Смысл

Порой по жизни начинаешь задумываться о Смысле. О Смысле всего. Как можно его увидеть? Наверное, Смысл - это как свет рампы на сцену. В нём видно где ты. В нём видно что ты.

Без прожектора ты тоже там. На огромной сцене, окруженный такими же актёрами, ожидающими, что ты сделаешь первое движение, что ты оживишь постановку и начнешь этот Танец. Только представьте себе: кромешная тьма, пустота, тишина. Безмолствующий зал. Огромная махина, ожидающая тебя одну, твоего первого движения, взмаха рукой, вздоха... Даже часы безполезны, ибо единственный критерий того, что пора - у тебя в голове. И вот, пора. Ты открываешь глаза и поворачиваешь голову, всматриваешься в темноту, и ничего не видишь. Как? Что? Куда?

Была - не была! И ты начинаешь Движение. И это Движение - как молитва. Нет музыки, кроме той, что у тебя в голове. Нет света, кроме того, что в тебе самой. И внезапно, одновременно с твоим движением начинается Музыка. И медленно разжигается свет прожектора. И ты словно во сне видишь свои руки и ноги. В танце ты рассматриваешь свой костюм и свои конечности. Свет слепит, ты не видишь ничего вокруг, но не способна прервать этот Танец, поначалу осторожный, дабы ни во что не врезаться, не споткнуться. Потом, по мере того, как им увлекаешься, кружишься всё быстрее и быстрее, тебя перестаёт заботить кто и что там. Ты находишь Смысл, Смысл в Танце. Есть Движение, Танец, Ты, и... тот, в кого ты врезаешься... И лишь тогда прожектор светит и на того, второго.

И ты видишь не только свой Танец. Не в силах остановиться, ты продолжаешь Движение. Движение - Жизнь. Но ты подстраиваешь его под того, кого ты теперь видишь. А тот - под тебя. И внезапно два одиночных Танца сливаются в один парный. Он прекрасен! И даже музыка становится богаче. А игра света и теней! Это Волшебство Танца и Волшебство Света. И Смысл меняется, а старый Смысл кажется глупым.

Внезапно ты осознаешь, что и это когда-то закончится. И спотыкаешься. В темноте можно спотыкаться - никто не увидит. Когда танцуешь один - тоже можно - мало ли, может, так задумано. Вдвоём - страшно. У тебя есть свет-смысл. У тебя есть музыка, но перед глазами тьма и тишина. И Танец превращается в побег. Побег от Света и от другого танцора.

И, рано или поздно, ты натыкаешься на других. И их тоже начинает освещать прожектор. Как будто, это ты подарила им Свет и Смысл. Будто, они стояли и озирались во Тьме, сами не зная, чего они ожидали, а ты подарила им Смысл. Ты подарила им начало Танца. И каждый новый Танец ещё прекраснее предыдущего. А Музыка ещё богаче и разнообразнее. А потом новый  побег... и новая Встреча... и новый Танец...

И вот, когда ты совсем устанешь, когда свет прожектора начнёт мигать и угасать, ты найдёшь наконец край сцены. У края сцены будет стоять Режиссёр. Он не войдёт в свет твоего прожектора, но его черты будут угадываться в отблесках.
- Что же ты, голубушка? - скажет Режиссёр, - Куда тебя так шарахало?
А ты смотришь на Режиссёра, недоумевая, что же он тут делает. То есть, логически, если есть сцена, должен быть и Режиссёр. Но после столь долгого и непонятного танца как-то не ожидаешь его увидеть. И в голове даже ни одной мысли нету, кроме: "Режиссёр! Ого, Режиссёр!!!" А Режиссёр тем временем продолжит тебя журить.

- Как же так, ну, зачем же так! Вот, тот, первый, ты зачем его шарахаться то придумала? Дистанцию держать? А потом ещё и посреди танца убежала. А потом зажалась опять! Развязнее надо! Вольнее! А когда с тем другим исполнили совместный "пляс отчуждения"?! Что это было??? Ведь, могла его вывести на танец! Могла показать! Да, что могла? Должна была! А вместо этого взбрыкнула и оставила в темноте... А что в  итоге? А в итоге даже при последнем танцевала сама по себе! Ну, какой публике такое понравится?!
- П-публике?! - обомлеешь ты, чувствуя, как сердце ухнуло куда-то глубоко вниз.
- Публике, публике! Когда доростёшь до публики!

И внезапно ты всё вспомнишь. И безчисленные репетиции, и безконечные парные танцы, и безконечные поиски прожектора, Смысла, и даже сто раз высказанное с самыми разнообразными эмоциями: "Вы же Режиссёр! Почему Вы не направили нас!". И исполненный горечи вздох в ответ. Потому что такой уж это спектакль. Как белый стих и белый танец. Спектакль, где Режиссёр может вмешиваться только если иначе нельзя, потому что актёр сам должен найти свой смысл. Ибо ни один режиссёр не сможет научить актёра отдаваться Танцу без остатка, без остатка отдаваться Моменту, Движению, Свету.

Ибо Свет и Смысл - это не прожектор и не сцена. Единственный Смысл, Танец, Статист, Партнёр и даже Режиссёр - это сам Исполнитель.

И лишь став Смыслом самого себя, Исполнитель сможет наконец сойти со сцены и выйти из старого и пыльного, готового в любой момент обрушиться здания больше никому не нужного театра.

И в этом тоже настоящее Волшебство Жизни.

Алиса Пермякова 03/2016


Рецензии