Это всё о ней
Люди, братья мои,
Берегите своих матерей.
Настоящая мать человеку дается однажды.
Что было в это время 23 марта 1980 года? Мы стояли на остановке железнодорожной станции «Вторая площадка». О чём я тогда думал? Конечно, о ней, о маме. Наверное, я терзал себя мыслью о том, как я мог допустить, что с ней могло такое произойти. Почему именно с ней, именно в это время, когда я вырос и должен был вернуться после окончания училища, чтобы помогать ей. Успокаивал я тогда себя только тем, что она жива. Я еще не знал, что скоро её не станет. Сейчас я задаю себе вопрос: почему нас дежурные врачи не пустили к ней в палату, почему я не был рядом, когда она умирала, ведь тогда даже не попросил у неё прощения. Не успел, а, может, мне не дали возможности это сделать. Она ведь ждала меня и ушла тихо, так и не попрощавшись.
Каждый год с наступлением марта меня начинает колошматить, и каждый год я успокаиваюсь только после проведения поминок. А что я ещё могу сделать для неё? Только это. В этом году поминальную молитву буду читать сам. Наверное, возраст берет свое.
Где-то около восьми утра мамы не стало. Теперь я понимаю, почему меня не было рядом с мамой в этот момент. Я бы плакал, рыдал, устроил, наверное, истерику. Это было бы неправильно. В момент, когда человек отдает Богу душу, должна быть абсолютная тишина. И никто не должен мешать переходу души из одного состояния в другое. И никакие истерики, вздохи, ахи уже здесь не помогут. Всё предопределено судьбой, и не надо мешать тому, что должно произойти, всё уже поздно. Если вы рядом, только молитвы про себя и тишина. Мы, наверное, должны только своим молчаливым присутствием и молитвами помогать человеческой душе покидать этот мир.
Всё. Я это сделал. После почти месячного напряжения можно немного отдохнуть. Я помянул свою маму. Самым трудным и тяжелым был последний день, и ночь не мог уснуть. Для проведения поминок многого не надо, хотя материальные затраты тоже ощутимы. Но это не главное. То, что я могу сделать для мамы после того, как её не стало, — это сделать поминальный обед. Все 37 лет я традиционно устраиваю его после её ухода из жизни. Сначала я его устраивал в родном доме, потом у родной тети, сестры мамы, потом у сестры папы. Сегодня у себя дома. Что для этого надо? Закупить продукты для поминального обеда, хаир для раздачи приглашенным, муллу для чтения поминальной молитвы и друзей, которые придут разделить твой поминальный обед.
Все разошлись. На душе стало как-то легче, легкая приятная усталость, сопровождающаяся чувством выполненного долга. В этом году поминальную молитву читал сам. Наверное, уже пора заняться этим. Тем более дедушка, в своё время репрессированный, был муллой.
Свидетельство о публикации №217032302190
Статья рассказывает о смерти маминого родного дяди и связанных с этим переживаниях автора.
Автор вспоминает стихи, призывающие беречь матерей, и задается вопросом, почему его не было рядом с мамой в момент ее смерти. •
Он осознает, что в момент, когда человек отдает Богу душу, должна быть абсолютная тишина и никто не должен мешать переходу души из одного состояния в другое.
Автор рассказывает о традиции проведения поминок после ухода мамы из жизни и о том, что он делает для нее, устраивая поминальный обед.•
Статья подчеркивает важность ощущения выполненного долга и сыновнего долга после ухода близкого человека.
Аркадий Шакшин 11.05.2024 13:51 Заявить о нарушении