Вкус фанты

Фанту я впервые попробовал в Афганистане. А дело было так…

В Ташкенте нам загрузили на борт двенадцать тонн спирта, разлитого в двухсотлитровые металлические бочки. По сопроводительным документам он проходил не как технический, а чистейший ректификат. Все бочки были опломбированы. Но разве это могло остановить бывалый военно-транспортный экипаж. Тем более сопровождающего груз не было. Такая возможность выпадает, может, раз в жизни. Осторожно, чтобы не повредить, стянув пассатижами с проволоки свинцовую пломбу, умелые прапорщики отвинтили пробку на одной из бочек, используя в качестве ключа обычный молоток с квадратным сечением из самолётного комплекта инструментов. Отсоединив от десантной кислородной маски шланг, опустили один его конец в отверстие, а из другого стали наполнять все имеющиеся на борту ёмкости. Делать это приходилось быстро, но до взлёта всё равно не успели. Пока набирали заданный эшелон, свободные от полёта умельцы всё возились в грузовой кабине, приводя груз в первоначальный вид.

Приземлились в Баграме, быстро разгрузились. Можно было возвращаться в Фергану, но нам предстояло ждать, пока разгрузятся и взлетят Ил-76 и Ан-22, стоявшие перед нами на магистральной рулёжке. Другого пути на взлёт тогда не было. Экипаж, бросив на бетон чехол, занялся привычным делом — дремал в тени крыла. Солнце грело не по-весеннему жарко. Захотелось пить.

Поднимаюсь на борт самолёта. В кабине расчёта копошился борттехник по АДО. Увидев, что я с кружкой собираюсь открыть кран бортовой электрокофеварки, он отчаянно замахал руками:

— Игорь, там спирт!

Ладно. Достаю из-под сиденья канистру, где мы хранили воду.

— Там тоже спирт, — опять слышу я.

— Надеюсь, задверный двадцатилитровый бак в грузовой кабине вы не тронули?

— И его залили, — с удовлетворённой улыбкой отвечает мне борттехник.

— Чёрт побери! Я пить хочу. Где у нас вода?

Оказалось, что воды на борту нет ни капли: всё, что было можно, наполнили спиртом. Расскажешь кому — не поверят.

— На тебе сто афгани, сходи в кантин, купи «Фанты», попей и мне бутылочку принеси, — говорит Николаич, протягивая мне мятую купюру.

Вдоль магистральной рулёжки стояло несколько палаток-кантинов, в которых афганские солдаты торговали всякой всячиной, в том числе и «Фантой».

Надо сказать, что ещё в начале командировки полковой контрразведчик с замполитами стращали экипажи жуткими историями о том, что какие-то наши солдаты в Афганистане попробовали «Фанту» и скончались в ужасных мучениях. Что здесь всё отравлено и заминировано.

Но пить ужасно хотелось. К тому же у кантина местные афганские лётчики с удовольствием пили этот оранжевый напиток, явно не собираясь умирать. Купив пару маленьких бутылочек и открыв одну из них, я жадно припал к горлышку. По всему телу разлилась благодать. Выросший на «Колокольчике» и «Буратино», я, казалось, в своей жизни ничего вкуснее не пил. И умирать совсем не хотелось.

Зато на следующее утро, проснувшись с тяжёлой головой после вчерашней вечерней дегустации ректификата, я пожалел, что не умер вчера.


Рецензии