Студенчество. Глава 5. Воронежский политех

                На фотографиях Учебного сбора в в/ч 36360: 1. я в день принятия Военной присяги 2. Я крайний справа в день отъезда с Учебного сбора 
               
            Дом с приусадебным участком, в котором нам с Ольгой предстояло жить, находился через одну усадьбу от здания областного общества ДОСААФ. Дом принадлежал Груздевой Евгении Васильевне и кроме неё здесь проживали её мать и две дочери - Татьяна и Ирина.

   В доме было шесть окон, но только два из них выходили на улицу Грамши, а остальные четыре - в сад, где произрастали, в основном, яблони и абрикосы. Вообще-то, у воронежцев это любимые фруктовые деревья. И весной, когда зацветали сперва абрикосы, а потом яблони, вся Чижовка покрывалась белой пеной на длительное время.

   Открыв калитку с улицы, сразу попадаешь в узкий проход между домом и забором, разделяющим две соседние усадьбы. Проходишь вдоль всего дома и оказываешься перед входом на веранду, из которой уже попадаешь в дом.

   Из коридора дверь направо ведёт в кухню, а прямо - в гостиную, из которой можно попасть ещё в две небольшие комнатки. У одной из них: одно окно выходит на улицу Грамши, а другое - в сад. Это спальня для Евгении Васильевны и Татьяны. У другой - только одно окно, которое выходит в сад. И здесь нам с Ольгой и предстоит жить два года.

   К счастью вся мебель разместилась удачно: трюмо и стол (к этому времени мы купили большой раздвижной стол) к стене с окном, плательный шкаф к стене, граничащей с верандой, а "Ладога" и книжный шкаф к стене, образующей коридор.

   Иринка на ночь укладывалась на диван в гостиной, а бабушка спала на диване в кухне.

   Напротив через дорогу находилась усадьба какого-то заслуженного отставника - не то полковника, не то генерала. Эта усадьба выглядела довольно респектабельно, хотя самого хозяина я видел всего раза два, и то мельком.

   А дальше начинался военный городок. Финские щитовые домики с красными черепичными крышами доставляли мне большое удовольствие - таких в Омске я нигде не встречал. Они тянулись до самого гастронома на Лейтенантском.

   Таня училась на вечернем отделении в технологическом институте, а Ира - в девятом классе средней школы, находившейся недалеко от перекрёстка на Чапаева. Таня была очень серьёзной и самостоятельной девушкой, а Ира - веселушкой-хохотушкой, которая на жизнь смотрела, как на увлекательный водевиль. И подруги вокруг Ирины крутились все весёлые и жизнерадостные. А к Татьяне за два года я ни разу не видел, чтобы кто-нибудь из её сверстниц заглянул в гости.

   Евгения Васильевна работала старшим товароведом в гастрономе на улице 20 лет Октября, что напротив проходной завода "Электроприбор". Когда у меня возникали проблемы с продуктами, особенно со спиртными напитками, я частенько пользовался своим с ней знакомством. Мы быстро подружились и даже совместно отмечали праздники.

   В 60-е и 70-е годы основным видом транспорта в Воронеже был трамвай. Чтобы попасть на трамвайную остановку на улице Краснознамённой мне приходилось пройти по Чапаева весь военный городок и ещё от Лейтенантского переулка квартал частной застройки.

   На трамвае №8 можно было без пересадки доехать прямо до главного корпуса политехнического института, но когда его долго не было, я садился на трамвай №2, доезжал до перекрёстка улиц Кольцовской и Плехановской, где необходимо было сделать пересадку, ибо "двойка" шла на вокзал. Тогда, стоя на остановке и глядя на дом №52 по Кольцовской, я всякий раз вспоминал то безмятежное время, которое провёл в пристройке к этому дому.

   Когда я шёл к трамвайной остановке на Краснознамённой, то на Лейтенантском переулке часто встречал Зинаиду Николаевну Фёдорову - молодого преподавателя "Антенных устройств", с которой мы дальше шли вместе и беседовали. Спустя четверть века судьба свела нас в садоводческом кооперативе "Еманча", куда мы ездили на одном автобусе и вспоминали события двадцатипятилетней давности.

   Погода на майские праздники 1969 года установилась исключительно тёплой. Евгения Васильевна сказала, что жители Чижовки на 1 и 9 мая любят проводить "маёвки" в Шиловском лесу. Груздевы всей семьёй собрались идти туда и позвали нас с собой.

   Недалеко от опушки леса оказалась поляна огромных размеров. По пути к ней были видны воронки от авиабомб и траншеи, уже частично засыпанные землёй и заросшие буйной зеленью. По периметру поляны на подстилках и ковриках сидели люди и отмечали праздник. А в центре молодёжь играла в волейбол.

   Позднее я начал по утрам бегать сюда на зарядку и обнаружил множество следов войны: остатки землянок и аппарелей для бронетехники. Здесь с июля 1942 года и до освобождения Воронежа 25 января 1943 года дислоцировалась 100-я стрелковая дивизия генерала Перхоровича.

                *     *     *

   На четвёртом курсе учиться стало совсем интересно, так как пошли исключительно специальные дисциплины. Мы закончили курс "Основы радиоаппаратострения", выполнили и защитили курсовой проект по этой дисциплине. Прошли "Электрорадиоизмерения" и "Импульсную технику".

   Теперь мы целиком погрузились в "Основы проектирования схем радиоэлектронных устройств". После сдачи экзамена по "Усилителям..." приступили к изучению "Радиоприёмных устройств", которые нам преподавал к.т.н. Эдуард Дмитриевич Поликарпов. В основном он давал нам теорию, а насчёт практики так и сказал:
   - А практическую работу на радиоприёмной аппаратуре вы освоите на военной кафедре.

   Конечно, девушек это не касалось, потому что военной подготовкой была охвачена только мужская половина.
И действительно, на военной кафедре мы освоили практическую работу на радиоприёмниках всех диапазонов радиоволн, кроме сантиметровых и миллиметровых: "Волна-К", "Крот", Р-250м,м2 ("Кит"), Р-309 ("Ячмень"), Р-310, Р-311 - 315. Кроме радиоприёмной аппаратуры на военной кафедре нам дали понятия о многоканальных передачах с частотным и временным уплотнением каналов и мы освоили аппаратуру для приёма этих передач: "Гарпун", "Тополь" и "Тополь-М", ТГ-47. Многоканальные передачи мы принимали прямо из радиоэфира с распечаткой на буквопечатающих старт-стопных телеграфных аппаратах СТ-2А.

   После того, как мы выполнили курсовую работу по радиоприёмным устройствам, началось изучение "Радиопередающих устройств". Эту часть дисциплины "Основ проектирования..." преподавал нам доцент Марк Израилевич Шапиро. Свои лекции он строил таким образом, что, если подробно записывать за ним, то и не надо было читать никаких учебников. Схемы радиопередатчиков с различными видами модуляции он старательно вычерчивал на доске и нам оставалось только синхронно с ним водить авторучкой в своих конспектах.

   Когда мы изучали двойную анодную модуляцию, то Марк Израилевич рассказал нам о том, что по такой схеме он построил стационарный радиопередатчик для Воронежского УКГБ. Но во время испытаний передатчика произошёл пробой одного из конденсаторов в усилителе мощности, видимо он оказался некондиционным, и в схеме начались процессы, приведшие к выходу радиолампы из строя.

   Я всё это скрупулёзно занёс в свой конспект. И надо же такому случиться, что на экзамене мне досталась именно эта самая двойная анодная модуляция. Когда я доложил по существу вопроса, Марк Израилевич ухмыльнулся и задал мне дополнительный вопрос, который касался именно того самого "злополучного" конденсатора. Конечно, я подробно доложил какие процессы приведут к разрушению радиолампы, за что получил "отлично".

   Уже весной мы приступили в рамках дисциплины "Основы проектирования схем..." к изучению устройств электропитания РЭА. Занятия проводил к.т.н. Мирошник Игорь Афанасьевич. Уже на второй лекции он спросил у аудитории, кто пожелает под его руководством работать по хоздоговорной теме. Никто не заинтересовался, а я сообразил, что во-первых, это деньги, а во-вторых, при удачном стечении обстоятельств - возможность получения темы дипломного проекта с практическим исполнением.

   Тема хоздоговора оказалась довольно интересной и весьма перспективной. Выполнялась она в интересах Института чёрной металлургии имени И.П.Бардина для лаборатории ферромагнитных материалов. Нашей задачей было создание генератора мощного импульса с наносекундными фронтами. Конечно, ответственным исполнителем был к.т.н. Мирошник И.А. В штатном расписании темы были: два преподавателя средне-технического факультета, два старших инженера, секретарь-машинистка и инженер (собственно - я и есть).

   Нам для работы отвели угол в лаборатории кафедры "Конструирование и производство РЭА", которая находилась в полуподвале главного корпуса по соседству с буфетом. Такое соседство мне очень даже нравилось.

   Благодаря этой работе я узнал, что такое стробоскопический осциллограф и освоил стробоскопическую приставку С1-21 "Дельта" к низкочастотному осциллографу С1-19А, которые позволяли исследовать наносекундные импульсы. А в процессе монтажа самого генератора я познакомился с радиолампами со вторичной эмиссией 6В1П и 6В2П, с помощью которых нам удалось сформировать импульс с наносекундными фронтами.

   Начались каникулы, однако, я продолжал работать в лаборатории, так как эта работа приносила мне дополнительные 50 рублей. К тому же учебные сборы в войсках по программе военной подготовки были запланированы на август и мне всё-равно до их начала надо было чем-то заниматься.

                *     *     *

   У Ольги к этому времени произошло примирение с отцом и она часто стала бывать на 20 лет Октября, где в бывшей своей комнате начала собирать материалы для дипломного проекта, а отец ей в этом оказывал действенную помощь. Иногда она оставалась там с ночёвкой и тогда я перед сном прогуливался по вечерней Чижовке, дурманящей ароматом спелых яблок.

   Однажды Ольга сказала:
   - Папа с туристической группой ушёл в поход по Битюгу. Завтра они будут заканчивать своё путешествие в Боброве. Я поеду встречать их... А тебе будет задание: забрать Вовку из пионерского лагеря "Орлёнок", посмотреть с ним "Бременских музыкантов" в Луче и вернуть его обратно в пионерлагерь.

   "Бременские музыканты" только-только вышли на экраны кинотеатров Воронежа и сразу наделали много шума. Естественно, что Вовке, двенадцатилетнему мальчишке, очень хотелось посмотреть этот фильм. А взрослым было не до него. Понимая это и в душе очень сочувствуя ему, я, конечно же, согласился посвятить мальчишке свой выходной день.

   До Дубовки я добрался на электричке, а далее, пройдя через весь посёлок, вышел к пионерским лагерям. Хорошо ещё, что я прихватил с собой паспорт, с помощью которого доказал воспитательнице своё родство с Володькой.

   На поездку в город, просмотр мультфильма, гуляние по проспекту Революции и сидение в кафе "Мороженое" ушла половина дня. Зато мальчишеской радости не было предела. А когда мы с ним расставались уже под вечер, я видел в глазах мальчика море благодарности.

   В этот день Ольга не пришла ночевать. Меня это нисколько не насторожило - я к подобным "штучкам" уже привык. Однако, на следующий день, когда я работал в лаборатории, раздался телефонный звонок и Татьяна Степановна сообщила мне, что Ольга сломала ногу, встречая отца, и теперь она дома лежит в гипсе. И попросила меня вечером навестить её.

   Николай Александрович встретил меня не то, чтобы приветливо, но, во всяком случае, без неприязни. Выяснилось, что когда байдарочники в Боброве подходили к мосту через Битюг, чтобы высадиться на берег, Ольга бросилась бежать навстречу по крутому и скользкому асфальтному спуску, подвернула правую ногу и сломала лодыжку.

   Теперь ей предстояло как минимум два месяца провести в гипсе. Я ещё некоторое время навещал Ольгу, пытаясь морально поддержать её, но вот наступил август, когда я должен был ехать на войсковые учебные сборы.

                *     *     *

   С Ярославского вокзала Москвы на электричке мы доехали до станции Загорянской, где вышли из вагонов, построились и пешим порядком добрались до контрольно-пропускного пункта воинской части 36360. Далее нам предстояло обмыться в бане, переодеться в военную форму одежды, а гражданскую сложить в свои сумки и сдать на склад.

   Теперь мы, не служившие в СА, именовались курсантами, а студенты, отслужившие в рядах армии и флота, в соответствии с их воинскими званиями. Так Эдик Нарольский стал сержантом, Слава Вылегжанин - старшим сержантом, а Володя Харитонов - даже старшиной.

   Наш палаточный городок размещался за западной стороной стадиона и имел две деревянные постройки: склад и учебный класс, а всё остальное - большие палатки на двадцать человек каждая. С северной стороны стадиона располагался трёхэтажный учебный корпус центральных курсов усовершенствования офицеров ОСНАЗ ГРУ ГШ. К южной стороне стадиона примыкал огороженный бассейн с двумя вышками. А за ним начиналась территория радиополигона с гаражами для специальной техники.                Позднее, когда начались занятия в учебном корпусе и нам выдавалась в библиотеке учебная литература, я  обратил внимание на оттиск на титульном листе старых книг - "ВШК", что означало - Высшая школа Красной армии. В 30-е годы она была основана руководителем советской военной разведки Яном Берзиным, и здесь же проходил подготовку легендарный разведчик Рихард Зорге. 

   В классах мы изучали военную историю, тактико-специальную и техническую подготовку. Занятия проводили наши преподаватели: полковник Павлюченко Д.Д. (военная история), подполковник Шевченко С.Е. (тактико-специальная подготовка), майор ЛогвиненкоВ.Д. и капитан Казанин М.Т. (военно-техническая подготовка).

   Здесь мы изучили и ознакомились с техникой, которой у нас либо не было на военной кафедре, либо она была новой и недавно поступила на вооружение частей ОСНАЗ. Так из пеленгаторов мы изучили Р-301А "Утюг", который к этому времени уже устарел, однако принцип двухканального автоматического радиопеленгатора сохранился и был воплощён в более новом Р-359 "Черёмуха", с которым нас ознакомили на радиополигоне. Там же мы приняли участие в развёртывании его "U"-образной антенно-фидерной системы.

   Во время занятий на радиополигоне нам развернули УКВ-радиопеленгаторы Р-306,307,308 и мы даже посидели за приёмоиндикаторами. А мобильный КВ-радиопеленгатор Р-305 каждый из нас попробовал разворачивать самостоятельно. Из радиоприёмной аппаратуры ничего нового мы не увидели, а вот из промежуточной - ознакомились со стойкой ТГ-60, предназначенной для приёма многократных передач.

   Поскольку мы находились в воинской части, то и естественно у нас была организована служба войск. Ежесуточно наша учебная рота выставляла наряд по кухне, бассейну и внутренний наряд по роте. Я уже сходил в наряд по кухне и два раза по бассейну, когда был назначен в наряд по роте дневальным.

   Мой командир взвода (к этому времени мой лучший друг) сержант Э.Нарольский, инструктируя меня, предупредил:
   - Смотри ничего не напутай! А то наш командир роты подполковник Тимофеев знаешь какой суровый мужик!
   Подполковник Тимофеев Б.Г. на военной кафедре ВПИ преподавал общевоенные дисциплины и поэтому не был мне знаком, так как я их сдал ещё в Омске.

   А получилось так, что подполковник Тимофеев с вечера уехал в Москву, и все думали, что его до обеда не будет в расположении роты. Поэтому под утро, когда начало светать и очень захотелось спать, дежурный по роте сказал мне, что я остаюсь за него, а сам отправился на свою койку.

   А подполковник Тимофеев возьми, да и появись ещё до подъёма роты. Я в это время стоял и дремал под грибком. Увидев командира роты, я подал команду "Смирно!" спящей роте ( почти что, как бравый солдат Швейк в сортире), вышел строевым шагом навстречу подполковнику Тимофееву и отрапортовал за дежурного, что "в отсутствии его не случилось ничего". По моему вся рота проснулась не от команды "Подъём!", а ещё раньше от "львиного рыка" подполковника Тимофеева.

   А дальше события развивались таким образом: командир роты приказал снять меня с наряда, а сержанту Нарольскому сказал, что он должен сделать так, чтобы он (командир роты) больше никогда меня не видел.

   И с этих пор я занял вакантную должность "хлебореза" в столовой. Надо сказать, что это очень выгодная должность. На ней я впервые почувствовал себя начальником. Когда у тебя есть материальные ценности, от которых зависят другие, то для них ты - начальник. К тому же к этим ценностям относился не только хлеб, а ещё - сахар и масло. Так что уже многие стали ходить ко мне "на поклон".

   К окончанию учебных сборов к нам приехал начальник военной кафедры полковник Кулик Александр Назарович. Он ознакомился с ходом выполнения учебной программы сборов, а затем встретился с начальником курсов генерал-майором Соловьяновым. К этому времени генерал Соловьянов уже защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук при Военной академии связи. Кулик А.Н. также работал над диссертацией, которую собирался защищать в Военной академии имени Фрунзе, но уже на соискание степени кандидата военных наук. И так как темы их диссертаций были схожими, то у них было что обсудить.

   В Воронеж мы вернулись вместе с начальником военной кафедры и через три дня сдали выпускной экзамен по военной подготовке. Экзамен я сдал на "отлично". После экзамена мы прошли собеседование на предмет призыва в ряды Советской армии на два года в качестве офицеров. В итоге я попал в список из десяти кандидатов на призыв.

                Далее:http://www.proza.ru/2017/04/02/727


Рецензии