Коменты двух типов на Евангелие от Иоанна. 6 глава

Глава 6
"1 После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады.
2 За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными."


Если Давид прославился своими военными победами и это позволило ему укрепить физическое царство, созданное Саулом, то Иисус прославился своим целительством и это позволило Ему укрепить царство души, созданное эллинством (и Псалмами того же Давида). А душа без любви не царствует... (А еще можно прославиться своим творчеством, почему нет?! Толстой и Достоевский, Бах и Ван Гог через творчество для меня укрепляли царство духа и ума...)

Видимо, Иисус что-то понимал в психологических, т.е. душевных причинах болезней - ведь травы, например, не использовал... Хотя слепого сделать зрячим не поможет ни психология, ни трава! Или есть такие разновидности слепоты, которые не так уж трудно исправить? (вроде бы что-то слышал про это) В любом случае у чудес Иисуса есть свои ограничители: хромых исцелял, но безногим не мог сделать новые ноги. Иисус исправитель; исцеление есть исправление... Опять же, как действует любовь? Она как масло разливается, все смазывает и все "само собой" налаживается, становится легко... Без толики любви даже и заснуть по хорошему невозможно. А сон с теплом и приятностью как целебный бульон...

П.С.: чудеса, только чудеса могут быдло увлечь - причем, простые, наглядные и эффектные (а иначе их надо пугать, а то и реально избивать, чтобы к чему-то принудить) Цивилизация - это ведь тоже реальное чудо: диван поехал, дом вырос до небес и так далее...


"3 Иисус взошел на гору и там сидел с учениками Своими.
4 Приближалась же Пасха, праздник Иудейский.
5 Иисус, возведя очи и увидев, что множество народа идет к Нему, говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить?
6 Говорил же это, испытывая его; ибо Сам знал, что хотел сделать.
7 Филипп отвечал Ему: им на двести динариев не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу.
8 Один из учеников Его, Андрей, брат Симона Петра, говорит Ему:
9 здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?
10 Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. Итак возлегло людей числом около пяти тысяч.
11 Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, роздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
12 И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
13 И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
14 Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир."

То ли читал у кого-то, то ли сам придумал: Иисус  подал пример дележки тем, что есть - и все стали делиться; т.е. оказалось, что отнюдь не только у одного мальчика были припасы. Мальчик просто был самым наивным и держал хлеб на виду. Ведь идти к Нему было не близко, а все крестьяне люди практичные  (тем более, евреи! уж их мысли о жратве никогда не оставляют) Хотя изначальный вопрос другой: зачем Ему вообще было кормить их?! Подумаешь, пропустили бы один обед или с денек поголодали, если не догадались что-то взять с собой... А тогда наверняка у всех была привычка брать еду с собой в любую дорогу - ведь никаких забегаловок не было...

Хотя тут вопросов много: почему вдруг такая огромная - даже по нынешним временам -   толпа ринулась за ним на гору? Видимо, реально фанатели... Или это как с музыкантами 20 века - многие из них собирали стадионы... Где-то в Евангелиях или в Деяниях говорится, что Иисуса надо проверить временем так же, как и других популярных в народе "звезд" - чья слава оказалась преходяща...

И еще маленький вопросик: откуда взялось столько коробов?! что в них лежало изначально? Не те же ли хлебы... И сколько коробов было всего?! и как же зажиточно жили, если сплошь недоедали и бросали куски?! И зачем Иисус велел собрать куски? Не потому ли, что получилось, что народец чудом разбрасывался... Нигде не говорится, что они все были поражены тем, что их накормили - только видевшие... Был просто братский пир горой в средневековом духе  - и не было ли у них и вино припасено?!

А так это опять жизнь как притча; и даже как пророчество о жизни в Царствии Божьем на земле!

И не то же ли и в творчестве: можно взять немного - и "раскручивать тему", плодиться.. (Хотя можно и туфтовыми гормонами одну "курицу" раздувать! Смешаешь ячменные хлебы с какими-нибудь отрубями и все будут делать вид, что едят, а потом окажется, что всюду куски недоеденные валяются...)

Не думаю, что людей (в отличие от хлебов и рыбок!) кто-то реально считал - их было просто много... Хотя, с другой стороны, мытари, сборщики налогов  были же прирожденными счетоводами... И с горы им всех было очень хорошо видно...


П.С.: Это прекрасная притча, ведь Иисус открыл источники  целых рек для новой жизни, но в реальность такой сказки стоит верить, если только в своей собственной истории встречал что-то подобное...
Вообще, ничего страшного не случилось бы, если бы эта толпа пропустила обед! Они знали, куда идут и наверняка отобедали перед выходом. Или взяли с собой - не только мальчик был с едой, взрослые - тем более...


"15 Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять его и сделать царем, опять удалился на гору один."


Для чего пришли они? лечиться, учиться, кормиться?! нет, они пришли сделать Его царем (старостой деревни!) Кто нас накормит, тот нам и царь... Все это одно пьяное легкомыслие... Пришлось прятаться от этих дураков... Одни как дураки преследуют, другие как дураки хвалят - вечная нехватка Бога-духа и ума... Хотя, казалось бы, по простому народ был прав: давай, Иисус, основывай царствие Божие на земле... И если бы не было уже непростой жизни на земле, не было бы земных и вполне себе дьявольских царств и городов, а были бы одни извечные, изначальные крестьяне, то это все было бы возможным уже тогда, немедленно... Да что там, крестьяне во все века жили достаточно праведно и постоянно основывали монастыри и всяческие общины праведников (и нынешнего Виссариона вспомнил, и прежних молокан,  старообрядцев,  толстовцев, а также паломников, странников, богомольцев, юродивых...)


П.С.: а почему нет? Был шанс полностью переменить мир. Не верил в царей, в государства - в бюрократический и военный аппарат и опору на патриотизм-национализм...


"16 Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю
17 и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним.
18 Дул сильный ветер, и море волновалось.
19 Проплыв около двадцати пяти или тридцати стадий, они увидели Иисуса, идущего по морю и приближающегося к лодке, и испугались.
20 Но Он сказал им: это Я; не бойтесь.
21 Они хотели принять Его в лодку; и тотчас лодка пристала к берегу, куда плыли."


В других Евангелиях, где упоминается про этот случай, говорится, что они решили, будто это призрак... Честно сказать, мне тоже хочется думать, что им померещилось... Они ведь постоянно думали о Нем - в такой ситуации в темноте обязательно начнет мерещиться... Ведь кроме Иисуса никто нигде никогда по воде не шлепал? Или это было распространенное явление, например, в Средневековье?!... А с другой стороны Иисус ведь был плотником и вполне мог смастерить себе плот ("море"-то на самом деле было лишь большим озером и плыли они совсем недалеко...) Опять же, странно написано: хотели принять Его в лодку, но не смогли. И пристав к берегу, Он ничего им не объяснил  - находился ли Он рядом с ними и на берегу?! Все подобные чудеса проходили совсем без последствий, как будто их и не было - Иисус не учил учеников ходить по воде, не объяснял, как сам ходит и какое это имеет значение, для чего это нужно. И народ ничего про это тоже не знал. (говорил только, что все возможно верующему... - чем, на мой взгляд, излишне людей экзальтировал... Как вообще относиться к фанатизму? по-моему, огромное количество чувств хорошо, если только сопровождается столь же огромным количеством разума... А иначе обязательно начнется дурдом...

Но в целом и главном это притча на тему "Иисус - Бог воды, как символа душевности". Вода особенным образом Ему подчинялась - Он мог превратить ее в вино, мог успокоить бурю, мог ходить по воде...

Или такие чудеса признак халтуры Бога: стал человеком, но жизнь Себе все-таки облегчал иногда?! Не полностью нам, грешным, уподобился...


П.С.: очередная прекрасная притча, иносказание о дружбе Иисуса с водой душевности, о покорении ее любовью. (Или он отталкивался от дна на глубине  до 3 метров)

"22 На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его.
23 Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем.
24 Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса.
25 И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел?
26 Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог."


Несущественных подробностей много... Опять же, Иисус не стал народу демонстрировать, как Он сюда пришел - а ведь эффект был бы сногсшибающий, все решающий...

"вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились." - очень странное заявление...; кстати, подтверждающее версию, что народ не считал свое насыщение чудом... Следовали за Ним как за скатертью-самобранкой?  Считали, что Он - тайный всемогущий богач?!

Не только булки, но и книги - пища очевидно тленная... Тут просто призыв искать вечного и того, на чем Бог положил свою печать, чего Он коснулся, чему дал талант...

Говорит ли тут Иисус о себе в третьем лице (есть много подобных случаев)? Мне кажется, если и говорит, то только отчасти - ведь все мы сыны человеческие...; и Он призывал Себе верить именно как человеку, а не как Богу! Хотя наверняка Он сопровождал эти слова возбужденными тычками в собственную грудь!


П.С.:  немного ранее написано,  что как раз искали его из-за чудес! Они что, все тотально голодные? Был голод? Нет, они сразу разохотились на то, чтобы этот цирк стал постоянным. Халява, опять же. Святое дело. Даже интереснее чудес...
А он сам тут же всё переводит в иносказание, мол, понимайте как притчу...

В древности крайне трудно было новаторам пробиться и раскрутиться, поэтому применялись такие методы: свои новации вкладывали в чужие уста и свои писанины подписывали именами знаменитостей. Также распускался слух о чудесах... А что делать? Иного выхода не было... Только на знаменитостей и чудеса могла клюнуть толпа... И ведь это безобидная ложь ради благой цели - есть даже самоотверженность в отказе от своего авторства...

Что касается "пищи тленной" - тленными могут быть и слова и мысли. Все три лица Троицы - и все три их пищи - равноценны...


"28 Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь?
31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
34 На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
35 Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда."


Почему я верю Иисусу, Баху, Толстому и т.д.? - потому что я верю в то, что они несут небесную жизнь нашему земному миру, являются небесным хлебом вроде самых истинных стихов (почему я верю в это? - потому что я нечто чувствую и потому, что у разума тоже почти нет противоречивых раскладов...) А в огромную массу других знаменитостей  - включая сюда и будду и магомета - я совершенно не верю (но и в "христиан" я уже не очень-то верю - и в любителей Баха и т.д... Они уже как луна, их свет виден только при полном мраке; это все бледные, не впечатляющие копии...) Большинство людей вообще жизнь и душу убивают - они функционируют сугубо материально; и "небеса" для них пустое слово...

"хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру" - опять же, вспоминаются стихотворцы, "витающие в облаках" - надеюсь, некоторые из них иногда спускаются в жизнь не с пустыми руками...; или какой-нибудь "князь Мышкин", вернувшийся с Альп, где до неба близко, в грязный город Петербург возле болота - и принесший с собой другое понимание жизни...

Конечно, нескромно себя называть хлебом жизни - пусть другие тебя так назовут - но, видимо, на других было совсем мало надежды! Это как у Павла, который иногда тоже возвеличивал себя с отчаяния... По сути, Иисус отнимал у людей и привычную жизнь и привычного Бога, все себе присваивал, имел смелость и наглость вести отсчет от самого себя... Были бы уже тогда дурдома, Он бы точно там оказался!... Выходит, мания величия неправа не всегда - и в нее незаурядных людей загоняет отчаяние от встречи с людьми тупорылыми... Сделать было ничего нельзя - только каких-то случайных людей исцелить по дороге... Павел смог что-то сделать? да, но его дело было обречено на такие превратности, что, может, лучше было бы и не начинать ничего... (Кстати, странно, что Иисус Петра назвал камнем, на котором будет основана церковь - Он явно ошибся, это был Павел и только Павел. Иисус испытал камень и тот сразу рассыпался - и потому был призван Павел на замену...)

В общем, надо чувствовать в себе и небесное, а не только земное начало  и нести в мир и жизнь, а не только смерть (люди же обычно друг друга удручают, а не радуют, угнетают, а не оживляют - если и оживляют, то с обратной стороны луны, на что-то плохое...) Что является вкусным хлебом жизни? - приятные чувства... (Меня другие люди радуют и оживляют не каждый день и в 95 процентов случаев всего минут на пять, на десять... Самому приходится пыхтеть, и за себя и за того парня - и конечно, желания радовать других в свою очередь это не прибавляет...)


П.С.: всё та же дуда... Неужели Иисус так много занимался прямым самохвальством? Думаю, и это приписка, иначе всё это звучало (хотя "хлебом жизни" он и мог себя называть) Чувства и ощущения души - это хлеб жизни (один из трёх хлебов).
Евангелия писались как пропагандистские книги и настрой у авторов в этом смысле был самый лютый, они были фанатиками Иисуса, поэтому не могли не вставлять свои призывы в текст на каждом шагу (может быть, даже невольно, не замечая того - ведь от избытка чувств говорят уста и пишет рука...)


"36 Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете.
37 Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон,
38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
39 Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.
40 Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день."


Все эти туманные, темные тексты - а их, к сожалению, очень много (так что мудрено никого не погубить ими! думаю, что миллиарды были погублены...) - обычно толкуются только в том смысле, что надо поклоняться этим Богам, Отцу и Сыну - и точка...

Выглядят эти тексты так, словно Иисус говорил сам с собой и для самого себя: "Я, Он, они..." (вместе дружная семья...) И: "как будет, так и будет; как Бог даст". И: "не думаю, что Мой Бог-Отец хочет погубить что-то дорогое Мне"

"Вы же видели Меня - неужели не заметили, насколько Я хорош?!" И: "ничего, сами еще прибегут, если Богом и судьбой Мне предназначены... И Я тогда, так и быть, всех приму, никого вон не изгоню"

"Я сошел с небес" - Иисус, пусть и "непорочно", но был рожден бабой (кстати, насколько порочен половой акт, который совершается по настоящей взаимной любви и без какой-либо рутины?)...  Сошел с небес своего детства? Своего возвышенного настроения, которое у Него было, пока Он мало якшался с этим миром. В определенном смысле мы все рождаемся небесными ангелочками - и умереть должны красивыми стариками, достойными возвращения на небо...

Видеть Иисуса, кстати, мы уже никак не можем - только верить (и воображать... верить в воображение?!)

Воскрешение в последний день... - про "последний день" в Евангелиях, кажется, пишет только Иоанн, да и то нечасто... Думаю, это тоже туманная фраза, отсылка вдаль и только... "если кто-то из Моих и станет гибнуть, Я его все равно спасу в последний момент"?

Что, на 6-ой главе стали рассыпаться мои комментарии (и меня самого уже впору спасать)?! Это как бокс, в котором один из боксеров поплыл в 6 раунде... Или же сам Иисус вовсе не всегда был на высоте в смысле ясности - ведь Бога-Духа и Ума еще не было. Иисус  выговаривает свои внутренние ощущения и надежды... - ведь из реально присутствовавших учеников кто мог что-то понять? (да еще так, что не задано ни одного вопроса) Я удивляюсь, как они могли запомнить такие Его речи в точности... (они правда постоянно повторялись, но ведь вариации - тоже дело тонкое; в них запутаться проще простого... На высоте не был именно Иоанн? - запомнил часть, что-то выпало - и сразу смысл становится туманен...)

Я постоянно и гибну, и воскресаю - уже сейчас, не дожидаясь "последнего дня". И именно эти процессы во мне и делают Иисуса столь актуальным. Считаю, что именно Его светлое и оптимистичное учение мне помогает (а сохраняющаяся безнадежность Его миссии губит?! Города, цивилизация в целом - это бетонно-железный монстр со стеклянными глазами и химической, ядовитой "красотой" и вроде бы никакой "любовью" и никакими "евангелиями" или "церквами" с ним не сладить...)

Не думаю, что Иисус был идеален или универсален - таков скорее Павел, он гораздо более понятен людям (как и остальные апостолы, разумеется). Иисус же был на какой-то своей особой волне - и нам, обычным людишкам, ее не вынести сколько-нибудь долго и лучше обратиться к Павлу и прочим апостолам-посредникам (но не к традиционным церквам!) Иисус ценен как родоначальник новых, личных взаимоотношений с Богом и как провозвестник пришествия Бога-Ума... Может быть, в Нем масса всего сокрыто (как и в самой жизни на земле), но нам - мне, сейчас - все не открыть... Он был как крестьянин, который руководствуется не словами, а своими инстинктами - я часто восхищаюсь крестьянами и не понимаю, как это все у них получается...

П.С.: Вся Троица находится в тесном контакте и исполняет "воли" друг друга, служит друг другу...
А уверовать быдло может только в чудесные сказки - и его "уверование" есть лишь сотворение кумира и идола... Он, собственно, знал это и самому народу ничего не объяснял - только притчи вместо сказок рассказывал. И апостолы, авторы Евангелий не могли всё понять, видели как сквозь мутное стекло - поэтому кажется, что это сам Иисус темно выражается...
Душа, добро, конечно, всем  говорит "добро пожаловать"... Всякий добрый знает Иисуса - и не надо ему никаких рукотворенных храмов... Он и спасать людей явился только из доброты (ум, например, любит истину, а не добро - а тело любит силу и мужество)


"41 Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес.
42 И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?"


Иисус - хлеб, выращенный не землей, а небом, т.е. высшими мыслями и высшими чувствами; опять крестьянская аллегория (Иисус - торт?! Может ли  небесный хлеб быть таким же будничным, как и земной?)

И говоря таким возвышенным слогом Он, конечно, путал их, привыкших к буквализмам, но Он хотел дать пример небесной возвышенности; Ему было скучно все им разжевывать (Он не до конца спустился со своих небес, все время витал в облаках!)


П.С.: небо и солнце и природа породили во мне - и в любом человеке - добро, а это значит, что добро сходит к нам с неба (в солнечную погоду я всегда добрее, чем в пасмурную!)
Поэт завёлся в той деревне и деревенские принялись репы чесать... (Все поэты выражаются высоким торжественным стилем и любят иносказания)

"43 Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою.
44 Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
45 У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
46 Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца."

Иисус хочет сказать, что все могут услышать Бога - и всякий по настоящему услышавший примет Иисуса - но увидеть Бога может далеко не всякий - я даже не возьмусь рассуждать на эту тему (можно ли вообще увидеть Отца? Имеет ли Он тело?! Видимо, должен иметь, раз творил нас по Своему подобию...) Т.е. даже не так: мы можем и увидеть и услышать Бога-Отца через Его творения, через природу -  но не непосредственно. Хотя, думаю сейчас, что могли бы видеть Бога и непосредственно,  в видениях, если бы страстно хотели этого и не боялись, но мы ставим перед глазами десятки заслонок (особенно в наши времена экранов...) Т.е. каждый имеет какой-то шанс стать новым Иисусом, таким же, как Иисус - и не случайно рождается ангелочком - просто совершаются быстрые грехопадения и медленные погружения в мирское болото...

44 стих служит обоснованием предопределения, т.е. Божественного произвола и фатализма, но дело обстоит совсем иначе: существует крайне привлекательная природа  - а кто привлекается природой и восхищается ею, как Божественным созданием, творением Бога-Отца, тот не может не увлечься и Иисусом! потому что в Нем такого же уровня и красоты душевная природа... Я знаю полно горожан, которые природой совсем не увлечены, смотрят на нее крайне равнодушно и потребительски - ясное дело, что и с Иисусом у них или вовсе нет связи или их понимание Его совершенно ложно - они просто сотворили себе кумира! Итак, сначала полюби Бога-Отца и Его творения, а потом полюби Иисуса и людей...


П.С.: трудно открыть в себе душу и понять Иисуса , если ведёшь совсем суровую крестьянскую жизнь... Когда  люди выживают, тогда не бывает  развития - а люди в прежние  времена сплошь и рядом именно выживали и часто находились на грани голодной смерти (даже в наше время сотни миллионов на этой грани находится!) Голодные верят в бога истово - но консервативно и ветхозаветно...
"Это не то, чтобы кто" - ?! Ничего не понял. Ясно, что надо видеть бога, т.е. видеть чудеса,  в материальном мире, в природе...

"47 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек"

Бог-Отец дает вечное существование земной плоти (прекрасной, сотворенной по Его образу и подобию), Иисус, Бог-сын, дает вечное существование нашей душе (которую надо уподоблять не небесам, а воде, т.е. она не поднимается выше облаков!) и наконец Бог-Дух дает вечное существование нашему небесному, "космическому" уму. Где Бог, там и вечность - это синонимы... Но эта часть вечных жизней, которая протекает у нас здесь и сейчас отнюдь не исполнена одной только благости - рядом смерть, постоянные умирания - и вечность достигается через воскрешения, через возобновления. Это вечность не сплошной линией, а пунктиром, не на ровном месте, а на волнах...

Трудно одновременно верить и во всемогущество каждого из этих трех Богов и в то, что Они реально заботятся о нас, ничтожествах, а не величествах... Кроме того, ядущие Иисуса, как известно, столь же исправно умирают, как и евшие манну (даже еще более жалким образом и живут и умирают) А с другой стороны, евшие манну столь же исправно воскресали в своем потомстве, как мы, допустим, воскресаем в своих учениках и подражателях (пусть и невольных и неблагодарных)

Этот текст провоцирует христиан на ужасное самомнение и заблуждение; в итоге, они отказываются иметь дело со смертью, признавать ее наличие в себе; они мумифицируют себя уже при жизни, проспиртовываются религиозностью, "святым духом" без всякого присутствия ума (который отныне отдельно болтается и годен только на разработку частных технических штучек) и считают, что изгнали все тленное из себя, стали "возрожденными" и особенными, не подвластными смертному и мирскому... Я бы сказал чуть иначе: небесный хлеб-ум и душевный хлеб-любовь всякому позволят воскреснуть после его многочисленных смертей - и приобщиться к вечности во всей своей полноте, а не только телесно... Т.е. я утверждаю, что древние нисколько не сомневались в своей вечной природе, просто не имели желания рассуждать на эти темы (как и на любые другие отвлеченные и удаленные - близкие еще были достаточно внове, достаточно, целиком занимали...) Они же жили на природе, сливались с ней полностью, без наших раздвоений или даже удалений, а вечность и радость природы несомненны (как и нерассудительность, руководствование инстинктами...)

Вообще, тема Бога или сводит с ума или самого делает богом - похоже, третьего не дано? (присутствие Иисуса прощающего, душевного сглаживает эту ситуацию - и боги становятся не сильно заметны, лишаются вида и величия и сумасшествие тоже делается тихим...)

С одной стороны, Иисус сильно сам себя выдвигал - предлагал в вожди и месии - а с другой столь же последовательно удалялся в горы, ускользал, прятался и уходил. С одной стороны, говорил о вечной жизни, а с другой сам очень быстро умер. По сути, едва-едва успел только что-то прокричать и пробормотать...; в основном, даже не на тему любви и прощения, а на тему собственных взаимоотношений с Богом - которого теперь Он называл отцом, считая себя сыном - что, в общем-то только логично: всякий родитель - творец, а всякий творец -  родитель... По сути, Иисус - притча на тему крестной противоречивости жизни и человека, перпендикулярности одной ее части другой...


П.С.: душа бессмертна, в ней наша вечная жизнь (она есть воплощенное добро, а суть добра в уничтожении любой смерти)

" 51 хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие.
56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57 Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58 Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек."

Иисус хочет сказать, что без самопожертвования никакой хлеб не получится; и мы и до смерти вечно пускаем в расход свое тело, свой ум или душу. А все остальное - это Его своеобразная небесная поэзия, поэтическая аллегория - и даже юродство. Да, Иисус был юродивым! Как, кстати, юродивым в обязательном порядке является и всякий настоящий художник и творец. Разве Бог-Отец не юродивый?! Вы только посмотрите на эти корявые деревья, например! Не юродивыми в этой жизни являются только наши городские параллелепипеды и прочие гладкости - но я бы многое дал, чтобы их никогда на нашей земле не было... Итак: "жертвуйте собой - и своим телом прежде всего - даже до смерти, причем не боясь юродствовать и сходить с ума".

Но ритуалы соответствующие я не одобряю - из юродства тоже не надо делать идола! "Сие творите в Мое воспоминание" было сказано только сидевшим с Ним вместе на вечере. Слово "вечно", "творите вечно" там отсутствует! Иисус и не думал об таких отдаленных и таких масштабных последствиях! Не надо реальную жизнь превращать в дурдомную мистерию! Это просто очередное крестьянство - где все наглядно, без книжных, а вот с такими воспоминаниями... Причем, даже и сидевшим с Ним Он сказал это не торжественно, а между прочим - и вовсе не как некую "заповедь"! (Его реальной заповедью было только "да любите друг друга как Я возлюбил вас") Он просто размышлял о Своей близкой смерти - и о том, будут ли Его помнить вот эти ученички... Для памяти нам сейчас даны книги, Евангелия прежде всего - а хлеб мы с Ним не ели... (скорее уж можно свои старые Библии хранить -  и вспоминать, когда впервые услышал о Иисусе...)

Получается, Иисус презирал буквализм и буквалистов, Он не снисходил до них, терпеливо не разъяснял им, что хотел сказать, не раскладывал по полочкам - считал их безнадежными, черствыми дураками (причем, разумеется, с самомнением до небес). Сейчас практически все, кроме записных поэтов (у которых, если и захочешь, ничего разъяснить невозможно), все разъясняют и анализируют и раскладывают и разжевывают - но помогает ли это делу? Люди все знают, но ничего не могут - только решают кроссворды и технические задачки...

Опять же, для нас ценно и значимо, что для Иисуса смерть не была плевым делом, о котором даже и думать не стоит - Он ей ужасался, умирать Ему совсем не хотелось... Он видел ее даже более ужасной, чем мы - типичное "горе от ума и большого воображения"...

"если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" - Иисус хотел сказать, что мы должны до печенок проникнуться Им и Его отношением к жизни - и по сути, стать такими же, как Он, с такой же плотью и кровью - слиться с Ним... Я все еще не слился - в очередной раз потерял такое слияние - и потому и жизни во мне на донышке, хватает только на то, чтобы чернила развести... При том, что Иисус явно не очень был расположен к книгам и предпочитал непосредственный контакт... Опять же, Иисус - это прежде всего душа; Его кровь и Его плоть прежде всего душевные - а души друг друга мы постоянно "едим" и "пьем" (прежде всего, через те же слова). Да и умственный и физический продукты есть результат вложения труда нашего ума или тела, т.е. в глубоком смысле, потребляя крестьянский или интеллектуальный продукт, мы потребляем сами вложенные в них тела и умы...

Сначала у людей были человеческие жертвоприношения, потом "исааки" были заменены дикими и домашними животными и наконец снова вернулось человеческое жертвоприношение, но уже  в виде самоотверженности в ходе самой жизни...


П.С. опять он говорит иносказание о душе - у неё своя плоть и кровь (но говорит так, что даже умный, даже желающий понять - не поймет. Или поймет как я - лишь к концу жизни. Как будто специально все смешал, запутал, подменил, зашифровал!  Провоцирует мысли о людоедстве! Но иной поэзия и не бывает - иначе не нужен и ум, если бы сама душа была умна...)
...Его "хлебом" является не плоть, а именно отдание плоти, акт самопожертвования... Душа питается собственными добрыми поступками, разрастается от них...
А в сознании апостолов опять все исказилось - и получилась какая-то изуверская сказка - но быдлу любые сказки годятся (правда, изуверские провоцируют такого же типа поведение! Да, такой Иисус является провокатором мистиком и изуверов - отцом мистических изуверов и изуверских мистиков...)


"59 Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60 Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61 Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62 Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63 Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64 Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65 И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66 С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.


Ну не знаю, по мне, так плоть животворит не хуже духа - надо только разогнать кровь, чтобы сразу это почувствовать. Да и  Его собственные слова были именно о плоти и крови! Кстати, наверное, надо разделять плоть и кровь (а также  сухой ум и живой) - животворит именно кровь, жидкость в любой форме...

Может быть, Иисус  недостаточно любил людей?! Чуть что - и Он сразу послал их куда подальше, выразил Свое полное неверие в них. Мог бы поберечь, попитать их молочком, а не твердой пищей, которая с непривычки едва ли не у любого застрянет в горле... Но нет, Он никого не отсылал - все сами отошли. И "молочка", наверное, было в достатке, просто в Евангелиях такая вода отжата...

Одну странность они бы переварили, но странность вместе с ужасом (или ужас вместе со странностью) кто сможет выдержать? Иисус поставил тест, с помощью которого отобрал ценных для себя сотрудников - одновременно и умных и смелых (или художественно одаренных?! юродивых...)

"Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?" - если нисходишь, людишки предают и отворачиваются, а если восходишь, людишки делают идолом...


П.С.: Иуда не на пустом месте завёлся - много было сомневающихся даже среди учеников! Он, наверное, потому и двигался, уходил от комфорта , чтобы отсеялись подобные персонажи...

65 - по сути, речи идёт о том, что не для всех христианство! (как, например, и науки не для всех - и поэзия) Лучше даже отталкивать недушевных, грубых людей - они только испортят всю кашу, перетолкуют всё под себя, сделают Иисуса таким же деревянным, как сами. Это, конечно, вовсе не значит, что все нехристиане отправятся в ад - просто у тех  древнего типа миллиардов людей свои расклады, они иначе судятся (по закону?!), иначе награждаются...
Иисус не отрицал плоть, а отталкивался от нее, чтобы она не поглощала всё, а заняла своё место в Троице. Добавил дух (ум) и жизнь (душу). Жизнь же никогда не была самодостаточна - "работать надо, а не прохлаждаться" - а ум у плотских всегда технический, служебный (хотя может иметь и силу гроссмейстеров...)

Но слова у Иисуса действительно странные - или понимание апостолов странное... Дело ещё в том, что Иисус не только ничего не писал, но почти ничего и не объяснял  даже собственным ученикам. Был один на своей возвышенной, поэтической волне... Поэты все одиночки... Умники движутся в сторону объяснения всего, а поэты, напротив, уходят в полную темноту и загадочность. Поэтому Павел был совершенно необходим, только в паре получалась гармония - и поэзия, и смысл...


"67 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
70 Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол.
71 Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из двенадцати."


"К кому нам идти? - хоть Ты и странным бываешь, но лучше никого нет; и Ты очень интересно говоришь о вечной жизни и нашем сыновстве у Бога. Мы по-прежнему верим, что Ты мессия - и мессии позволительны странности"

Иисус тут не выразил скепсиса по поводу веры Петра - в такой ситуации важней была пусть даже и иллюзорная в чем-то поддержка...

Есть сомневающиеся, но служащие, есть предатели покидающие и есть дьяволы - которые хотят чтобы им самим служили, хотят других - даже Иисуса - использовать...

Иногда Иисус собирал многие тысячи, а часто с Ним ходили не 12, а сотни учеников? и только в конце Он остался с 12-тью? - именно после этих странных речей... Может быть, Он специально отогнал слабых от большой драки - и тем поберег их до будущего времени, когда бы они опять могли приблизиться...

Всегда мучился вопросом: почему Иисус, зная дьявольскую природу Иуды, не изгнал Его? Похоже, тот пользовался большим авторитетом у учеников и был вне подозрений, раз ему даже кассу доверили. Его изгнание без каких-либо фактов, лишь по подозрению могло разогнать, распугать и всех остальных. Иисус не противился злу насилием, позволял совершиться тому, что должно было совершиться... Это как в шахматах: ты играешь за белых, но как бы ты не играл, черные тоже имеют право хода - и как бы ты не играл, хоть разик тебя укусить все равно сумеют (проиграв в целом)... Другой вопрос: почему Он избрал Иуду? Иисус тоже ошибается, только гораздо реже, чем мы?! Или же Иуда от проповедей его не богом стал, а дьяволом, переродился (на манер многих  христиан!) Хотя в мотивах Иуды я никогда не мог разобраться (судя по самоубийству, он и сам в себе разобраться не мог). Наиболее вероятно, что он тоже был сомневающимся, но решившим испытать предмет своих сомнений... Может быть, он мечтал о многом, а оказался вдруг с землей горшечника, которая на фиг ему была не нужна и со славой предателя среди своих же...

П.С.: не порадовался Петру, остался в мрачном настроении. И так невесело среди тупиц, а тут ещё и ученички разбегаются. И в оставшихся он сомневался! Типа, один точно Иуда, а остальные так себе...
Получается, двенадцать он не избирал - он просто другим  помог отсеяться...

Дважды Петр упомянул жизнь и живое - это мне напоминает молодежную увлеченность своими кумирами - их манит "движ", "драйв" и прочая энергетика - видимо, в этом случае было что-то подобное... Они чувствовали в Иисусе лидерские задатки, необычную силу - и живость. Он явно выделялся - даже и без слов (и без чудес). Но другим, не очевидцам такое трудно понять, "это надо видеть" - поэтому стали сочиняться сказки, легенды о чудесах (а может и были разные чудесные случаи, но только они всё-таки имели свое объяснение...)


Рецензии