С вечностью споря...

               
     ОН ЖИВЕТ С НАМИ, ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ И ДОБРЫЙ  ЧЕЛОВЕК, ПОХОЖИЙ НА ВОЛШЕБНИКА. ЕМУ ПОЧТИ СТО. ТВОРЕНИЯ ЕГО РУК ИЗВЕСТНЫ ПО ВСЕМУ СВЕТУ, В МУЗЕЯХ КАНАДЫ, ФРАНЦИИ, ИНДИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ. ЛУЧШИЕ РАБОТЫ ХРАНЯТСЯ У НАС. В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ.
ОН БЫЛ ДРУГОМ ЛУНАЧАРСКОГО, ГОРЬКОГО, РЕПИНА, ПАВЛОВА, БРОДСКОГО.
    ЕГО ЗОВУТ ИССААК ИТКИНД.


    Это была одна из редких встреч на земле…
    Гость еще раз недоверчиво скользнул взглядом по скульптурам, заполнившим  тесную квартирку, и прокурорским тоном спросил:
    - Вы – Исаак Иткинд?
    - Да. Я – Исаак Иткинд.
    - Вы учились семьдесят лет назад в духовной академии?
    - Да, я.
    - А я – Соломон. И странный еврей  гордо встряхнул длинными пейсами. Мы учились вместе…
    Теперь Исаак Яковлевич вспомнил. Они были друзьями. Вместе пели псалмы над усопшими, вместе читали библию в весеннем лесу, вместе бедствовали. Но уже тогда их мысли были разными.
     Однажды в лесу раздались взволнованные, горячие слова., которые заставили затрепетать сердце будущего раввина. Красивое и загадочное слово «маевка» вошло в жизнь Исаака.
     После окончания духовной семинарии Соломон стал примерным раввином. Иткинд отрекся от сана. Он сделался переплетчиком, рабочим. Потом скульптором. С тех пор они не виделись.
    И вот Соломон здесь, в раввинском одеянии, длинные волосы с закрученными пейсами. Весточка из далекой юности.
    Соломон осуждающе посмотрел на Исаака:
    - Бога забыл. Болванов делаешь. Подумай, Исаак, о своем грехе, пока не поздно. Скоро мы предстанем  перед высшим судом. Как ты ответишь, ради чего прожита жизнь?
    - А ты?
    - Я? Бог не должен быть на меня в обиде. Ведь я всю жизнь преданно служу ему. Вот только на закате дней меня постигло большое несчастье. Мой сын, к которому я приехал, женат на русской. Как мне этот грех отмолить! – и Соломон горестно воздел  руки вверх.
    - А что в этом греховного? Ведь в библии сказано, что…
    - Плохо ты помнишь библию, Исаак, - прервал его Соломон. – В библии сказано, что еврей может жениться на дочери другого народа, если она примет иудейство.
    Иткинд серьезным тоном посоветовал:
    - Ну и предложи своей снохе принять ийдейство.
    - Что ты! Она – кандидат биологических наук.
     «Вот ты пришел жалеть меня, Соломон. А ведь сожаления достоин не я, а ты, – мысленно говорил Иткинд, разглядывая старческие черты раввина. – Время разделило нас, сделало седыми. Как далеко разошлись  наши пути! Ты – мое зачеркнутое прошлое, напоминание о нем… Благодарю тебя за эту встречу. Искренне благодарю.»
    Соломон сидел, закрыв глаза, слегка покачиваясь. Он тоже думал. Когда тебе около ста и каждый новый прожитый день неотвратимо приближает к вечности, есть о чем подумать. Пора, уже пора обозреть пережитое. Так ли ты доволен, как говоришь? Ведь ты завидуешь, страшно завидуешь этому безбожнику. Признайся…  Соломон нахмурился при этой мысли.
    На перекрестке двух эпох они разошлись. Да, это было так. Прилив новой жизни смыл Иткинда с тихого берега и понес по бурным волнам. Соломон остался там, на берегу. Прилив его испугал, и он, как улитка, зарылся в песок, где  - тишь, спокойствие, где все так просто и понятно: молиться и только. Но от жизни никуда не уйдешь. Пришли люди с техникой, перевернули песок на берегу и стали строить удивительные здания и сооружения. Улитка-Соломон оказался выброшенным на поверхность. Люди пели, смеялись, а ему было страшно…
    Исаак  в это время жил. Именно жил, как человек. А жить , как человек, значит, изведать все. И Иткинд  узнал, что мир жесток и несправедлив, что мир прекрасен и светел. Узнал, что такое быть человеком…
    Они сидели рядом. Плечо одного касалось плеча другого. Руки одного могли прикоснуться к рукам  другого. Они были также близки, как и бесконечно далеки. Их разделяли века…
    Когда Соломон ушел, Исаак Яковлевич долго и неподвижно сидел. Он был во власти нахлынувших чувств. Раввин задал вопрос скульптору:
    - Как ты ответишь, ради чего прожита жизнь?
    Действительно, с чем предстанет раб божий Иткинд перед высшим судом? Скульптор тяжело поднялся и взволнованно зашагал по комнате.
    Раввин Соломон всю жизнь прилежно молился, дабы получить из рук божьих бессмертие души. А что есть бессмертие? Прекрасное? Мы связываем эти два понятия вместе…
     С древнейших времен человек мечтает обессмертить себя. Ради этого совершаются безумнейшие поступки. Например, Герострат, желая оставить будущим векам  хотя бы свое имя, сжег храм.
    Бессмертие… Оно загадочно. Непонятна тяга человека к нему. Оно пришло из природы и уходит в нее. Может быть, потому всю жизнь Иткинд с благоговейным чувством относится к ней. Природа мудра и добра. Ведь она создала человека. Это глубокое уважение к ней своеобразно отразилось на творчестве скульптора, создало неповторимый иткиндский почерк.
    Как-то он признался:
    -Я не хочу добиваться портретного сходства в скульптуре. Для меня важен внутренний мир человека. Когда я смотрю на человека, прежде всего стараюсь понять его человеческую сущность., его характерные черты и именно это  стремлюсь отразить в своей работе.
    Душа человека – самое важное в нем. Она прекрасна. А прекрасное вечно.  Вечность – это бессмертие.
    На книжном шкафу Иткинда стоит глиняный слепок - посмертная маска с головы Ленина. Уже давно мечтает Исаак Яковлевич запечатлеть в скульптуре образ великого вождя. Сделано множество эскизов. Но скульптор не доволен ни одним. Ведь портретное сходство - это не весь Ленин. Найти и показать, в чем заключается сущность  Ленина - гения и вождя - вот задача. Поиски продолжаются.
    - Если  я успею выполнить эту трудную работу, то могу считать, что моя миссия на земле выполнена.
    Творчество Иткинда утверждает прекрасное на земле. Обратимся к некоторым его работам, экспонировавшимся на последней выставке.
    «Лицо фашизма». Отвратительные драконьи языки, омерзительное животное, похожее на доисторический ящер.
    «Жертвы фашизма». Глаза, в которых застыл ужас смерти, изувеченные детские головки…
    Могут возразить: «Где же тут прекрасное?» Нами овладевают ужас, гнев. Вот это и прекрасно. Скульптор словно предостерегает нас: »Люди, умейте замечать уродливое и безобразное. Цените прекрасное!»
    «Сказание о мире».  Полумиф-полуправда.  Странное животное, похожее на волка, ест солому из рук человека. Это символическое произведение, олицетворяющее содружество человека и животного, величайшее доверие друг к другу двух созданий одной матери – Природы. Почему волк ест солому? Замысел художника разрушился бы, если бы волк держал в зубах барашка.
    Некоторые исследователи творчества Иткинда считают,  что книжка  об Антокольском  впервые пробудила в нем скульптора. Совсем ли это так? Да, книга была толчком, но лишь формальным.
    Беспокойное, неосознанное стремление к творчеству  проявилось в будущем скульпторе еще тогда, когда он учился в духовной академии. Лес манил Исаака не только своими красотами. Лес удивлял, давал огромную пищу для размышлений. Во время молитв  взгляд его долго скользил по резным лиственным кружевам, по причудливым сплетениям лесных корней. В голове рождались ассоциации, образы. Смутная тоска по чему-то неясному поселилась в душе юноши. «Он чувствовал, что есть какая-то область, созданная специально для него, где он мог бы выявить свои стремления и искания, но в чем она заключается, он не знал…».
    Но можно ли утверждать, что только самобытный талант и жажда познания сделали самоучку большим художником? Сколько мы знаем печальных примеров того, когда блестящий талант угасал на заре, не сумев проявиться со всей силой! Причины? Их много…. Немало народных талантов погибло  в крепостной России..
    Счастье Иткинда в том, что его вовремя заметили, поддержали. Горький, Волнухин…
    Очень справедливо замечено, что скульптор словно освобождает в дереве то, что скрыто внутри. Но, пожалуй, одного утверждения недостаточно.  Глубочайшее  уважение, даже почтение  к творениям природы наложило  известный отпечаток на манеру работы Иткинда с деревом. Для скульптора характерно очень бережное обращение с природным материалом.
     «Я верю в разум природы». Это значит, что художник своим наблюдательным оком должен уметь среди многообразия древесного мира найти то, что наиболее полно отражает замысел произведения. Совсем необязательно всюду пилить, строгать, рубить. Характерный пример: тело ящера в сюжете «Лицо фашизма» - изогнутый ствол дерева.
    Тема зловещего фашизма не случайно появилась в творчестве  Иткинда. Это отзвук пережитого лично художником. Его глаза видели трагедии еврейских лачуг, сожженных черносотенцами. Его глаза привыкали к двадцатилетнему мраку. Он узнал  весь позор унижений в Соловках.
   И однако творчество этого удивительного человека полно неиссякаемого оптимизма. Мужественный, добрый человек сумел, пройдя через много испытаний, сохранить любовь к людям. Более того, она  - главный источник его жизненных сил. В свои девяносто шесть Исаак Яковлевич говорит:
    - Я боюсь умереть. Если я умру, то сойду с ума.
    В этом весь Иткинд.
    Соломон существовал свое столетие ради загробной жизни, райской, как ему мнится. Земная жизнь для него - лишь временное пристанище, где Бог подвергает человека всевозможным искушениям.
   А Иткинд радуется жизни. Он не спешит умереть и сейчас, несмотря на мучительную астму и старость, чувствует необыкновенный прилив творческих сил.
                Светлана КИМ.  Алма-Ата. Газета «Казахский университет. 1967 –ой год.

   Эти строки об Исааке Иткинде я писала пятьдесят лет назад, будучи студенткой выпускного курса отделения журналистики филологического факультета КазГУ, как тогда это называлось. Прошло несколько лет. В одной из командировок по Горному Алтаю мой муж Евгений Логвинов, тогда собственный корреспондент Фотохроники ТАСС по Алтаю, встретился с одним из учеников Иткинда, скульптором Кузьмой Басаргиным, творчество которого удивительно напоминало творчество его учителя.  Кузьма мечтал увековечить образ своего кумира оригинальным способом. Какая-то гора очень сильно напоминала профиль Иткинда, оставалось только удалить лишний кусок склона, применить взрыв. Не знаю, осуществилась ли она.
    А еще через несколько лет  мы переехали в Казань. Журналистские тропы привели однажды к народному  художнику РСФСР, основоположнику  татарского изобразительного искусства Баки Идрисовичу Урманче.  Во время беседы я ему рассказала об Иткинде. Он воскликнул удивленно: «Так я же его хорошо знаю! После Соловков меня также, как и его. направили в Алма-Ату (сейчас Алматы). Он мне очень помог своей поддержкой.  К тому времени Иткинд хорошо уже там освоился.».
   Вот такое получилось удивительное продолжение одной встречи с Исааком Яковлевичем Иткиндом, который, как я узнала потом.  не дожил до своего столетия всего один месяц (если взять за истину дату рождения. на которой настаивал сам скульптор - 1868-ой год)

СВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА. Исаак Яковлевич Иткинд (1871 , деревня Дикарки, современная Белоруссия — 14 февраля 1969, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский скульптор, заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1968), член Союза художников СССР.
Биография

Исаак Иткинд родился 9 апреля 1871 года (сам скульптор утверждал, что 1868 года) в белорусском местечке Сморгонь Виленской губернии. Его отец Яков был хасидским раввином. Окончил высшую еврейскую духовную школу и также стал раввином. Когда ему было 26 лет, он работал  переплётчиком в типографии, где ему в руки попала книга о знаменитом скульпторе М. Антокольском, тогда он решил заняться скульптурой. Однажды дом Иткинда посетил писатель Перец Гиршбейн, который заинтересовался скульптором-самоучкой и написал в газету статью об уникальном даре Исаака. Статья была настолько убедительна, что жители местечка собрали деньги на то, чтобы Иткинд получил художественное образование. И с 1910 года — Иткинд учится в рисовальной школе города Вильно (сейчас Вильнюс). В 1912—1913 годах учился в Школе ваяния и зодчества в Москве в частной студии скульптора С. М. Волнухина. Работы, выполненные Иткиндом до 1917 года, посвящены теме скорби («Горький смех», «Сумасшедший», «Моралист»). Любимый материал — дерево. Скульптуры Иткинда привлекли внимание М. Горького, который в 1918 году организовал его персональную выставку. Из 42 выставленных работ сохранились три: «Мой отец», «Горбатый», «Мелодия»[1].

После Революции некоторое время Иткинд вместе с Шагалом работает преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке.

С 1927 года Иткинд — в Ленинграде, где им были созданы работы, посвящённые различным историческим и культурным деятелям: «Ленин», портреты Ф. Лассаля, К. Маркса, Ф. Энгельса, а также три — А. С. Пушкина[1]. Иткинд был знаменит в СССР, в те годы его сравнивали с Ван Гогом. Кроме того, Иткинд был замечательным писателем. От его устных рассказов приходили в восторг знаменитые писатели и режиссёры — Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд, бывшие его близкими друзьями. Они же уговорили Иткинда начать писать. Тот написал довольно много произведений, но из-за кочевой жизни его рассказы не сохранились. Алексей Толстой в 1934 году взял у Иткинда несколько рассказов и опубликовал их в журнале «Звезда» .

В 1937 году после выставки в Эрмитаже, посвящённой 100-летию со дня смерти Пушкина, Иткинд был арестован за шпионаж в пользу Японии и помещён в Кресты, где ему выбили зубы, сломали рёбра и отбили барабанные перепонки. Вскоре после этого он был сослан в Сибирь, а позднее в Казахстан. Весь мир до 1944 года считал, что Иткинд умер в лагерях в 1938 году, именно такая дата смерти указывалась в подписях к его скульптурам и в литературе.

С 1938 года Исаак Иткинд жил в Казахстане, где работал над рядом скульптурных портретов: «Акын Джамбул», «Амангельды», «Абай» и других. При этом никто не знал о том, что «полудикий старик-колдун, питающийся кореньями, живущий в землянке и собирающий старые пни» — это всемирно известный скульптор. Когда в 1944 году Алма-Атинский художник Николай Мухин «нашёл» Иткинда, то не смог ничем помочь скульптору, так как тот всё ещё считался "врагом народа". Лишь через 12 лет, в 1956 году Иткинд устроился на работу в Алма-Атинский государственный театр, где днём рисовал декорации, а по ночам вырезал из дерева скульптуры в подвале театра. Через два года, в 1958 году новый молодой художник театра решил осмотреть подвал театра, где и обнаружил ставшие впоследствии знаменитыми портреты и композиции: «Поль Робсон» (1956), «Дерево-мыслитель» (1956), «Смеющийся старик» (1958), «Песня» (1960) и другие[1]. Так Исаака Иткинда «нашли» снова.

В 1967 году молодой режиссёр-документалист из Казахстана Арарат Машанов снял 20-минутный документальный фильм об Иткинде «Прикосновение к вечности».

Работы Исаака Иткинда хранятся в Русском музее, Эрмитаже, музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а также в музеях Казахстана, Франции и США.

Умер в городе Алма-Ата в 1969 году.

ДВЕ ЖИЗНИ,ДВЕ СМЕРТИ ИСААКА ИТКИНДА. Эдуард Тополь.http://art-of-arts.livejournal.com/702574.html

 Фильм о скульпторе Исааке Иткинде Арарата Машанова ПРИКОСНОВЕНИЕ К ВЕЧНОСТИ ("Казахфильм",

На снимке: Исаак Яковлевич Иткинд в свои 96 лет (или 99?).Прогулка по Алма-Ате. В кадре (слева направо): я (Светлана Ким), моя однокурсница Саша Иванова, Исаак Яковлевич Иткинд, за спиной его жена Софья  Ефимовна, куратор нашей группы Юрий Алексеевич Крикунов и однокурсник Иван Глянько. Фото однокурсника (моего мужа) Евгения Логвинова. Алма-Ата. 1967-ой год.
   
 
 


Рецензии
Очень интересно и познавательно. Вот и я познакомилась с интересными талантливыми людьми. Спасибо, Светлана!в зарисовках, рассказах - истории людей, о которых будут помнить потомки.

Нина Бочкарева   23.03.2017 19:04     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Нина! Мне хотелось, чтобы о людях 20-го века читатели знали от их современников. Это важно, так как повествования от третьих лиц частенько грешат невольными или вольными искажениями.

Светлана Ким 3   23.03.2017 19:47   Заявить о нарушении