Память Гл. 2 Часть 15 Марина Филина

Боря и Марина Филины – на нашей золотой свадьбе


ПАМЯТЬ

ГЛАВА  2   ВСТРЕЧИ

ЧАСТЬ 14    МАРИНА  ФИЛИНА


Мы несколько раз были в гостях у Бори и Марины. Познакомились с её родителями. Тогда они были ещё живы.
 
Много лет спустя, я даже могу сказать - когда именно - это был день нашей золотой свадьбы. Марина, Борис и их взрослый сын - Володя были у нас в гостях. Марина привезла нам фильм - историю семьи Каллистратовых и примкнувшему к ним Филина Бориса. Фильм включал в себя многие документальные факты из жизни Бори и Марины на Байконуре и в г. Королеве, а также - из биографии Александра Дмитриевича Калистратова, её отца.
   
Все фотографии и кадры из фильма были помечены надписью - "Архив Калистратовых - Филиных". Поскольку, как вы уже убедились, при создании этой главы, мы не обращались к Борису и Марине с просьбой -   приводить здесь исторические снимки из их архива, в том числе и - отца Марины.

Но, возможно – позже, получив разрешение Марины на использование этих исторических документов из их семейного архива мы напишем книгу или хотя бы Главу об этом замечательном человеке.
   
Есть статья, в которой рассказывается, что в 1939 - 1942 годах Каллистратов А. Д. был директором завода Арсенал, который находился в блокадном Ленинграде. Это нам известно с его слов. Он рассказывал о жизни в Ленинграде, когда мы были у Марины с Борисом в гостях.
   
 
Мы с Виктором приехали первый раз в город Калининград - в гости к Марине и Борису. Они жили в квартире её родителей.
   
Дом относился к первым постройкам этого города - двухэтажный, кажется, с одним подъездом, в котором на лестничных площадках располагались две двери, ведущие в квартиры слева и справа. Впрочем, мы там были так давно, что я могу в чём-то и ошибаться.
   
Квартира, вернее - две квартиры верхнего этажа, в своё время были объединены в одну большую, и предоставлены семье отца Марины.

Когда Марина с Борисом поженились, они заняли левую квартиру, в правой жили родители Марины. Средняя комната была общей. Там встречалась вся семья за общим столом.

Когда мы были у них первый раз, Марина с Борей делали ремонт. Мы увидели, как они красят стены краской. Для нас это выглядело непривычно, так как мы больше привыкли к стенам, оклеенным обоями.

В это раз и в следующий - Боря показывал собственноручно подписанные космонавтами некоторые грамоты и фотографии (а я не переживал, что когда-то нас со Смирновым не взяли на фирму Королёва).
   
В следующий раз они пригласили нас на день рождения. Мне это запомнилось потому, что мы долго не могли подобрать подарок. Помню - выделили на подарок - 20 рублей. Специально поехали в Москву, и до позднего вечера толкались по подарочным магазинам, и ничего не могли выбрать.
   
На Столешниковым переулке, в магазине подарков нам, наконец, приглянулись чайные ложечки, аккуратно уложенные в красивую коробочку. Ложки были, кажется - мельхиоровые. Их необычность была в форме. Ложечки кончались выступающим с двух сторон квадратными "крылышками", выполненными в виде резного кружевного рисунка. Но этот набор стоил 25 рублей. А у нас было только 20.
   
Помню, мы расстроенные вышли из магазина, и пошлёпали дальше. Погода была мерзопакостная. Мокрый снег хлюпал под ногами, превращая тротуар в сплошную лужу, которую обойти было нельзя, и приходилось идти не выбирая дорогу и чавкая прямо по слякоти. Под ноги всё-таки приходилось смотреть, чтобы не зачерпнуть ледяную кашу в наши ботиночки. Перешли улицу. Прошли несколько шагов, и вдруг мне показалось, что под ногами мелькнула бумажная купюра. Я дёрнула Виктора за руку, на которой висела, и сделала шаг назад. Нагнулась, и подняла - пять рублей... Денежка ещё не успела размокнуть от снега. Мистика? Может быть, но для нас это тогда показалось маленьким чудом. Мы вернулись в магазин и купили тот самый набор чайных ложечек...
   
В гостях мы познакомились с мамой Марины - Валентиной Антоновной и отцом - Александром Дмитриевичем Каллистратовыми. Сына Виктора в этот раз мы не видели.
 
Мы немного стеснялись, а родители были приветливыми, как-то по домашнему раскрепощёнными. Не помню, чем нас угощали, но был момент, который мне запомнился надолго.

Когда Борис с Мариной были у нас, мы среди разных закусок, подали на стол уже тогда полюбившийся нам, маринованный чеснок и черемшу, которые специально покупали на рынке. Борис, видимо желая нам угодить, купил и подал на стол этот вид закуски.

 По этому поводу Александр Дмитриевич "проехался" шуточкой, что в прежние времена такие кушанья на стол не подавали, их употребляли - вот не помню, кого он привел в пример, то ли кучера, то ли дворника, не важно. Я потом думала - почему? Из-за резкого запаха чеснока? Хотя раньше от кого-то ещё слышала подобную реплику по поводу винегрета, который любила готовить мама у нас дома.

Может быть, в прежнее время, действительно выдерживался этикет блюд, подаваемых в аристократических домах, отличающийся от простонародных обедов в семьях нижестоящей категории людей?
   
Александр Дмитриевич за обедом пил мало, но много рассказывал интересного о прошлой жизни, особенно в Ленинграде. Вспоминал и о том, как пришлось ему работать на заводе в блокадном городе. И надо было слышать, с какой теплотой он говорил о людях, которые тогда работали рядом с ним...
   
      
Марина Александровна Филина (Каллистратова), так же, как и её муж - Борис Николаевич Филин, всю свою жизнь работала, и по сей день работает в РКК "ЭНЕРГИЯ" имени С. П. Королева.

Мы не можем привести здесь весь её послужной список. Но в качестве примера упомянем, что:
  - Она являлась руководителем по системам прицеливания и стартовой киносъемки пуска универсально-космической транспортной системы

  - Марине Александровне Филиной выдано Удостоверение № 062, подтверждающее её непосредственное участие в подготовке и осуществлении ПЕРВОГО СТАРТА РАКЕТЫ НОСИТЕЛЯ "ЭНЕРГИЯ" с универсального комплекса стенд-старт (УКСС) 15 мая 1987 года с космодрома "БАЙКОНУР".

Удостоверение выдано Космическим Агентством Военно-космической силы РФ РКК "ЭНЕРГИЯ" КБ общего машиностроения НИИ химического машиностроения.

  - Марина была руководителем юстировки радиотехнического комплекса космического аппарата ЯМАЛ - 200 в РКК "ЭНЕРГИЯ" имени С. П. Королева. 2004 год.

  - Марина имела непосредственное отношение к разработкам оптико-электронного комплекса на этапе подготовки и пуска МКС "Энергия-Буран" на космодроме "БАЙКОНУР", за что была награждена медалью - "20 лет полета "ЭНЕРГИЯ-БУРАН"".

Марина до сих пор продолжает работать на том же предприятии в г. Королёве.
   
  Поздравляя Бориса с Новым 2014 годом, мы пошутили - "Ты теперь на иждивении у Марины. Она - работает, а ты - пенсионер!". Он ответил -

"Я не просто пенсионер. Я пенсионер космической ЭРЫ".

Так и не хватает слов – "И я горжусь этим!". А мы гордимся ими обоими.



 


Рецензии