Счастливый брак

Историю эту я услышал от своей матери. Она была уже в летах, но сохранившая молодость глаз и крепость тела. С отцом моим, суровым и жилистым мужчиной, жили они в браке более тридцати лет и всё ещё были довольны друг другом.

В то лето я приехал в родное гнёздышко, обессиленный городской суетой и самым обыкновенным разладом в отношениях с женой. Стоял жгучий июль. Мой шестилетний сын сначала был разморен длительной дорогой и невыносимой жарой, а потом горячо натопленной баней, но как только дед предложил отправиться на велосипедную прогулку, он оживился и радостно стал доставать любимую кепку из рюкзака. Я всегда поражался этой детской ненасытной активности, побеждающей любые, казалось бы, тягостные испытания для тела.

Я смотрел уставшими глазами то на их поспешные сборы и думал о том кто счастливее из них: сын мой, любивший деда с раннего детства или дед, давно мечтавший о приезде внука и возможности научить его тонкостям рыбалки, то на хлопотливые заботы матери, которая собралась под вечер напечь пирогов. Перед уходом отец пожурил меня за «не спортивность» и оба с счастливыми лицами выпали в стихающий жар вечерней улицы.

Я сел за стол, продолжая наблюдать за быстрыми движениями рук матери, месившими тесто. Глубоко вздохнул. Разве сыновья щебетали с матерями, как это делают молодые девушки? Нет. Они редко спрашивали совета у матери по своей молодой глупости и неумению вообще вести диалог с женщиной. Даже сейчас я не мог поговорить с мамой, точнее верно начать разговор о мучившей меня проблеме.

- Послушай, мам. Вот вы живёте столько лет с отцом и всё ещё счастливы … - Я запнулся и мигом ощутил себя подростком, ляпнувшим страшную глупость. - В смысле как удалось?

- А что нам не жить счастливо то? Вас вырастили, обучили, теперь живёте сами в достатке. С чего же не радоваться?

- Мам, ну это сейчас. Я про молодость, про брак, про отношения вообще.

Мама недобро взглянула на меня.

- Так что же сынок, думаешь я не понимаю к чему ты разговор завёл. Приехал с Андрюшкой, а жена то где? Я молчала конечно, отец указал мне не затрагивать эту тему в разговоре, но сердце матери! – Мама оборвала фразу и села напротив меня, позабыв о готовке. -  Я даже рада, что ты спрашиваешь меня. А я тебе расскажу нашу с отцом историю.

Я заботливо налил нам компота и приготовился слушать рассказ, пытаясь в нём отыскать ответ на свой вопрос: возможно ли простить? Я не был уверен был ли у них хоть один разлад при котором необходим был акт прощения, ведь я помнил их практически всегда счастливыми. Даже когда я приезжал студентом, они могли вспомнить молодость и устроить бой подушками. Меня всегда удивляло это умение сохранить непринуждённость в отношениях спустя столько лет брака! Но вот мама начала.

- Познакомились мы с ним обычно. Помню были в то время слёты строительных отрядов. Я тогда поехала от техникума своего. Привезли нас в какую-то деревеньку, лежащую около Енисея. После столицы трудно было привыкнуть к тьме комаров и мошек, шуму от могучей реки и сходкам у костра. Строился недалеко от деревеньки новый посёлок, работали там в основном парни, а мы стирали им бельё и готовили еду. В общем, на одной из сходок мы и познакомились. Девчонки всё щебетали о местном красавце. Ну что рассказывать, взгляни на себя в зеркало, ты всё от отца взял. Отец твой был душой компании, если он не приходил на сходку, то все расходились от скуки. К нам всегда местная молодёжь присоединялась, так все девушки с соседних деревень только и мечтали о прогулке с отцом твоим. А мне его поведение казалось «деревенским» и относилась я к нему безразлично. Он же заметил меня, сначала колко шутил надо мною, а в особенности над моей мальчишеской стрижкой, потом стал дарить цветы и всё звать прогуляться по берегу. В конце целины мы уже дружили с ним. А потом я доучилась на педагога, приехала жить в этот же посёлок и так съехались мы с твоим отцом.

Мать отпила компот из стакана и впилась глазами на столешницу, словно на ней показывались видеозаписи с фрагментами из её молодости. Отчего-то стало невыносимо тоскливо и я тоже уткнулся взглядом в скатерть. Мама резко вынырнула из прошлого:

- А потом что, потом через два года уже ты появился.

- Мам, а эти два года? – оборвал я мать. Она взглянула на меня и вздохнув, сказала:

- Гулял твой отец. Всё никак не мог оставить друзей, лишиться внимания многих девушек… Да и я тогда не обладала красотой. Это сейчас вы любите худощавых девчонок, а тогда моя миниатюрность и короткие волосы только отпугивали нормальных мужчин. А девушки на деревне все с косами длинными, дородные. Отца я уже полюбила и уехать от него не могла. Помню, как сначала ругалась на него, давала пощёчины, а потом весь пыл куда-то пропал. Смиренно ждала его дома, читала книги, какие находила, а днём в местной школе работала. Когда ты появился, он как-то резко переменился. Всё отойти от меня не мог, носил мне веточки черёмухи. Я когда с тобой приехала их роддома, как раз черёмуха зацвела. Дивный у неё аромат! Однажды вечером, помню, оставили тебя под опеку его мамы и сами поехали в местный районный центр в кинотеатр. А обратно возвращались, он на дороге остановился и прям с мотоцикла наземь упал, стоит передо мной на коленях, плачет и ноги мои целует. Слышу, как сквозь слезы свои мужицкие прощения просит. Рассказал мне, что изменял не раз, уехать даже пару раз хотел, а потом, когда я сказала о своей беременности так в отчаяние и впал. Не видел сначала во мне женщину свою, но с каждым днём беременности влюблялся. Дивно, ведь мучал ты меня сынок всю беременность, страшная я стала с тобою, а отец твой в такую и влюбился. Я и верить не хотела его рыданиям. Зла была. Утром же собрала пожитки и уехала с тобою. Образование было, думала - не пропаду. Нашёл он меня в течении нескольких недель, молча собрал все наши вещи и спросил меня одно только: «Любишь? Если так, то поехали домой. Муж должен быть у тебя, а у сына отец».
 
Она снова замолчала и опустила взгляд. Мирно потекли крупные слезы по морщинистым щекам. Я встал, неуклюже обнял маму с боку. Я заметил миниатюрность матери только сейчас, когда она потерялась на моей широкой груди.

Вы замечали геройскую способность матерей? Этот быстрый возврат счастливого лица. Так и случилось сейчас. Она поцеловала меня в щёку, улыбнулась и с причитаниями принялась за тесто, которое уже «убежало» из миски. Я подумал о том, что продолжить разговор на эту тему было бы слишком бессердечно, и решив не задавать посредственно отвлечённых вопросов, просто замолчал.

- Стоит ли прощать? – Строго начала мать, включив голос педагога. – Простить несомненно нужно. Вдумайся в само значение слова, сын. Простить – это априори действие, твоё действие по отношению к человеку, принёсшему тебе страдания. Необходимо иметь большую силу духа, чтобы отпустить свою боль и проявить сострадание к обидчику, нужно иметь развитый интеллект, чтобы понять, почему человек поступил таким образом с тобою. Мог ли он иначе? И что испытывает человек сейчас? Вопрос в другом. Нужно ли принимать человека обратно? Многие только и делают, что восстанавливают отношения из-за каких-то причин, но при этом таят злобу на этого человека. Не знаю, что у вас там случилось с женою, да и знать мне не нужно таких подробностей, но простить ты сможешь её.

- Мам, а ты..?

- У меня не было ничего дороже тебя и твоего отца в ту пору, так и потом. Оттого и принять его могла, а затем и простить.

Она замолчала и занялась готовкой, всем своим видом показывая, что разговор окончен. Вскоре вернулись отец с Андрюшкой, и мама, радостно их встретив, стала накрывать стол для ужина.


Рецензии