Ван Гог как Иисус Христос 11-1 Едоки картофеля

«Едоки картофеля»,  Амстердам,  Музей Ван Гога, 1885





 Часть 11  "Едоки картофеля" (1)

             «наше творчество  должно быть настолько изощренным, чтобы казаться наивным, - от него не должно разить талантом»

                (1884 год      Ван Гог)




"Едоки картофеля"  - великая картина. Великое сокровище человеческого духа, как это не патетически звучит.
Она  недостаточно оценена даже сегодня. В музее Ван Гога «Подсолнухи» более популярны и у зрителей и у самих музейных работников.
Она не впечатляет, она темна, она грустна и печальна, она  не захватывает наше воображение, она требует внимания и проникновения, соучастия и сострадания. То,  чего человечеству всегда нехватало и продолжает нехватать, и картина квинтэссенция  этого явления.


Она итог  жизни Ван Гога в Голландии,  включая конфликт с семьей, дважды отверженную любовь, неудачную, осужденную обществом, связь с Син, изгнание с работы,  и, наконец, подвижничество  на проповедническом пути, которое отвергли  религиозные власти.  Для того, чтобы этот короткий абзац был понятен,  я написал все предыдущие части.

Картина  результат  поисков целого 32-летнего периода его жизни. (После нее он прожил всего еще пять лет)  (!).
Рассматривать ее с точки зрения  мастерства  можно было в те времена, когда она была создана, и даже критика ее со стороны художников тогда может быть имела основания.
По прошествии 132 лет эта картина явно недооценена и не в пантеоне великих произведений. В список великих картин Ван Гог попадает некоторыми своими полотнами, но «Едоков» там нет.
Она проникнута духом истинного  христианства, о котором написано  в главе о Боринаже.
Любовь к страждущим в ней выражена с той же страстностью, с которой он служил проповедником в шахтерском поселке.
Описывать ее бесполезно, ее нужно внимательно рассмотреть.
Если возможно, в Амстердаме в музее Ван Гога, где она вместе с «Подсолнухами»  предствляет самую большую ценность музея.

Ван Гог нарисовал   за оставшиеся после "Едоков" последние 5 лет жизни во  Франции более 800 картин маслом, которые принесли ему славу.  Иногда он рисовал по два полотна в день. Но «Едоков» он готовил с 1883 года, (два года), предполагая выставить картину в Париже в Салоне. Это само по себе удивительно, потому что Ван Гог в молодости работал в Париже продавцом в картинной галерее, посещал  Салон и прекрасно понимал, что картину там не примут.
Он изготовил несколько офортов, несколько рисунков и посылал их знакомым художникам и брату. Но окончательно он выполнил ее в 1885 году,  когда жил в Нюэнене, сразу после смерти отца.

Офорт с окончательного варианта картины он послал художнику Антону Раппарду, с которым был в дружеских отношениях.
Ответ Раппарда хорошо  известен,  но извинителен, так как он не видел самой картины: 

 «Надеюсь, Вы согласитесь со мной, что это произведение нельзя воспринимать серьезно. Вы должны благодарить провидение за то, что способны на большее... Почему Вы так бегло разглядывали свой объект и передали его так небрежно? Почему Вы не дали себе труда изучить движения? У ВАС ПОЛУЧИЛИСЬ НЕ ФИГУРЫ, А ПОЗЫ».

"Благородная рука молодой женщины  совершенно неправдоподобна! И какая связь между чайником для приготовления кофе,  столом и рукой, лежащей на чайнике с готовым кофе?.. И ты осмеливаешься упоминать имена Милле и Бретона в связи с такой  работой? Я полагаю искусство слишком возвышенная вещь, чтобы обращаться с ним так небрежно".


  Эти художники, друзья Ван Гога - Раппард,  Мауве,  -  очень хорошие, выдающиеся художники, которых Ван Гог считал своими учителям, жили нормальной жизнью, не спали на соломе, не ходили босиком, не спали в поле, не жили впроголодь,  не спускались в шахты, не общались с бедным людом,  поэтому они не могли понять «Едоков» или нарисовать их.

По поводу двух чайников на картине. Раппард не понимал, что кофе слишком дорогой  ("благородный" как рука женщины) напиток для этих бедных людей. То, что они пили, был кофе из цикория, заварку которого женщина добавляла в кипяток.

Это письмо задело Ван Гога, и он даже прервал переписку с ван Раппардом.


 

Отступление.
В истории искусства  произошли две решающих революции.

ПЕРВАЯ,     это появление   выражения индивидуальности  самого художника. Гайдн еще мастерски конструирует музыку по желанию заказчика – ничего личного. Моцарт, а уже потом во всю Бетховен,   выражали в музыке свои личные идеи.
Боттичелли  рисовал мадонн по заказу знати,  но потом нарисовал "Весну" и "Рождение Венеры", то есть, выразил свое личное мироощущение, а не заказчика. Эту выдающуюся  революцию в живописи принес Ренессанс.

ВТОРУЮ  революцию совершили импрессионисты, отказавшись от ФОРМЫ  выражения этих личных персональных идей.
Именно после них эти идеи можно было выражать любым визуальным способом.
Граффити в метро, или газетный текст в раме,  или бесформенная глыба гранита или металла  в парке..
Для тех рваных ботинок, которые нарисовал Ван Гог,  мастерство уже играло второстепенную роль.

Ни Раппард, (что понятно),  ни ван Тилборх, что удивительно,  об этом не подозревают..
Чтобы понять Ван Гога, нужно прожить, или хотя бы прочувствовать его жизнь.
Его чтение в это время в основном составляли  несколько книг: Диккенс «Повесть о двух городах», Гюго «Отверженные» и «Девяносто третий год», и романы Золя.

Продолжнение см.  Часть 11 (2)http://www.proza.ru/2017/03/23/341


Рецензии
Слушай, Миша - а нет ли у тебя предустановки: гениально, потому что принадлежит кисти гения?

Александр Скрыпник   07.08.2017 12:33     Заявить о нарушении
вот почитай длинная рецка на Ван Гога первую главу, то есть все остальное она даже не читала:

Некая Антонина Глушко:

"Михаил, идолов, как и "шедевры" придумывают сами люди, а потом же ими и поклоняются, либо восхищаются.
Типа "Черным квадратом" Малевича, закрашенным черной краской, ранее намалеванную картинку.
Так и представленными вами "Подсолнухами" Ван Гога, без подписи трудно признать что это такое, более похожее на сорняки. Подобную картинку запросто намалюет третьеклассник. Но подобный "шедевр" народ оценивает в десятки миллионов долларов.
Подобная картинка и Матисса "Красные рыбки", там вообще мазня детсадовца. Но ведь народ восхищается, с умным видом рассуждает о ценности "шедевра". Пишет об этом умные трактаты.
Отсюда вывод: выходит, что народ оценивает, покупает, восхищается не сюжетом полотна, а (извините) штанами того, кто намалевал подобный "шедевр".
Все знают, и прекрасно понимают, что подобные картинки просто мазня, но дабы не прослыть отсталым в культуре, восхищаются "нарядом короля", не слыша выкрика ребенка: - А король-то, голый!
Но это всего лишь мои рассуждения. Сейчас "умники" от культуры устраивают выставки своих "шедевров" в виде (извините) дерьма. И "ценители" с умным видом проглатывают подобные экспонаты, рассуждают о их смысле, как рассуждают они и о "ЧК".
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Тетка самоуверенна как танк. Ни тени сомнения. Гвозди бы из нее сделать.

Она не образованна. Она всей истории искусства не знает и не воспитана чувственно (У Флобера есть замечательнвй роман "Воспитание чувств"). Она деревяшка. Но она этого не знает. Проблема в том, что она и Мону Лизу тоже не понимает. Она скажет - Ну, что все в ней нашли? Строят из себя умников.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Но вопрос у тебя сильный.

Но вот, Морозовы и Щукины и Третьяковы. Как с ними быть? Моды же еще на модерн не было. Значит чистый вкус природный. Или Троицу Рублева. Кто-то же ее заметил еще в седой древности. Или Джотто. Или Боттичелли.

Все же главный довод - бабы (да простит мне Бог за этот термин) мы ж без всякого образования и воспитания с детства раннего уже отличаем гениальное существо и по мастерству исполнения и по чувствам заложенным в нее.
А все остальное - следствие.

Михаил Гольдентул   07.08.2017 21:44   Заявить о нарушении
Все так, Миша. Просто я думаю, были у титанов и проходные вещи, и не повестись бы нам на магию имени.

Александр Скрыпник   07.08.2017 22:03   Заявить о нарушении
Можно было бы на этом и остановится. Я когда-то в Москве ходил в клуб, который меня в определенном смысле сформировал. Там были всевозможные знаменитости. Однажды вечер был посвящен Блоку. Ахмадулина прочла "Девушка пела в церковном хоре" Всю жизнь забыть не могу, как она читала. А Давид Самойлов в дискуссии с одним очень мудрым литературным и музыкальным критиком, сказавшим что у Блока попадаются слабые стихи, сказал, что у него Самойлова попадаются слабые стихи, но у Блока никогда.

Интересная тема, развить нужно.
И мне это запомнилось. В этом был колоссальный смысл. Я понял, что у Пушкина не может быть слабых стихв, а у Рембрандта слабых полотен.
Собственно, ради этого я и написал о Ван Гоге. Он гений, как Пикассо, Гойя... и его творчество выше нашего понимания.

Михаил Гольдентул   07.08.2017 23:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.