Ван Гог как Иисус Христос 5 Проповедничество
Библия принадлежала отцу Ван Гога. Картина нарисована в связи со смертью отца. Рядом с Библией книга Золя "La joie de vivre" (Радость жизни), принадлежащая Ван Гогу. Книга была чем-то вроде библии современной жизни, как противоречие между взглядами отца и Ван Гога. Отец осуждал чтение таких книг.
ЧАСТЬ 5 Начало проповедничества
Тоска смотреть, как мается бедняк,
(Шекспир, 66 й сонет, перевод Пастернака)
Он вернулся в Лондон, где нашел работу в школе-пансионе для бедноты.
(Читатель должен иметь ввиду, что уже пять частей я кратко и по необходимости перечисляю факты биографии, отражающие и одновременно формирующие его характер. Можно найти более подробные биографии на интернете или в бесчисленных книгах. Одна из лучших написана Анри Перрюшо).
Зарплату Ван Гог не получал, работал только за еду и квартиру. Преподавал Французский, немецкий и арифметику (С багажом, полученным в интернате – представьте, как там учили, и как Винсент учился).
На этой работе в пансионе-интернате он спал вместе с учениками. В комнатах стекла выбиты, в кроватях клопы. И это не самое обескураживающее.
Там в Лондоне и началась его проповедническая деятельность.
Нам же важно следующее событие. Хозяин школы посылал Винсента собирать просроченную плату за обучение, и он имел воможность познакомиться с жизнью бедноты в районе Ист–Энда. То, о чем он раньше читал у Диккенса, теперь он увидел в реальности. Это все потрясло его.
Цитата из работы Энгельса «Положение рабочего класса в Англии», 1844.
Энгельс все это описал на 30 лет раньше.
Энгельс описывает район, где расположена основная масса лондонских рабочих. В комнате приблизительно 4 метра на 4 располагается обычно целая семья с несколькими детьми и с бабушками и дедушками.
«Стоит только увидеть собственными глазами страдания этих несчастных, посмотреть, как они скудно питаются, как они надломлены болезнью и безработицей, и перед нами раскроется такая бездна беспомощности и нужды, что нация, подобная нашей, должна была бы устыдиться одной её возможности.... Во всей округе едва ли найдётся один отец семейства из десяти, у которого есть другая одежда, кроме рабочего платья, да и то состоит из одних лохмотьев; многим из них нечем покрыться ночью, кроме этих же лохмотьев, а постелью им служит лишь мешок с соломой или стружками».
Все же почему вдруг вклинился Энгельс?
Две причины. Бедность и жуткие условия жизни не трогают нас, пока мы с ними не сталкиваемся вплотную. Поэтому стенания времен Энгельса и Диккенса нас особенно не трогают.
Мой личный опыт убеждает меня в этом. Сразу после войны мы жили в комунальной квартире, мои родители и я с братом. Печку топили углем. Кран с холодной водой, туалет на три семьи, - все наши удобства, и на помывку в баню.
И, тем не менее, это была нормально организованная и не голодная жизнь. Мне она не казалась ни бедной ни обездоленной. С едой было все более или менее в порядке, превосходная школа, даже еще и музыкальная школа, клуб напртив с библиотекой, спорт секция на стадионе.
То, о чем пишет Энгельс, был ад. И Ван Гог с этим адом столкнулся вплотную.
И второе обстоятельство, меня поразило совпадение. Не слишком много случаев бескорыстной многолетней поддержки, как Тео Винсенту и Энгельс Марксу.
Ван Гог не смог собирать деньги у этой бедноты, работавшей по 14 часов, живших в нищете, изможденных до такой степени, что у них хватало время только на церковь по воскресеньям.
Эти люди жили в постоянном состоянии безысходности и обреченности.
Из школы его увольняют.
Он навестил сестру, для чего прошел 100 миль пешком.(Небольшая деталь для характеристики).
Он идет работать в другую школу заниматься с учениками и по воскресеньям помогать пастору в церкви. Он сочиняет проповеди и проповедует.
«И всякий, кто оставит домы , или братьев, или сестер , или отца, или мать, или жену , или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную».
Не каждый обратит внимание на эту цитату из Христа. Она в точности воплотилась в истории Ван Гога, он действительно наследовал жизнь вечную в своем искусстве и цены на его картины выросли во сто крат.
Комната в Лондоне была увешена репродукциями из жизни Христа. Известно, что он
бросил в церковную кружку свои золотые часы, подаренные родителями.
Работал на износ, питался скверно, хлестал себя плеткой по спине. Заболел в конце концов. Факт склонности к самоистязанию укоренился у него на всю жизнь и окончился в конце концов отрезанным ухом. Здоровье свое он стал разрушать именно с Лондона.
Свободное время проводит в церквях и синагогах. Он полностью погрузился в Библию. 1877 год, ему - 24 года.
В одном из писем к Тео есть цитата из Ренана:
«Чтобы жить для людей, нужно умереть для себя. У народа, взявшегося нести другим какую-либо религиозную идею, нет иного отечества, кроме этой идеи. Человек приходит в мир не для того только, чтобы быть счастливым, и даже не для того, чтобы просто быть честным. Он здесь для того, чтобы вершить на благо общества великие дела и обрести истинное благородство, поднявшись над пошлостью, в которой прозябает подавляющее большинство людей».
Но нужно еще иметь ввиду, что чтение Библии и других книг было для него не просто чтением, а руководством к действию. Обратите внимание на приведенную цитату. Для нас это слишком абстрактно, чтобы рассматривать как руководство в жизни.
Я повторяю, что он много читал, в том числе, и книги по искусству и посещал художественные галереи. Чтобы читатель получил некоторое представление о круге и интенсивности его чтения, вот такие отрывки из его писем к Тео:
«Последние дни я читал «Набоба» Доде. По-моему, эта книга — шедевр. Чего, например, стоит одна прогулка Набоба с банкиром Эмерленгом по Пер-Лашез в сумерках, когда бюст Бальзака, чей темный силуэт вырисовывается на фоне неба, иронически смотрит на них. Это — как рисунок Домье. Ты писал мне, что Домье посвятил «Революцию» Дени Дессу. Тогда я еще не знал, кто такой был Дени Дессу; теперь я прочел о нем в «Истории одного преступления» Виктора Гюго. Он — благородная фигура, и я хотел бы посмотреть рисунок Домье. Разумеется, читая любую книгу о Париже, я сразу же вспоминаю о тебе.
Тем не менее, со своей стороны, не могу сказать, что я разделяю следующую твою мысль: «Мне кажется вполне естественным, что желательные изменения все-таки наступят». Подумай только, какое множество великих людей уже умерло или вскоре покинет нас. Милле, Бриона, Тройона, Руссо, Добиньи, Коро и многих других уже нет. А подумай, сколько их ушло еще раньше — Лейс, Гаварни, де Гру (я упоминаю лишь некоторых), а перед ними — Энгр, Делакруа и Жерико. Подумай, как уже немолодо современное искусство, и прибавь к названным еще многих и многих художников преклонного возраста. На мой взгляд, до Милле и Жюля Бретона наблюдалось все-таки непрестанное движение вперед; превзойти же последних — нет, об этом не стоит и заикаться».
Интересно, что это писал человек, которому было суждено превзойти их.
«На прошлой неделе я ходил* (я, когда был в Лондоне, ездил - 45 минут на электричке) в Хэмптон-Корт посмотреть великолепные сады с длинными аллеями каштанов и лип, где свила себе гнезда масса ворон и грачей, а также дворец и картины.
Там, между прочим, есть много очень красивых портретов Гольбейна и два прекрасных Рембрандта (портрет его жены и одного раввина), а также великолепные портреты итальянцев Беллини, Тициана, одна картина Леонардо да Винчи, картины Мантеньи, одна прекрасная картина С. Рейсдаля, натюрморт с плодами Кейпа и т. д.
Я так хотел, чтобы ты был там со мной, — так приятно опять увидеть картины!»
Живопись и чтение его интересуют, но главное, чему посвяшен его ум и стремления – проповедническая деятельность:
« Я ослеплен мыслью, что отныне, куда бы я ни попал, я всюду буду проповедовать Евангелие; чтобы делать это хорошо, нужно носить Евангелие в сердце, словно Он сам вложил его туда. Ты достаточно хорошо знаешь жизнь, Тео, и понимаешь, как одинок бедный проповедник, противостоящий чуть ли не всему миру, но Бог — вот кто будит в нас сознание своей силы и веру в себя».
«Я не один: отец не оставил меня».
Мы - бывшие советские люди не воспринимаем этот текст из письма в полной мере, потому что были выращены на идеологической лжи и лицемерии. Поэтому всякие заявления такого рода воспринимаем с известной долей скептицизма. С Ван Гогом – не тот случай. Текст нужно воспринимать буквально. Попробуйте это сделать.
продолжение здесь:
http://www.proza.ru/2017/03/23/242
Свидетельство о публикации №217032300235
Ведь я никогда не слышал о них и дальше мало чего узнаю нового.
Остаётся только слабая надежда что косвенное влияние от движения великих умов мало кого не коснётся и вот так, по крохам, происходит мировой характер который питает нас.
Леотим 02.07.2023 05:33 Заявить о нарушении