школе устраивали танцы, на которые собирались школьники из других групп, прибывших с разных концов Советского Союза.

Впервые я увидел легендарных стиляг.

В то время в моду вошли шнурки с блямбой, которые надевали вместо галстука. На танцах господствовал итальянский фокстрот-шлягер «Марина» (« Ни сони ни на рагацца ди Марина..» - приблизительная транскрипция).

Запомнились несколько ребят из Казани или Рязани, а, может быть, из города Горького. Высокие, конопатые и стройные, они все были в белых рубашках с шнурками и  шапками волос с коками. Брюки дудочкой со стрелками. На ногах шузы на толстой подошве.

Как заиграли Марину, они этими шузами с ногами, начали выделывать поочередные финты-повороты на носке и в строну, подобно тому, как бегут деревенские девушки в ротиях на встречу с судьбой.

Нас, целомудренных Липканчиков, охватил истерический хохот. Было неприлично, но удержаться мы не могли. Чуть пальцем не показывали. Нам до «стиляг» было далеко, и слава богу!

Умные учителя, которые руководили поездкой, организовали посещение БДТ  - Большого Драматического Театра. Смотрели постановку «Живой труп» по произведению Л.Н. Толстого. Запомнилось на всю жизнь. Ни в каких других театрах Москвы и Ленинграда больше побывать не удалось!

Ленинградский Дворец  Пионеров  организовал творческую встречу между различными туристическими группами из разных концов Советского Союза.

Надо было из каждой группы выставить по участнику художественной самодеятельности. Жанр любой: песня, танец, стих, рассказ…  Группам из союзных республик: желательно с национальным колоритом.

У нас группа из учеников Русской школы. Никто ничего художественного  на молдавском языке не знал. Все отнекивались. Надо было выручать школу.  Я сказал,  что знаю  песню « Хай, хай ла Вие». Но у меня ни голоса - ни слуха. Меня убедили: главное участие.

Аккомпаниаторша на фортепьяно, с трудом, подобрала музыку к тому, что я ей напевал из этой песни.

Настал день смотра. Все собрались в громадном зале одного из театров или Дворцов Пионеров. Я прокричал песню. В памяти остался фокус: я закончил пение, но аккомпаниаторша продолжала играть - она не могла свести конец с концами.

В отличие от нее, наше путешествие закончилось, навсегда покорив наши сердца.

Пушкино, Петергоф, Петродворец – живут в памяти, но многое забылось.

Из памяти стерлись даже имена некоторых участников путешествия.

Но фотография осталась.

Я надеюсь, что читатели и некоторые, еще живые, участники поездки, помогут восстановить забытые имена и фамилии  знаменитого путешествия из Липкан в Столицы СССР!

Из Липкан, с Любовью!

НА СНИМКЕ.
Слева-направо стоят: 1. по-моему, Шурик Мальченко; 2. Миша Розенквит; 3. Саша Птицин; 4. Борис Гаврилюк-лаборант; 5. Саша Радбиль-одноклассник; 6. Саша Петров-одноклассник;   
Сидят: 1.Эльвира Качинская-знаменитая девушка нашей школы!; 2.Вера Кирсановна-преподаватель 3-й школы, мама Саши Петрова; 3.Люда Цыбульская-трагически горела;
4. Таня Шумакова-одноклассница, 5. Нона Газорян; 6. Галя Тимофеева-одноклассница; 7.Антонина Александровна Заворовская-руководитель группы; 8.Надя Гуменюк; 9.Ира Разыграева; 10. Тамарв Качинская; 11. Галя Дёмина; 12. ???
Сидят на земле: 1. Толя Заворовский – сын Антонины Александровны; 2. ???-Очень красивая девушка; 3.  Ваш покорный слуга.

Примечание. Произведение защищено законом об авторских правах.
  Любая перепечатка, копирование текста и фотографий, или размещения на других ресурсах, без письменного согласия автора - преследуется по закону об Авторских правах!

Не состоящие членами «proza.ru», могут высказать свои ласковые и прочие слова по адресу:  mr.tukituks@mail.ru`


Рецензии
Я, конечно, с вами не была, но знаю все те места и песни, кроме "Я вернулась
в мой город, знакомый до слёз..." А фото сделано в Петергофе, с правой стороны от водного каскада.
О да! Поездки в Москву и в Ленинград - это было нечто! Я побывала там в 18 лет, после первого курса университета...Я бродила в одиночку по этим великим городам и пригородам, и никто мне был не нужен, и ноги не болели...А теперь...Страшно.

Желаю вам, чтобы отозвался кто-то знакомый.

Жарикова Эмма Семёновна   23.03.2017 23:13     Заявить о нарушении
Добрый вечер!
Из тех, кто на снимке не отозвался пока никто, хотя несколько человек, насколько мне известно, еще не сдаются коварной старости. Коварной потому, что душа, как бы ещё молодая, а "организьм" не слушается души...
Песню "Ленинград, Ленинград" на стихи Осипа Мандельштама, особенно проникновенно, поёт Тамара Гвардицители.
Я рад, что разбудил у Вас теплые воспоминания.
Еще напишу. До встречи, Виктор Надеждин.
P.S.
Не сдавайтесь. Пробуйте хондроитинсульфат и некоторые ингибиторы простагландинов. Травы и физиопроцедуры...Конечно, советы давать легко...

Виктор Надеждин   24.03.2017 01:54   Заявить о нарушении
Слушаюсь и повинуюсь. См. почту слева, вверху. Доброго утра!

Жарикова Эмма Семёновна   24.03.2017 05:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.