2. Сигма о фильме Строится мост

НА СНИМКЕ: Кадр из фильма режиссёра Олега Ефремова «Строится мост»


Киноклуб «Сигма» продолжает свою важную работу – прививает зрителям понимание, «что такое хорошо и что такое плохо».  Учит людей понимать фильмы. Понимать искусство кино.

Вот ещё одна небольшая статья в газете «За науку в Сибири», №19 от 11 мая 1966 г.:

«Современник» делает фильм. Мы знали об этом давно. Ещё тогда, когда театр приезжал к нам в гости. Олег Табаков рассказывал об этом замысле. Потом – сообщения о съёмках, просмотрах. Фильм делает весь театр! Ставит – Олег Ефремов!

Мы надеялись, что фильм будет очень хорошим, с нетерпением ждали встречи с любимыми актёрами.

И вот мы в зале. Строится мост, мелькают люди, нанизываются один на другой эпизоды. Масса эпизодов – они не умещаются даже на широком экране, даже в необычно длинном сеансе.

Многие эпизоды хорошо поставлены, и играют их актёры правдиво и увлечённо.
Чего стоят, например, встречи корреспондента (О. Ефремов) с Сапожниковой (Т. Лаврова), некоторые бытовые зарисовки на «Бесстрашном» или великолепный дуэт Риммы Борисовны (Г. Волчек) с капитаном (В. Паулус). Очень хороши в своих ролях Е. Евстигнеев и Л. Крылова.

Итак, много отдельных маленьких удач. И – неудача в целом. Фильма не получилось! Ничего не поделаешь, придётся задать банальный вопрос: «Что хотели сказать авторы?»

В конце фильма Олег Ефремов прямо отвечает на этот вопрос (из-под занавеса): «Люди!.. Самое главное, – будьте друзьями… стройте мосты между собой!». Досадно, что вместо художественного раскрытия этой идеи она выражена лишь заключительным монологом главного героя.

Да, мосты между людьми – это очень важное строительство, может быть, самое важное из всех. И в этом строительстве, к сожалению, индустриальными методами ничего не сделаешь. Но силой искусства можно сделать очень много. Лучшие спектакли «Современника» всегда работают на этом участке строительства. А фильм «Строится мост» не сработал.

Статья в газете подписана так: З.Ритель.

Ни тогда, ни сейчас не знаю, кто скрывался за псевдонимами З.Ритель и Г.Ид. Хоть бы кто-нибудь подсказал!

Но вот, что говорят об этом фильме сегодня:

"Совершенно случайно узнал о том, что один из моих любимых советских актёров Олег Ефремов работал ещё и в качестве режиссёра. Но ещё большей неожиданностью для меня стало то, что свой первый фильм он снял в Саратове и о самом Саратове. А точнее, о строительстве моста через Волгу. Фильм так и называется «Строится мост» и снимаются в нём настоящие мэтры советского кино: Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Людмила Гурченко, Олег Даль, Нина Дорошина, Игорь Кваша и другие замечательные актёры.

Сюжета, как понятия из драматургии, в фильме нет, но это и не так важно, ведь в съёмках фильма принимала участие труппа театра «Современник» почти в полном составе. И именно это позволило режиссёру фильма столь талантливо раскрыть целый пласт характеров и судеб советских людей.

Человек чуткий к таким вещам найдёт для себя в этом фильме не один цельный сюжет, а сразу большое множество. Можно даже сказать, что в фильме строится не один мост, соединяющий Энгельс и Саратов, но и множество других мостов, которые соединяют судьбы людей.

Я не жил в советское время в Саратове и тем более в Саратове 60-х годов, но с первых же минут фильм погружает нас в атмосферу соцреалистического Саратова этой эпохи.

Не знаю, будет ли тут уместно подобное сравнение, но данный фильм отдалённо напомнил мне фильмы Квентина Тарантино наличием ярких и насыщенных диалогов и отдельных реплик персонажей. Именно эти реплики пронизывают картину на протяжении всей её длины. Некоторые из них даже достойны того, чтобы стать крылатыми. Но уже минут через двадцать понимаешь, почему об этом фильме я никогда не слышал. Нет, не подумайте, что фильм просто не заслужил внимания. Просто, как мне кажется, в фильме слишком много откровенно смелых реплик, произношение которых в то время явно не поощрялось, тем более в кинофильмах.

Раскрывать сюжет картины я не намерен, лучше посмотрите всё сами. Одно лишь скажу - у Антона Чехова есть фраза «Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить». Так вот в конце фильма все ружья выстрелят.

В общем, обращаюсь ко всем, кто не смотрел этот фильм, посмотрите – откройте для себя ещё одну жемчужину советского кинематографа.

Материал взят с сайта «Красноармейск-64»:
Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/23/385


Рецензии