Царицын путь

ЛОНДОН. 5 мая 1748 года.
В этот день Георг – или, по-здешнему, Джордж – Гендель садится сочинять новую ораторию на ветхозаветный сюжет, под названьем «Соломон». Работает он, как всегда, со сверхъестественной быстротой и уже к 13-му июня трёхактная с увертюрой оратория готова; в марте следующего года в Королевском театре состоялась премьера. Партию Соломона, царя и мудреца иудейского, поручили даме с голосом меццо-сопрано, итальянке Катарине Галли.
В сюжет оратории попала и встреча Соломона с царицей Савской, что придало ей романтический оттенок. Внимание слушателя к началу третьего акта достигало пика, а воздушная музыка, сопровождающая этот момент, стала любимой пьесой публики до наших дней. К сожалению, именно в наши дни «Прибытие царицы Савской» часто исполняется в суетливо-ускоренном темпе – хотя во времена Генделя музыка не была торопливой, а уж во дни Соломоновы путь в Иерусалим через горы и пустыни занимал не один год.
Но что нам сокрушаться о скорости «Прибытия», если мы по сей день доподлинно не знаем о царице Савской вообще ничего?..

ТАК И ЕСТЬ: мы не знаем – ни что это было за царство такое, ни где оно находилось. У нас нет даже имени этой царицы, но...
Парадоксально, но это не имеет никакого значения. Спор о том, на чём держится наш мир – на трёх китах или на силах гравитации – бесплоден потому, что правы и те, и другие. Мир держится – на мифах, и эти самые «киты», сколь ни иррациональны, создают те силы гравитации, которые движут человеком, рождают или уничтожают нации и культуры.
Итак, что у нас всё-таки имеется?
Во-первых, древнейший источник: Ветхий Завет, 10-я глава Третьей книги Царств. Там её называют Малкат Шва, что, конечно, не имя и даже не прозвище, а титул: царица страны Шва (в зависимости от всё более поздней интерпретации разных народов это уже Шева, Шеба, Саба, Сава – чтобы, достигнув русского языка, превратиться в «царицу Савскую»).
Именно на этом месте чаще других спотыкались американцы: например, название кинофильма «Соломон и Шева» было таким же анахронизмом, как и модная причёска Джины Лоллобриджиды в главной роли.
В Библии визит царицы описан в почтительных, но сдержанных тонах. Всё происходящее вполне можно передать одними глаголами из текста: услышала, прибыла, говорила, ответил, увидела, и сказала она царю («истинными оказались слова о мудрости твоей»), и дала она царю (золото, благовония, драгоценные камни), и царь ей дал («всё, что она пожелала»), повернулась, пошла.
Но при этом остается неясным, откуда прибыла и куда пошла царица. Американский исследователь Библии Ривка Клюгер интересно рассказывает об этом в своей книге «Глубинная психология в Священном Писании», на которую я буду тут часто ссылаться. Оказывается, «несмотря на все старания отыскать историческую нить, убедительных доказательств пока найти не удалось... Всё, связанное с этой царицей, свидетельствует о том, что её страна, Шеба, находилась в Южной Аравии, примерно в нынешнем Йемене...» Но в то же время: «пока что у нас нет никаких исторических данных о царицах Южной Аравии».
«Йеменская» версия выводится из перечисленных даров, которые везла с собой наша таинственная незнакомка: благовония, специи, золото и драгоценные камни. Всё это изобиловало именно на юге Аравийского полуострова, указывает Клюгер. Но мы от себя добавим, что теоретически было возможно и другое: царица могла проделать долгий путь из Африки, а дарами запастись уже в Аравии, чтобы не тащить через Красное море дорогостоящий багаж, рискуя пустить его ко дну. Эта версия нам пригодится чуть позже.
Задав три благополучно разрешённые загадки, Царица признала Соломонову мудрость, получила неопределённое количество ответных даров и отбыла невесть куда.
Основное назначение библейского фрагмента видится в том, чтобы прославить ум, честь и щедрость царя, который принимает неслыханные дары как должное, а в ответ вознаграждает еще более сногсшибательными презентами. Видимо, даже автор текста пребывал в неразрешимом затруднении, пытаясь обозначить желания царицы – или, наоборот, это не представлялось ему важным для упоминания, как и имя гостьи. Она здесь – эпизодическая роль из толпы статистов: «И дал Б-г мудрость Соломону и глубокое понимание и широкое сердце... И превосходила мудрость Соломона мудрость всех сыновей востока и всю мудрость Египта. И был он мудрее всех людей... и слава его распространилась среди всех окрестных народов... И приходили из всех народов послушать мудрость Соломона, от всех царей земли, которые слышали про его мудрость».
Напоминает нечто до боли знакомое, не правда ли?.. С тех пор человек научился летать в космос и опускаться на дно морское, победил чуму и оспу. А мир как держался на одних и тех же наивных мифах, так на них же по сей день и держится.

КРАТКОСТЬ СЮЖЕТА из книги Царств казалась недостаточно убедительной евреям-потомкам, которые, уже находясь в рассеянии, желали придать ему больше веса и плотности через витиеватые детали в легендах, выдуманных задним числом. В этом смысле, например, примечателен пасхальный мидраш «Таргум шейни» («второе толкование») к Книге Эстер, которое датируется VII веком н.э. Эта история стоит того, чтобы вкратце её передать.
К тому времени многочисленные предания сделали царя Соломона «повелителем зверей и птиц» (что, в некоторой степени, кажется возвратом к языческому сознанию). Однажды к мудрейшему Наставнику народов прибыл на доклад птица-удод, рассказывая такие заманчивые небылицы про царицу Савскую и её страну («прах этой земли ценнее золота; серебро же, что мусор, на улице валяется»), что царь немедленно составил царице письмо, которое и отправил со своими птичками.
Когда властительница Савской земли увидела полчище птиц, заслонивших ей солнечный свет, она, явно от недобрых предчувствий (хотя и уверяют, что единственно от изумления), разорвала на себе одежды. Само же письмо тоже вряд ли улучшило ей настроение:
«От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим!
Ведомо тебе, что Господь царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придёте вы по доброй воле с приветом ко мне и приму я тебя, царица, с почётом превыше всех царей пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете и не придёте Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти – звери полевые, колесницы – птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы – легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас и птицы небесные склюют мясо с костей ваших.»
Вот тебе и «мир»! Минуточку, это же на вульгарном языке XXI века называется «стрелку забить»? Это не приглашение в гости, это вызов на драку, причем довольно хамский вызов (хоть и женщина, но царица всё-таки!)
Царица понимает это, потому что, дочитав письмо, изрывает на себе остатки одежды (и снова вряд ли от восторга). Именно поэтому она, наперекор возражениям своих старейшин, всё-таки едет на «стрелку» с Мудрейшим – чтобы спасти страну от «легионов бесов». Вооружась подношениями и хитроумными загадками. Не надо упускать из виду и того, что в древнем мире «турниры загадок» часто кончались смертью проигравшего. Вспомним легенду о Сфинкс или более позднюю сказку о чудовищной принцессе Турандот. Поэтому, явившись, царица, не теряя дипломатично лица, выдвигает встречные условия: «Отгадаешь – признаю мудрецом тебя, не отгадаешь – я буду знать, что человек ты самый обыкновенный».
Далее начинается пересказ загадок – в разных еврейских преданиях от 3-х до 19-ти, разной степени сложности и провокативности. Это – настоящая битва интеллектов, не предполагающая звонка другу. Соломон блистательно находит правильные решения ко всем головоломкам, и царица признаёт его мудрейшим в мире.
Подобные легенды, возникающие в самые нелёгкие для народа времена, всемерно укрепляют его веру в героическое прошлое и, следовательно, блистательное будущее.
Сдаётся мне, то же самое происходит и сегодня у народов, не нашедших смысла существования и наспех штопающих "скрепами" эту дыру.

АРАБСКИЕ ЛЕГЕНДЫ о царице Савской и Сулеймане можно по большей части смело проигнорировать. Их авторов главным образом занимало, каким именно копытом оканчивались мохнатые ноги царицы: ослиным или козьим. В наши дни это звучит скабрёзно и не слишком интересно. В этой версии заслуживает упоминания уже известный нам от евреев удод, который, едва заговорив по-арабски, немедленно рассказал три гусарских анекдота «о бесполезности и ненадёжности женщин и о том, что их необходимо контролировать»: «Какие глупые, тщеславные и утомительные создания эти женщины, и как неправ был Сулейман, попросив нас оказать почтение одной из них».
Отметим для себя и этот бессовестный миф, на котором Земля, покачиваясь, продолжает плыть в неизвестном направлении.

И, НАКОНЕЦ, мы подходим к третьей версии истории о Царе и Царице: эфиопской. Её авторы превзошли "всех сыновей востока и всю мудрость Египта".
Называется эта книга «Кебра Нагаст» («Книга о Славе Царей»), датируется XIII в. нашей эры и, по сути, весьма элегантно обосновывает легитимность эфиопской государственности. В ней утверждались очень важные вещи, о которых прежде никто не подозревал:
Во-первых, земля Савская на самом деле находилась на западном берегу Красного моря (где нынче Эфиопия). Снова цитируем Ривку Клюгер: «В легенде упоминается корабль, который Соломон послал Шебе, чтобы пересечь Красное море и приплыть к нему. Это, кстати, не единственное транспортное средство, которое она получила от щедрого царя: ведь он дал ей ещё «шесть тысяч верблюдов и колесниц для путешествия по пустыне» и корабль, «в котором можно путешествовать по воздуху» (что само по себе интересно для легенды тринадцатого века)».
Все это не упоминается среди подарков царя Соломона, перечисленных в Ветхом завете (ну ещё бы! у двух текстов – совершенно противоположные задачи).
Во-вторых, царица Савская была блистательно умна и невероятно хороша собою (о козьем копыте речь уже не заходит). У неё даже обнаружилось имя – Македа («Огненная»). В Иерусалим она прибыла не девочкой по вызову, а единственно для дамского удовольствия: отдохнуть, позагорать и развлечься с Соломоном, о мудрости которого ей рассказывал некий купец по имени Тармин. Если Македа знала географию и умела считать, то она действительно могла бы сначала переплыть море, а потом загрузиться подарками для Соломона в Южной Аравии. Так что «йеменская теория» нам здесь видится не совсем уж безнадёжной.
В-третьих, Соломон, как и следовало ожидать, «оказал великие почести ей и возрадовался» – да так рельефно возрадовался, что «спустя девять месяцев и пять дней... породила дитя она мужского пола». Что не диво, если только у себя во дворце Соломон содержал, по оценке «Книги Царств», семьсот жён и триста наложниц.
В-четвёртых, через годы Соломон признал царевича Савского своим сыном, оказал ему у себя царские почести и «усадил его на престоле своём». Тот же, вернувшись впоследствии домой, насадил в Эфиопии иудаизм. Так, сообщают нам в «Кебра Нагаст», возникла великая эфиопская династия Соломонидов. Между прочим, её последний император, Хайле Селассие Первый, умер совсем недавно, в 1975 году. Сам он именовал себя 225-м потомком Царицы Савской.
Именно поэтому и эфиопская община иудеев-фалашей считает себя потомками вельмож Соломона. Репатриировавшись в Израиль в начале 90-х годов, многие фалаши проявили себя мягкими, беззлобными и очень способными людьми.
И последнее. Как известно, Абрам Петрович Ганнибал был собою эфиоп. Он любил повторять, что, дескать, род его принадлежит к тамошней знати. И если этот род в своём развитии пересекался с царской династией, то «наше всё» Александр Сергеевич Пушкин получится потомок царя Соломона и царицы Савской – что там Хайле Селассие.

ПРАВДА ЛИ ВСЁ ЭТО? Да какая нам, в сущности, разница... Мир человеческий зиждится на алогичных выдумках или на откровенном вранье напёрсточников-идеологов. Взаимодействие и противодействие мифов и легенд то содержит весь мир в страхе и равновесии, то опрокидывает его в чан конфликтов и войн. И если любую выдумку озвучить достаточно громко, да ещё многократно повторить для глухих, то она – сколь фантастична и вздорна ни будь – неизбежно становится правдой.


Рецензии