1. Фреска Альберта Эйнштейна в ИЯФ

НА СНИМКЕ: Фоторепродукция А. Усова «Альберт Эйнштейн» из газеты «ЗНВС.


Удивительную информацию прочитали мы в газете «За науку в Сибири» (ЗНВС № 17-18 30 апреля 1966 г.):

«Конференц-зал Института ядерной физики украсила двухметровая фреска – портрет Альберта Эйнштейна, выполненный воспитанниками Московского художественного училища им. Строгановых, членами Союза художников СССР Н. Силисом и В. Лемпортом. Материал фрески – тонированная глина».

Я был удивлён фактом её появления. Полагалось в рабочих помещениях вешать портреты Ленина или Брежнева, но никак не учёных, да ещ1 не советских, а иностранных, к тому же ещё и еврея. Еврею Будкеру вполне могли приписать сионизм. Всем было понятно, что фреска была выполнена и помещена в конференц-зал не без его согласия.

Я был рад, что академик Будкер пренебрёг возможными неприятными последствиями и поступил так, как ему хотелось. Насколько я знаю, последствий и не было. Никто из партийных бонз не рискнул беседовать с академиком Будкером по этому поводу и выговаривать ему за несоблюдение партийных правил. Предпочли промолчать.

Кстати, академик Будкер не был членом КПСС, - редкий случай для директора Института.

А вскоре представился случай, и я спросил Андрея Михайловича насчёт фрески Эйнштейна. Он хитро улыбнулся и позвал меня в институт посмотреть её. Я немедленно согласился, и он провёл меня в институт и показал фреску.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/03/23/478


Рецензии