Варвара Корякина. Тайна, пронесенная сквозь века
Будто слышу крики и шум битв, зловещее ржание боевых коней, свист летящих стрел, скрежет и лязг сверкающих холодным блеском батыйа, тяжелый, рассекающий воздух, полет копий во времена Великих междусобных войн, во Времена Кыргыс…
Перед глазами плывут образы людей тех времен. Мужественные воины, сложившие свои юные головы за свободу и прославление своих великих знатных родов. Лица у них одухотворенные и чистые. Они не кровожадные. Времена были такие. Только в войнах и битвах мужчины становились настоящими мужчинами. Это жизнь. Жизнь и есть великая битва…
Особенно нравится мне рассматривать старинные женские ювелирные украшения и национальную одежду. Я знаю, в них сосредоточен весь мир, все мироздание, их можно читать как древнюю рукопись, пришедшую из глубины веков. Смотрю на древний ритуально – культовый изысканно – прекрасный комплект женских украшений. Матовый блеск старинного серебра завораживает меня. Будто слышу за спиной легкое дуновение, чувствую чье – то незримое присутствие. На стекле музейной витрины мерещится чье – то прекрасное отражение. Я знаю кто это. Ее я увидела давно, в далеком детстве. Это - Та, чье имя не произносят, это Та, кого именуют «Божество из Болугур».
В 70 – х годах прошлого века в краеведческом музее
имени Емельяна Ярославского были выставлены мумифицированные останки этой юной Удаган. Я, увидев Ее, была потрясена, во мне возникло некое непонятное чувство. Это было непреодолимое чувство страха, смешанное с какой – то непонятной жалостью, глубокое смятение и великая робость, как будто я столкнулась с чем – то святым и недосягаемым, непонятным для понимания простым умом… Это было новое для меня, семилетней тогда девочки, чувство.
Я на мгновенье закрыла глаза и открыла. Передо мной лежала прекрасная юная хрупкая девушка. Белоликая, легкий румянец играл на нежных, чуть по – детски припухлых, щеках. Свежие пухлые алые губы были чуть приоткрыты в легкой улыбке, и был виден ровный ряд жемчужных зубов. Прямой утонченный нос. Закрытые глаза, обрамленные черными длинными густыми ресницами. Над ними густые брови в разлет. Вдруг девушка вскинула стрелы пушистых ресниц, открыла лучезарные раскосые глаза и улыбнулась сияющей улыбкой. Потом это прекрасное видение исчезло…
Ночью во сне я услышала легкий звон серебряных украшений и почувствовала нежное дуновение. Передо мной стояла Она, прекрасная и юная Удаган. Черные как вороново крыло длинные густые волосы были распущены, в темных как осенняя ночь глазах затаилась грусть. Нежной невесомой рукой Она погладила мою голову, улыбнулась и растворилась во мраке ночи. Так Она приходила три ночи подряд.
В последнюю ночь Она пришла в древнем свадебном наряде саха, в богатом серебряном убранстве. Рядом с Ней был сундук с приданым. Большой деревянный сундук, украшенный утонченной резьбой, по углам ажурные кованые железные скрепления. Открыла сундук и стала показывать наряды и украшения. Двигалась Она тихо плавно, словно парила в воздухе. Рассказывала нежным грудным с легким «кылыьахом» голосом: «Слушай, девочка. Тебе это надо знать. Тебя зовут Намыл5а, ты – воплощение моей верной подруги. Теперь пока слушай. Потом подрастешь, придет время и поймешь».
Пришло время, и я поняла, что мне хотела сказать Великая Удаган.
Я стала читать в национальной одежде и старинных украшениях послания наших далеких предков.
Народ саха по своему складу ума и восприятию мира более близок к восточным народам, которые мир рассматривают как нечто цельное, исходящее одно из другого, для них нет ничего малого и ничего великого в этом мире: все имеет свое место, свой смысл, свое назначение. Вообще, люди по мировосприятию делятся на людей востока и людей запада. «Западные люди» воспринимают мир по частям, из этих мозаичных понятий слагается картина мира, поэтому на Западе сложилось звуковое письмо, где слово состоит из отдельных букв, которые, объединяясь, составляют одно понятие.
А на Востоке появилось иероглифическое письмо-письмо образ, это древнейшая форма письменности. «Восточные люди» воспринимают мир целостно, для них нет ничего лишнего в этом мире, все в мире взаимосвязано, у них сильно развито образное мышление.
Свидетельством образного восприятия мира является национальная одежда и особенно ювелирные украшения саха, таких богатых, изысканных и наделенных особым смыслом украшений нет ни у одного народа. Что – то похожее встречается только у индийцев. Богатство внутреннего духовного мира народа отражает национальная одежда.
Национальная одежда любого народа отражает его мировоззрение и мироощущение. В них народ вкладывает свое понимание устройства Вселенной и окружающего мира. У народа саха национальная одежда тоже тесно связана с религиозным восприятием мира, с обрядами и ритуалами. Для саха мир делится на три яруса: Верхний мир – мир Верховного Бога – Юрюнг Аар Тойона, божеств и небожителей; Срединный мир – мир людей и богоподобных духов; Нижний мир – мир демонов и бесов, негативной энергии.
Согласно данному мировоззрению саха одежда тоже делится на три важных компонента. Головной убор относится к Верхнему миру, относится к божествам, поэтому имеет навершие, украшенное круглой серебряной пластиной, олицетворяющей Солнце. Почти все головные уборы у саха устремлены ввысь к небесам, украшены орнаментами, олицетворяющими изобилие и небесное покровительство.
Дьабака - головной убор. Он имеет разновидности: хороох, тамах, хаан, сирей, куес дьабака. Головные уборы также тесно связаны с ритуальными обрядами, как рождение ребенка, поклонение Байанаю – Хозяину тайги, с охотой (ритуал перед умерщвлением зверя).
Наши предки трепетно относились к головному убору. В головных уборах таится часть души человека, поэтому украшения (туосахта – круглая серебряная пластинка, навершие, рога, лировидный узор) связывали человека с Высшими Божествами. Головной убор для саха имеет сакральное значение, порча и кража этого элемента одежды приравнена к смертным грехам.
Одежда относится к Срединному миру, своеобразному и богатому, поэтому шубы, пальто, дохи, жакеты, платья необыкновенно красивы и украшены изысканно и щедро. Все узоры и орнаменты рассказывают о владельце многое: о том, из какого роду – племени, о социальном статусе, о семейном положении, о роде деятельности и о многом другом. Также они охраняют владельца от негатива.
Сначала Удаган надела шубу с орлом – это старейший сон. Орел почитался как оберег души человека и называли его не орлом, а иносказательно – Тойон Зверь, Большой Зверь или Крылатый Зверь. Не разоряли, его гнезда, не убивали из страха возмездия. Мужчины при встрече с орлом должны были упасть на землю, закрыв лицо руками, а женщины обязаны были надеть безрукавку тангалай. Сангыях с орлом надевали молодые при свадебном обряде, как защиту для души. Одежду подобного типа надевал для камлания шаман.
Затем достала из сундука сон – тангалай – это однобортная шуба наподобие кафтана с лировидными мотивами. Их называют кээдьи, кэдъинэ, кэдъикэ, тангалай. Эта одежда связанна с культом лебедя. Одевала ее только замужняя женщина. Если невеста выезжала в дальний улус к жениху, по поверьям, она должна была оставлять через каждые девять олохов – остановок Духу местности тангалай сон, чтобы избежать всяких неприятностей по дороге. Эта одежда применялась и как погребальная. По представлению саха, душа умершего человека, отправляясь в мир предков, проходила тернистый путь от пасти Большого Змея до его хвоста, сплошь устланного острыми железными шипами. Поэтому погребальная одежда должна была быть прочной. Для этого тангалай сон спереди и сзади украшали медными, серебряными бляхами, бисером.
Юная девушка надела бууктаах сон – это шуба с меховой оторочкой. Она покружилась, покрутилась. Такую шубу одевали невеста, женщины при различных ритуалах, благословитель на ысыахе. Этот подбитый мехом сон был сшит из красного, черного, зеленого сукна и цветной парчи. На груди располагалось украшение – оберег, по бокам – набедренные украшения. Спину украшал узор наподобие сэргэ (коновязи). Возможно, это поклонение Джесегей Айыы - покровителю, дающему не только свет Солнца, но и силу, мощь, волю. Поэтому во время праздника Ысыах после Юрюнг Аар Тойона поклонялись Джесегей Айыы. Буктаах сон был богато украшен нашивными деталями и подвесками из серебра. Подвески имеют важное охранное значение от злых сил и негатива. Своим тонким звоном и легким движением они посылали в пространство информацию о владельце одежды. Каждый человек движется и ходит особенно, присущей лишь ему походкой и создает свою вибрацию в мире. И мир реагирует на него по его вибрациям. Подвески помогали человеку получить отклик на свою вибрацию от окружающего мира. Наши предки старались двигаться плавно, тихо, чтобы мир также мирно реагировал на его действия.
Обувь относится к Нижнему миру, узоры на торбазах олицетворяют ветви корней Мирового Древа – Аал Кудук Мас. В некоторых поверьях говорится, что именно через дырявую обувь попадает нечисть в тело человека, поэтому в древности саха тщательно следили за обувью, ухаживали за ней, даже вышивали охранные знаки на них в виде идеальных ромбиков и бесконечных узоров, исходящих друг от друга, непрерывной цепочкой обвивающих голенище обуви. Стройный ряд ромбиков и бесконечная непрерывная цепь орнаментов – это ограда от злых чар. В глубокой древности саха очень редко ходили босиком, могли пройтись босиком по зеленой свежей траве, по чистой воде, по скрипучему мягкому песку, вбирая в себя целебную энергию Матери - Земли.
Саха никогда не показывали голое тело, считалось, что через оголенные части тела может проникнуть негатив, плохая энергетика, излучаемая некоторыми людьми или предметами, также природными объектами.
Вспомните все религии мира, где всегда запрещается ходить с непокрытой головой, показывать оголенные части тела. Все верующие женщины заходят в храм в платке, в длинных юбках, в глухо застегнутых платьях с длинными рукавами. Это тоже неспроста. Таким образом, очищенный внутренне человек защищался от внешнего негатива и влияний на свой одухотворенный храм – тело.
Тело для древних саха – это храм, сотворенный Богом и Матерью - Природой, где живут три кут - души человека. По древним поверьям народа саха бог в каждом из нас, если человек живет в гармонии с миром, со всеми своими тремя кутами, взращивает в себе добродетель, то он становится богоподобным, он может изменить мир, сеять добро, помогать другим в поисках и обретении себя.
Человек – это маленькая Вселенная, живущая по таким же божьим или природным законам, как то бескрайнее пространство, окружающее нас. Все в мире взаимосвязано: поведение человека находит отклик во Вселенной, а процессы, происходящие во Вселенной, влияют на человека.
В верованиях многих древних народов цвета имеют особое, даже некое мистическое значение. В национальной одежде народ саха использовал определенные цвета и тона, которые символизировали какие – либо религиозные или мистические понятия. Саха пытались использовать чистые тона и яркие цвета. Цвет – это световые волны, поэтому разные цвета по – своему влияют на человека, на его психику, внутреннее состояние, самочувствие. Все это прекрасно знали наши предки и пользовались своими знаниями в повседневной жизни, в проведении обрядов.
Красный цвет символизирует кровь и связь с предками. Этот цвет имеет сильную энергетику и активизирует жизненную силу человека. Это цветовой символ Ийэ Кут – материнской души.
Зеленый цвет олицетворяет жизнь, процветание, рост и продвижение. Он настраивает человека на наслаждение жизнью и гармонизирует душевное состояние, как свежая зелень травы и молодой листвы весной, радует и греет душу.
Желтый цвет – цвет радости, Солнца и изобилия изгоняет печальные мысли, олицетворяет молодость.
Черный цвет – цвет Земли, символ прочности, спокойствия, надежности придавал уверенность и самодостаточность. Также трактуется и темно – коричневый цвет. Этот цвет олицетворяет Буор – Кут – земную душу.
Голубой, синий (халлаан к;;х) и фиолетовый (чээлэй к;;х) цвета – цвета мудрости и тайных знаний символизируют бескрайний голубой космос, высший разум.
Белый цвет - цвет чистоты и непорочности символизирует Солнце в понятии Верховного Божества, это цвет белых божеств. Это символ Салгын Кут – воздушной души человека. Древние саха считали, белый цвет таит в себе все цвета, это изначальность, где проявляется бытие…
В глубокой древности саха часто использовали в украшении одежды бисер черного, голубого и белого цветов. Они олицетворяли уровни духовного роста человека. Человек морально рос, становился спокойным, уверенным в себе и надежным. Этот этап развития отражался черным цветом бисера. Становился земным человеком. Затем человек постепенно познавал тайну жизни, становился мудрее, получал те древние знания, которые передавались в основном на генном уровне и раскрывались по мере духовного роста и развития. Этот отрезок развития воплощался в узорах в виде голубого бисера. Познав гениально простой смысл древних тайн, человек становился духовным, приближался к Белым Божествам, морально готовился к переходу в мир предков. Этот финальный уровень духовного роста отражался белым бисером. Вся человеческая жизнь сосредотачивалась в этих трех цветах.
В одежде много элементов, имеющих охранную функцию, почти все украшение - это обереги. Их носят на жизненно важных точках тела, чтобы они отражали и отводили от владельца негативную энергию, порчу и сглаз.
Щедро украшенный узорами и орнаментом сундук Прекрасной Удаган хранил в себе сакральные знания седой древности. Открывая этот сундук, Она делилась со мной знаниями, которые остались за горизонтом ушедших веков, исчезли в тумане столетий.
В сундуке лежали берестяные коробки – шкатулки, украшенные бисером и серебряными пластинами, висюльками. В них хранились серебряные украшения невиданной красоты.
Ювелирные украшения – важная составная и неотъемлемая часть традиционной национальной одежды саха. По своему богатому составу, архаичности форм якутские украшения не имеют прямых аналогий у других сибирских народов.
Украшения у саха традиционно относились к разряду так называемых ымыы – амулетов, предназначенных защищать владельца от всяких напастей и невзгод, проделок нечистой силы и влияния негативной энергетики. Древние саха говорили, что ежедневно человека подстерегают сорок неожиданностей и опасностей. Существовала и другая поговорка: «Ошибок больше, чем соринок, внезапных несчастий больше, чем травинок». Для того чтобы избежать многих возможных опасностей и защититься от действий злых духов, человек должен был соблюдать не только систему общепринятых религиозно – этических норм и правил, а также иметь определенный набор особых предметов – оберегов.
Украшения – обереги саха начинали носить с раннего возраста. Девочкам пяти – шести лет, иногда с семи дней от роду, прокалывали уши и надевали серебряные сережки, в волосы вплетали косоплетки, вешали нагрудные кресты. Кроме этого на одежду маленького ребенка пришивали металлические пластинки или бубенчики. Один из таких амулетов – дьайаа привешивали на спинку детской одежды. Дьайаа представляет собой медную пластину круглой формы, имеющую по краям три отверстия, а в середине – изображение льва. Подобные обереги – бляхи дети обычно носили с того возраста, когда они могли сидеть, и до семи лет, затем по мере укрепления трех кут – душ ребенка их снимали. Основное назначение детских украшений – оградить ребенка от злых духов – абаасы и иных потусторонних сил.
Особую роль древние саха придавали женским украшениям и ювелирным изделиям. Украшения в основном изготовлялись из серебра.
В народе считалось, что серебро обладает очистительным и магическим свойствами. Оно всегда ассоциировалось с благородством и чистотой. Матовый блеск и белый цвет серебра, по древним верованиям, отпугивали злых духов, также этот благородный металл имел лечебное свойство. Изделия из серебра использовались как средства от многих болезней. Также украшения должны быть звенящими, звон металла также благотворно влиял на человека.
Та, имя которой не произносят, открыла одну из шкатулок и достала одно из своих изысканных украшений и рассказала: «Это девичье украшение. Когда мне исполнилось 13 лет, я стала девушкой, тогда искусный кузнец – ювелир Ургэл Уус сотворил этот великолепный комплект. Он символизирует, что я уже стала невестой, и меня могут сосватать. Затем после первой брачной ночи это украшение уже не одевается женщиной, передается по наследству дочери».
Я разглядела это украшение. Этот серебряный монументальный комплект состоит из головного ременного ободка – начельника – бастына, который был вышит мелким бисером и отделан се¬ребряными бляшками.
С височной части начельника спускаются на грудь полосы ажурных лировидных цепей и соединяются круглой богато украшенной орнаментом пластиной в середине. Снизу пластина посередине украшена мелкими подвесками. Две полосы цепей прикреплены к затылочной части головного ободка и, слегка огибая уши сзади, опускаются на грудь и соединяются в большую круглую бляху, с которой также ниспадают полоски цепей. Оканчивается украшение мелкими подвесками. Круглая пластина (кюн) имеет слегка выпуклую форму, в центре прикреплен медный кружочек. Эта деталь украшения - круглая пластина имеет богатый орнаментальный декор. Украшение ниспадает ниже пояса.
С затылочной части головной повязки идет массивный ряд полос из ажурных серебряных цепей. Соединяющим звеном между повязкой-ободком и полосами це¬пей являются серебряные пластины трапециевидной формы, гравирован¬ные орнаментом растительного характера и выполненные в технике ажурной резьбы. Полос из ажурных цепей три, средняя из них шире, чем две боковые. Украшение оканчи¬вается полукруглыми чашечками.
Это украшение, является девичьим вариантом илин – кэлин кэбисэрэ.
Нагрудно - наспинное украшение – илин – кэлин кэбисэр – одно из наиболее древних и самобытных украшений, отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и, несмотря на все это, необыкновенным изяществом и утонченностью.
Юная Удаган открыла вторую берестяную коробку – шкатулку и показала: «Это украшение я должна была носить после свадьбы, став уже женщиной. Его также изготовил мудрый талантливый Ургэл Уус в дни своей юности для моей матери. Это был подарок отца моей матери, когда она была юной 15 – летней очаровательной девушкой, в день их помолвки. Мама передала это украшение мне, когда ей исполнилось 45 лет. В этом возрасте женщины носят украшения еще богаче и краше, уже заказывают погребальное украшение. Но мне никогда не одевать это украшение…».
В глазах девушки промелькнула тень глубокой печали. Она достала звенящее серебряное нагрудно – наспинное украшение, отличающееся особой изысканностью и неповторимой красотой.
Это сияющее таинственным матово – лунным блеском украшение представляло собой необыкновенно красивый комплект.
Нагрудные украшения оберегали уязвимое место женщины – солнечное сплетение, где, по мнению древних саха, сосредотачивалась жизненная энергия человека, его Ийэ - Кут и откуда энергетические вампиры высасывали жизненные соки человека, через них шаманы очищали ауру и тело от всякой нечисти и порчи. Серебряные звенящие украшения отражали негатив от самых важных точек тела человека.
Наспинные украшения, как и все древние элементы традиционной одежды саха, имели охранную функцию. Кэлин кэбисэр оберегали женщину со спины от всякого негатива, своим звоном отпугивали злых духов, серебряным матовым блеском отводили сглаз, отражали стрелы порчи. Они служили защитой середины позвоночника (когюс харага) – самого уязвимого места человека.
Нагрудные и наспинные украшения составляют очень массивный богатый изысканный и необыкновенно красивый комплект женских торжественных ритуальных украшений, имеющий сакральное магическое значение.
Девушка каким – то потухшим голосом продолжила: «Не суждено мне носить это великолепное украшение госпожи – жены. Никогда не познать мне сладость любви и семейной жизни, не узнать мне, как оберегают мужья своих жен. Никогда во мне не зародится и не забьется новая жизнь. Никогда не услышать мне плачь своего новорожденного ребенка. Судьбой уготована была для меня другая доля». Взмахнула нежным точеным пальчиком набежавшую слезинку, улыбнулась полной грусти тихой улыбкой. Лицо Ее посветлело. Удаган достала маленькую берестяную шкатулку, открыла.
В шкатулке лежали разные серьги. Серьги (ытарга) - одно из наиболее распространенных и обязательных женских ювелирных украшений – амулетов, которые сопутствовали женщинам саха в течение всей их жизни. Согласно представлениям саха, уши являются особой сакральной частью тела, где сосредоточена земляная душа – Буор Кут. Серьги охраняли от негатива Буор – Кут женщины. Для женщины Буор Кут – физическое и биологическое начало имело особое значение, именно ей природа доверила вынашивать ребенка в себе. Для того, чтобы родить здоровых детей женщина должна обладать сильной и здоровой Буор Кут.
Самыми распространенными являются серьги, состоящие из двух частей: из кольца иэмэх и лировидной подвески, дополненной мелкими привесками различных форм. По форме серьги напоминают женский силуэт в национальной одежде. Кузнецы – ювелиры в них вкладывали информацию о хозяйке украшений. Эти серьги защищали Буор Кут женщины, через эти серьги очищалось и защищалось биологическое начало женщины.
У прекрасной Удаган подвески были цельные без сквозной прорези и без висюльки, расположенной в нем. Серьги с прорезью и висюлькой носят женщины, имеющие детей. А у девушек подвески украшены богатым растительным орнаментом.
Удивительной красоты изысканные якутские серьги являются произведениями ювелирного искусства и свидетельствуют о древнейших истоках культуры саха. Ювелирное искусство – это признак развитых цивилизаций, умеющих добывать драгоценные металлы и обрабатывать их, создавать неповторимые шедевры.
Девушка достала еще одну берестяную шкатулку. В ней хранились накосные украшения.
К волосам и косам древние саха относились с трепетом. Они считали, что в волосах хранится много информации о человеке. Существовали поверья, что шаманы, взяв волос человека, могли его околдовать, настроить на какие – то действия. В глубокой древности даже существовал обычай состригать волосы покойницам. С длинными волосами хоронили лишь удаганов, потому что после смерти у них начинался новый этап жизни в ином плане. Считалось, что обычные женщины уже прошли свой земной путь, радости и горести остались позади, поэтому они должны предстать перед миром предков в первозданном виде, не обремененные земными заботами. Именно в волосах, по мнению древних саха, заключалась информация о жизни каждого человека. Было много поверий, связанных с волосами. Смена прически, даже пробора могла изменить жизнь человека. Женщинам нельзя было состригать волосы. Длинные здоровые, красивые волосы были гордостью любой женщины. В старину девушки и женщины саха умели ухаживать за волосами, украшали косы всевозможными способами. Чтобы избежать негативного влияния со стороны на косы привязывали и вплетали звенящие украшения. Девушкам и женщинам запрещалось ходить с распущенными волосами, считалось, распущенные косы вбирают в себя негатив.
В этой шкатулке лежали накосники – украшения для волос, которые привязывались к основанию косы. Был накосник, состоящий из металлических пластин, медных трубочек и цветных бус, имеющий удлиненную форму шириной до 19 см, оканчивающийся шелковой бахромой, мелкими подвесками, обхватывающий косу у основания. Там лежало еще одно накосное украшение, состоящее из длинного кожаного ремешка, нанизанного бусами, стеклярусом, трубочками, и на конце - одна крупная пластина с мелкими подвесками. Привязывалось к основанию косы.
Хранились в берестяной коробочке и косоплетки – украшения для волос, которые вплетались в конец косы. Я увидела одну очень красивую косоплетку из узкой полоски ровдуги, украшенную цветными бусами и серебряными подвесками в ступенчатом порядке. В конце косоплетки – подвески в виде миниатюрных круглых пластинок и бус. Была там и еще косоплетка другого вида, сделанная из довольно широкой ровдужной полоски с раздвоенными концами, которые украшены привесками из цветных бус, серебряных пластин.
Лежала в этой шкатулке защепка – предельно простое украшение для придержания волос под затылком. Она представляла собой цилиндрическую серебряную пластину длиной 6 -7 см с загнутой застежкой, украшенную по краям полосками геометрического орнамента.
Был там и серебряный гребень. Гребенка была похожа на ободок для волос с мелкими зубьями. Она была украшена богатым изысканным орнаментом, дужки гребенки были ажурные, с замысловатыми узорами.
Юная Удаган открыла еще один довольно большой берестяной короб, богато украшенный крупным бисером и вставками из блестящей слюды.
В коробе лежали набедренные украшения: пояс с комплектом изысканно сделанных подвесок, натазник, красиво расшитый бисером и серебряными подвесками.
Нижняя часть тела женщины, где находились детородные органы, для саха – самое святое, поэтому серебряные набедренные украшения оберегали девушек и женщин. Также они символизировали непорочность, целомудренность хранительниц домашнего очага. Звон металлических набедренных украшений говорил о многом: о характере и темпераменте девушки, о том, какое у нее будет потомство, какой женой она станет, будет ли счастлива в браке…
В большой шкатулке лежал пояс, целиком обложенный четырехугольными и круглыми орнаментированными пластинками. Замшевая основа из толстой кожи в два слоя. По¬яс состоял из трех круглых, а также нескольких четырехугольных пластинок, передней круглой бляхи, пряжки и нескольких медных колец для подве-шивания мелких предметов. Серебряные пластинки пояса были покрыты богатым растительным и геометрическим орнаментом.
Были там мелкие изящно оформленные вещи, которые подвешивались на пояс. Подвески привешивались на специальных медных колечках пояса. Кроме своих прямых утилитарных назначений, использовались как особые украшения женского костюма.
В коробке лежал хаппар — кисет для хранения мелких повседневных предме¬тов, таких как монеты, нитки, наперстки. Кисет был сшит из ровдуги, вышит тонким позументом и мелким бисером, украшен серебряными бляшками.
Рядом с кисетом находился кыалык — небольшой мешочек, трутница, в котором был кремень (чокуур). Трутница имела кожаный чехол для предохранения от сы¬рости содержимого мешочка. К трутнице была приделана стальная пластинка — кресало.
По форме мешочки - хаппар и кыалык были семиугольной формы, расшиты мелким бисером и серебряными маленькими пластинами. По краям украшены висюльками из бус и мел¬ких пластинок.
Был там и маленький круглый серебряный календарик. Он был снабжен специальной стрелкой, прикрепленной в центре пластинки, которую устанавливали против определенного отверстия, означавшего тот или иной день недели. В коробке лежал игольник иннэлик из серебра, снаружи украшенный гравированным ор¬наментом в виде косой сетки, а также слегка выпуклыми гори¬зонтальными ободками.
На дне шкатулки лежал амулет сасыл тумса, сделанный из меха конца лисьей мордочки, к обре¬занному концу которой приве-шены серебряные украше¬ния, бисер разных цветов, вышит сереб¬ряными нитками и шелками. Этот амулет – магический сильный оберег от нечистой силы, всякого рода порчи и сглаза.
Там были искусно сделанные из серебра мелкие предметы туалет¬ного характера: зубочистка, ухочистка, щипчик.
Пояса символически делили тело человека на две части и соединяли эти части воедино: верхнюю часть, которая близка к божествам и нижнюю земную часть. Пояс символизировал небесное и земное происхождение человека, которое гармонично соединяется, завязывается при помощи пояса.
Была в той берестяной шкатулке сокровенная деталь девичьего наряда – натазник. Натазник был сшит из светлой конской шкуры шерстью внутрь, богато украшен бисером и бу¬сами белого, черного и синего цветов. Он являлся частью нижней одежды, состоящей из меховых ноговиц. Натазник отличается сложным характером кроя и конструкции с типичным для тюрк¬ских народов широким шагом. Вышитый пояс шириной 5,5 см сзади пришит к натазнику, спереди завязывается ровдужными ремешками. Одним из старинных женских украшений, имевших особое ритуальное значение, были подвески женских натазников. Спереди с концов пояса вдоль ног свисает ряд ажур¬ных серебряных бляшек, нанизанных на кожаном шнурке длиной около 35 см, доходящих до колен, которые прикрывают переднюю часть натазников, таких кистей восемь. Внизу подвески оканчиваются более крупными медными литыми пластинками и колокольчиками, которые при ходьбе, ударяясь друг о друга, звенели. Натазник по бокам имел полукруглые выемки, окаймленные также бисерной вышивкой, от них спущены по три шнурка, украшенных бусами и серебряными пластинками.
Украшать нижнюю одежду металлическими подвесками у саха древняя традиция. В этом немаловажную роль, видимо, сыграл металлический звон, да и сами женские натазники окутаны кругом народно-суеверных представлений. Натазники – символ девичьей непорочности и женской целомудренности. Это самое сокровенное в женской одежде. Ведь от телесной и нравственной чистоты женщин зависит судьба будущих потомков.
Моя Ночная Гостья Сна взяла из сундука небольшую шкатулку из темной бересты, вышитую бисером и украшенную серебряными пластинками. В ней находились украшения для рук.
Украшения для рук – самые распространенные амулеты. В древности женщинам не разрешалось ни готовить, ни убираться, ни доить корову без серебряных колец на пальцах. Именно ношение колец освящало то, чем занималась женщина.
Юная красавица достала из коробки браслеты – бе5ех. Браслеты у саха всегда парные, их носи¬ли на обе руки, имеют форму неправильного цилиндра, слегка сужающегося книзу концами. Девушка надела на свои узкие запястья браслеты из матового серебра поверх манжет белоснежного шелкового платья, предохраняя руки от холодного прикасания металлического украшения. Поверхность браслетов имела глубокий серебристый блеск, отдающий лунной желтизной, на ней несколько параллельно расположенных узких выпуклых опоясков. Плоскости между опоясками гравированы богатым растительным и геометрическим орнаментом. Браслеты имели прикрепленные на шарнире специальные застежки-пластинки, с помощью которых застегиваются за проволочные петельки.
Браслеты благоприятно влияли на самочувствие женщины, нормализовали пульс, сердцебиение, кровообращение, успокаивали и охраняли от негатива.
Прекрасная Удаган достала несколько колец и нанизала их на длинные точеные пальцы с тонкой почти прозрачной белой кожей и розовыми овальными ногтями. Среди этих колец было одно сокровенное магическое. При помощи этого кольца девушка могла сразить замертво летящего гуся или переместиться в пространстве. Сначала надела два пластинчатых кольца, с не запаянными узкими концами, спирально заходящими друг за друга. Потом взяла кольца гладкие, литые, различной ширины, круглые и прямоугольные в сече¬нии. Затем взяла из шкатулки кольца «печатки» со щитка¬ми как орнаментированными, так и гладкими. Потом взяла то сокровенное магическое колечко. Оно было простое, довольно широкое, без каких либо украшений. Только три выпуклые точки золота, припаянные к гладкой поверхности, украшали его.
Кольца также благотворно влияли на самочувствие человека, соприкасаясь с жизненно важными точками человека. Они не просто украшали, но и лечили людей.
Древние саха знали, что человек своим раздражением, нервными действиями, криком возмущения, злобой накликает на себя негатив. А спокойствие притягивает спокойствие и благодать. Поэтому многие украшения способствовали нормализации самочувствия и успокоению.
Девушка достала из своего сундука последнюю круглую берестяную коробку – шкатулку. В ней были шейный браслет, броши – фибулы и другие нагрудные украшения.
Броши и застежки также защищали женщину от всякого негатива, закрывали доступ злых сил телу человека.
Показав все свои украшения и наряды, Юная Великая Удаган по очереди закрыла крышки берестяных шкатулок, положила шкатулки в сундук, закрыла сундук. И этот красивый с богатой резьбой сундук вдруг исчез, будто растворился в темноте. Девушка села на краешек кровати. Вздохнула тяжело и сказала: «Люди забыли про древние традиции. Ты подрастешь и расскажешь людям. Носить одежду и украшение – это особое искусство, требующее знание законов мироздания. Все в мире устроено по особому закону, и надо жить по этим издревле установленным заповедям. Девушка и женщина украшают этот мир. Женщина без украшений, что поле без цветов. Украшая себя, женщина притягивает благополучие своей семье, своему дому. Я тоже любила украшения. Родители баловали меня, свою единственную дочь, наряжали меня, как прекрасный цветок, оберегали меня. Но они не поняли меня, что я не такая как все, что я должна была стать одной из Великих Удаганов, приходивших в этот Срединный мир. Мое призвание отец посчитал как просто баловство, и чтобы вразумить меня отдал замуж за нелюбимого. Мне было всего 15 лет. И от прикосновений потных рук постылого мужа во мне умерло все светлое и чистое, я решила уйти из этого мира…
Я знала, что в 20 лет меня ждала великая любовь, я должна была встретить небогатого, но прекрасного душой и статью молодого охотника, который в поисках зверя немало ходил по свету, многое видел и многое знал, понимал разговор деревьев и язык птиц, зверей. Но нам не суждено было встретиться. Женщина без любви, что цветок без солнца, не расцветает, просто сохнет и умирает в темноте», - так закончила свой печальный рассказ юная Удаган. Встала, звеня серебряными украшениями. Еще раз взглянула на меня, погладила по голове. Я посмотрела на нее. Это была очень хрупкая нежная девушка, совсем еще девочка. Но взгляд черных прекрасных раскосых глаз был взрослым и мудрым. Она улыбнулась в последний раз и растворилась во тьме глубокой ночи.
Символичность и таинственность этих произведений ювелирного искусства нам, потомкам великих кузнецов, ювелиров и творцов прекрасного, не до конца доступны для понимания и восприятия…
Такая богато и щедро украшенная традиционная национальная одежда саха олицетворяет космогоническую картину мира, связана с древнейшими знаниями далеких предков, отражает художественное восприятие окружающей среды, красоту мироздания, богатый духовный внутренний мир саха, хранит память о древней истории моего загадочного народа. Национальный костюм – это не просто одежда, а своего рода эпическое произведение, послание древних предков…
Варвара Корякина, г. Нерюнгри
Свидетельство о публикации №217032300776