Проклятие змей

Жизнь, как и смерть, многолика. Боимся зачастую обеих. ©


Преддверие чертогов серого пространства междумирья. Обычно разговоры о нём оставляются на потом, когда потом наступает либо неожиданно, но во всех случаях- неизбежно, либо довольно-таки предсказуемо и уж совсем по счастливому исходу- своевременно:
уход близких - смерть или переход. Проводы. Ритуал похорон. Память либо забвение...

Всё это является частью нашей земной жизни и частью обязанностей перед уходящими поколениями. Это родовая тема и то, о чём мне совсем недавно довелось беседовать со своей мамой.

Она почувствовала приближение тени неизбежности, когда посыпались уповещения на похороны родственников- близких и дальних, в основном её ровесников. Ушла последняя из сестёр моего деда, которого я никогда не видела живьём. Схоронили то тут, то там кого-то ещё из нашего рода, только успевай на поминки.
Мама загрустила и задумалась о тленном и вечном, почти пала духом. Благо разговор наш пришёлся вовремя- когда ей казалось, что уже нечего терять, а я могла слушать с признанием.

Я узнала какой ей нравится цвет, когда она сказала, что погребальное платье хочет сшить себе сама, своего любимого- бордового цвета. Да, можно сказать впервые за свой первый срок, я УСЛЫШАЛА об этом. Она заранее хочет подготовить и чётки и белые туфли и всё бельё, чтобы уйти так, как этого хочет она. И уж совсем необычно для неё же самой желание, тем не менее, быть кремированной и развеянной по ветру.
Её подруга-одноклассница при этих словах поспешила маму огорчить, сказала, что в Литве это не возможно, вернее это так ново, что почти непозволительно эксцентрично. В католической-то стране, действительно, куда уж более нетрадиционно и вызывающе.

У многих народов и не осталось права на традицию своей земли и исчез родовой ритуал погребения. И что кому до целых растущих могильных городов, каменных как и настоящие, почти бетонных мегаполисов, но безлюдных... Нет бы хоронили как когда-то в родовом поместье, под деревом, выйдя из природы в её лоно и возвращаясь, семя от семени, перейти в иное состояние сродни дереву- молчаливому, но гостеприимному в своей тени и умиротворяющему шелестом листвы и так, гляди, вместо каменных глыб, целые сады понасажали бы. Так и вокруг городов проросли бы новые леса...

Но ладно, будет, я видно слишком по-голландски размечталась. Хотя это уже и взаправду в этой стране практикуется. Мало того, по местным традициям считается плохим тоном уже лет эдак с тридцати не иметь страховку на погребальные услуги и контракт по желаемым условиям своего захоронения вплоть до выбора одежды, музыки на поминках, списка приглашённых лиц, цветов и контекста прощальных речей.

Так я узнала, что одна моя коллега желает быть максимум экологичной- закутанной в льняной саван, другая голландка знает, какая музыка будет по душе её ДУШЕ на похоронах- прощальная песня из фильма " Гладиатор" и никаких там похоронных заунывных фанфар. И тем более кончина, без соизявленной заранее погребальной воли, воспринимается как безответственность по отношению и к себе и в особенности к родственникам, у которых и своя жизнь и смерть тоже личная, застрахованная. Капитализм и вездесущая налоговая политика тому в подспорье, либо благоразумие, кому как.
Напрашивается известная фраза английского джентельмена- уходя уходи, но с достоинством.

- Мама, тебе еще рано умирать,- сказала я в телефонную трубку- но каждой ягоде- свой сезон, а женщина творение бытийное и стихийное и поэтому должна чувствовать ритмы времени, сезоны природы- рождение, цветение, урожай и отмирание и готовиться к каждому так, как свой быт вести- по сезону:
ягоды, грибы и соления- на зиму, сказки загодя готовить для внуков, молиться и исповедоваться за прожитое и не отпущенное полюбовно, чтобы подготовить себя к упокою в миру. К Богу надо идти налегке.

В трубке слышалось лишь сосущее воздух носом дыхание.

-Да, мама, этому тоже готовятся- чтобы достойно и мирно уйти. Не в муках.

Стихия огня в ритуальных обрядах уже как-то прожгла свой путь в моё поле интереса и это неизбежно при изучении ведической астрологии. В Индии предание тела огню считается самым благостным переходом и очищением души после телесного опыта воплощения. И всякой индус пожелал бы трансформироваться через огонь на ДРОВАХ- это непомерная благость, верх желаний по возможности кошелька.
Как-то читая статью я наткнулась на упоминание одного литовского божества по имени Совий и опешила. Мне никогда ещё не довелось слышать это имя, будто бы однокоенное со словом сова. В древней рукописи Совий упоминался как проводник в царство мёртвых и прилагалась короткая языческая легенда.
 
"Поймав однажды кабана, Совий отдал девять его селезёнок сыновьям, чтобы они испекли их. Дети съели селезёнки. Разгневанный Совий решил спуститься в ад, куда он смог войти только через девятые ворота — их ему указал один из сыновей. Затем этот сын отправился на поиски отца и, найдя его, похоронил в земле. На утро Совий восстал из земли и поведал сыну, что изъеден червями и гадами. Тогда сын положил тело Совия в дерево, и наутро тот сообщил, что был изъеден комарами и пчёлами. Лишь после сожжения Совий успокоился."

У моего народа этот ритуал наслоил матриархальное поклонение богине Земле и вошёл в обиход под мужским богоподобным началом с 1300-1200гг до нашей эры и до прихода католической церкви. Предания огню в долине Свенторога на стечении двух рек удостаивались лишь великие князья, правители, бояре или воины. И то, что когда-то было капищем на холме в стольном граде Вильнюсе, в наши дни- самое сердце города, парк на устье Нерис и Вильнеле с башней в его изголовье и одноимённая улица, по которой мы проходим особо-то и не ведая, что почти ежедневно ступаем близ тропы междумирья, где когда-то на этом холме стоял храм и волхвы дубом кормили вечный огонь.

И как же тогда сомневаться в непрерывности памяти души, если ничего этого не ведая и будучи урождённой и окрещённой в поселении виленского края, моей маме хочется пойти за Савием, сквозь неприсущую католичеству стихию огня.

-Похоже для тебя пришло это время - учиться уходить счастливо, с миром.

-И знаешь, мы можем с тобой вместе назначить встречу с агентом бюро похоронных услуг, которое также предоставляет возможность кремации. Ты обо всём сможешь расспросить. Да, я разузнала и в Литве это уже возможно осуществить. Что скажешь, мама?

Она была приятно удивлена и сразу же согласилась. В Апреле, когда я была на родине, мы уже взнамерились, ибо так хотела МАМА, но совет старшей сестры её остудил и посеял смуту. И пока она выкует свою последнюю волю, текут вдоль берегов наши реки: знать есть ещё в их истоках животворной воды.

Ну а пока я сплела вот уж второе своё родовое дерево и невзначай подумала о тех своих предках, которых и знать то не знаю и не помню, хотя может быть, очень даже возможно, что кто-то из них пал где-нибудь на войне, на чужбине и не похоронен, безымянным ушёл и сник во забвенье, не оставив следа.

И узнала я о ПРЕТАХ, коими в Индии называются духи людей, после смерти которых родственники не совершили соответствующих погребальных церемоний и которые обречены в конце концов принять форму кобры. И ведь интересно, что в гороскопах людей встречается указание на влияние такого рока. Говорится, что это проклятие змей и судьба не зависит от их собственной воли, со многими случаются самые что ни есть непредсказуемые события в жизни.

Чтож, знакома с этим не понаслышке и сейчас, держа в руках плетёное дерево рода за узелок, чей хозяин всё ещё бродит голодным в ожидании подношения на алтарь той стихии, которой воеводит его небесный Отец, я вспоминаю, воскрешаю память о нём- бывшем неизвестном солдате, разжигаю вечный огонь, чту его имя. Знаю, что стал не мил ему свет, но и тьма не пристала и знаю, как совершить воздаяние.

Наши кости не горят и не тлеют и хранят всю нашу память в грудине и копчике и очень даже может быть, и чего доброго несомненно, что душа наша помнит, где мы сами пали в безвестности и где покоя наши места и ноет, просится навестить те края...

...чтобы возжечь вечный огонь своей памяти и её непрерывность.


Рецензии