13. Игры дошкольников
Они очень разнообразны и быстро сменяют друг друга: сенсорные, предметные, сюжетные, ролевые, коллективные… Они развиваются вместе с ребенком, и, как зеркало, отражают его педагогический статус. Рабочий день дошкольника распадается на жизнь и существование, на решение духовных и бытовых проблем. На игру и… все остальное. Но настоящая Игра начинается только тогда, когда закрепится рефлексия «инициативы», и дите вплотную озаботится эмоциональной стороной своей жизни, не дожидаясь взрослых подсказок. Недаром садовский возраст называют «возрастом игры», это ведущая деятельность в 3-6 лет. К этому времени игра абстрактными символами трансформируется в моделирование жизненных ситуаций – вплоть до коллективных сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок отождествляет себя со своими близкими.
К. Духовное развитие школьника – это восхождение от абстрактного к конкретному.
Сюжетно-ролевые игры характеризуются жесткостью правил, максимально приближенных к правилам «внешнего» мира взрослых. Эта обусловленность объясняется тем, что дошкольник не видит и не понимает причин этих правил, ограничивается их фрагментарным копированием. Смысл сюжетно-ролевой игры именно в «сюжете», – то есть, развитии самой игры – с перенесением на «внешний» мир приобретенных навыков личной жизни. Это первые опыты информационного обмена со средой за пределами «локуса Дао», причем обмен теоретический (воображаемый), поскольку сам внешний мир в нем не участвует физически. Дошкольник бывает взрослым только в игре, причем дается это через отождествление с «прототипом Дао» (с кем-то близким). И надо понимать, что подражание в игре является средством – но не целью; ребенок не стремится к приобретению практических навыков.
В игре дети моделируют проблемные ситуации и переживают снова и снова свои эмоциональные микротравмы, вырабатывая стратегии их разрешения. Они отождествляют себя со взрослыми, чтобы найти за них «правильную» линию поведения, отвечающую взыскательным требованиям Дао. Если хотите понять, какие эмоции владеют вашими детьми, посмотрите, в какие игры они играют. И обратите внимание на смех! Мы смеемся… всегда от радости; иногда – от счастья. Как правило, – потому, что избавляемся от какой-то душевной боли. Например, когда видим в шутке, в ее «соли», ее парадоксе ключ к противоречию, которое казалось неразрешимым и окончательным.
Какие эмоции владеют нашими детьми? В раннем детстве ребенок «научается» управлять практической конкретикой – но не своими абстрактными чувствами. Наоборот, это эмоции управляют им. Сконцентрированные в «личном бессознательном» духовные противоречия активизируют творческий инстинкт и запускают «первичный процесс» во Второй сигнальной. Смысл Игры (режим Игры) в том, чтобы практические нужды не мешали этому процессу. Игра вытесняет и заменяет подсказки ближайшего окружения в решении проблем ребенка – эмоциональных, а попутно и практических (да, релевантная связь есть). Инициатором поведения вместо воспитателя впервые становится внутренний психологический ресурс: «личное бессознательное» в Буфере Обмена. Сначала дошкольник применяет поведенческие стратегии понарошку, в практических аспектах, затем формирует воображаемые стратегии применительно к эмоциональным проблемам игровых ситуаций. К теоретическому мышлению остается сделать один шаг: заменить игровые сюжеты воображаемыми.
Дошкольник (как правило, шестилетка) делает этот трудный шаг под давлением кризиса Первого (0-6 лет) Возраста. Наиболее наглядно это представлено в дошкольном обучении. С одной стороны, это все то же руководящее развитие, поскольку управляется взрослым. С другой стороны, перед ребенком ставятся абстрактные, не применяемые в быту задачи. Такие, какие дошкольник привык решать только в игре. Встреча бытовой и эмоциональной сторон жизни дает синтез нового качества только через конфликт.
Показателен пример из учебника: "Ребенку подготовительной группы предложили задачу: «Мама съела три конфеты, а сын – две. Сколько всего конфет они съели?» Он отказался решать эту задачу на том основании, что «так не бывает». " Я его понимаю. Задача – это модель реальной ситуации, а значит – игра. А цель игры – решение эмоциональных проблем. Дите отказалось решать несуществующую проблему. Как правило, этот дисциплинарный конфликт углубляется и форсируется взрослыми, которые считают своим долгом разъяснить ребенку измышленную ими «дистанцию между игрой и учением» и всяко по-иному править поведение. Так рекомендует учебник.
Свидетельство о публикации №217032300897
Статья об особенностях игры дошкольника -цели игры, решаемые в игре проблемы, ход развития игры.Особенно можно отметить три мысли.
"Смысл сюжетно-ролевой игры именно в «сюжете», – то есть, развитии самой игры – с перенесением на «внешний» мир приобретенных навыков личной жизни."
"И надо понимать, что подражание в игре является средством – но не целью; ребенок не стремится к приобретению практических навыков."
"К теоретическому мышлению остается сделать один шаг: заменить игровые ситуации воображаемыми. "
Чем эти детские игры отличаются от подхода Станиславского, и чья игра нужнее, адекватнее человеку?
Кому нужно поучиться.Детям у Станиславского, или Станиславскому у детей?
Нетран Неглин 23.03.2017 16:48 Заявить о нарушении
А вот каклой подход... Тут надо подумать. Спасибо, Нетран, за рецензию.
Ник Пичугин 23.03.2017 17:45 Заявить о нарушении
1. Какое мышление нужнее человеку – теоретическое или «артистическое», игровое. По поверхности я этот вопрос рассматривал и собираюсь опубликовать на будущей неделе маленькое эссе об артистическом мышлении. Если в двух словах, теоретическое мышление – способность прокрутить в воображении свой будущий поступок, оценить его и внести коррективы (создание «конструктов» по Келли). «Артистическое» мышление – поступок ради самого поступка, ради его «красоты», в самом широком смысле. Последствия не оцениваются, коррективы не вносятся, формируется привычка – притом с самого детства. Это принципиально разные способы действий. 2. 2. 2. Какой нужнее? Простым «оба нужнее» тут не отделаться. Потому что, формируя теоретическое мышление в «возрасте игры», ребенок подавляет свое артистическое мышление, оно перестает быть нужным и незаменимым. Это проблема, Нетран.
3. Но в «возрасте игры» – и даже раньше – формируется и третий вид мышления: способность воплотиться в другого человека, имперсонация по Станиславскому. Вероятно, Вы имели в виду именно это, и тем самым открыли для меня новую тему в дошкольном возрасте. С одной стороны, имперсональное мышление может сформироваться только в дошкольном возрасте – само собой, в ходе эмоционального подражания «прототипам Дао». С другой стороны, это не просто подражание, но зависимость; ребенку трудно представить себя взрослым. Или легко – при его эмпатии? Это тоже вопрос, и над ним можно подумать. Спасибо.
С уважением, Ник.
Ник Пичугин 24.03.2017 11:01 Заявить о нарушении
Думаю это не ребенок подавляет в себе артистизм, а стиль преподавания в школе методом рассказа-показа исключающий игру.Дисциплина безигрового обучения. За игру на уроке наказывают. Ребенок теряет свойства игрока - просто боится играть.
3. "Но в «возрасте игры» – и даже раньше – формируется и третий вид мышления: способность воплотиться в другого человека, имперсонация по Станиславскому."
Как раз вживание в образ и проживание по Станиславскому , на мой взгляд, не адекватный, затратный, и не безопасный способ игры актера, чреватый подменой личностью роли человека.
Рассказывают, была мизансцена, где играли два актера- Актер школы Станиславского говорил, что ему надо подготовиться- вжиться в роль, прожить судьбу персонажа, выделить сверх задачу, добиться подлинности переживания. На что другой актер- игровой школы- заметил тому,- А, вы не пробовали играть?
Нетран Неглин 24.03.2017 13:31 Заявить о нарушении
Нетран Неглин 24.03.2017 13:49 Заявить о нарушении
Об остальном потом, если не возражаете.
Ник Пичугин 30.03.2017 16:51 Заявить о нарушении
Нетран Неглин 31.03.2017 02:35 Заявить о нарушении
Нетран Неглин 31.03.2017 02:38 Заявить о нарушении
1. Я убежденный атеист, убеждать меня еще больше нет необходимости.
2. Проект "Ребенок" имеет весьма косвенное отношение к даосизму. То, что я называю "Дао", К. Юнг некорректно называл "коллективное бессознательное", это термин персонологии. В проекте я излагаю, в основном, наиболее несомненные результаты наиболее адекватных психологов, используя в качестве связующей нити логику информационных систем.
3. Канта и Лао Цзы объединяет концепция "вещи в себе", - то есть, "дао". Это не психический механизм, о котором я говорю (называя его тем же словом, только с большой буквы), это философский термин. Что касается информации, которую Вы имеете о Канте и особенно о даосизме, она совершенно не отражает истины. Совершенно.
Ник Пичугин 31.03.2017 15:52 Заявить о нарушении
Нетран Неглин 31.03.2017 16:17 Заявить о нарушении
Прежде всего, я ни в коем случае не претендую на окончательную истину, просто не могу вставлять «ИМХО» после каждого слова. Самое большее, на что я претендую, это чтобы меня выслушали, и я благодарен Вам за добрую волю и искренний интерес. Категоричность моих оценок призвана показать степень наших расхождений; по-моему, это конструктивно.
В даннном случае:
«Даосизм и йога это дешевая замена медицины , образования,воспитания и развития от господствующего класса патрициев к классу плебеев или рабов. Не надо строить школы и больницы, не надо готовить научный и учительский персонал.А напечатать несколько брошюрок с казуистикой, и подготовить актеров в качестве учителей. Получается дешево и сердито. Патриции не заинтересованы делать из рабов -гениев. А Лао цзы придворный философ курировал казуистику направлял ее и учил дешевых актеров -учителей приемам казусов. Кант доказал ,что вероятность существования Бога или его отсутствия равны 50%...»
расхождения максимальны. Я не представляю, какое отношение может иметь медицина к философии дао. Возможно, Вы имеете в виду дзэн-буддизм. Я не знаю, что это такое, а историю даосизма я представляю очень смутно. Я просто читал книги древних китайских философов, включая «Дао дэ цзин». Так что по этому вопросу спорить с Вами я не могу. Но я знаю, что «Дао дэ цзин» - наиболее обширная и состоятельная информация о Лао Цзы, остальное – легенды и обрывочные упоминания. Что касается самой Книги, то там … ну, не все достаточно прозрачно, есть темные места. Но основные идеи изложены прекрасно и доступно, так что «вещь в себе» в концепции «дао» идентифицируется уверенно. Я читал статью «Дао» в Википедии и едва не плакал от смеха. От времен Лао Цзы и Конфуция нас отделяют две с половиной тысячи лет, так что подобных, мягко говоря, заблуждений накопилось немало. Среди них и концепция «Дао» как психического аппарата (ну, по смыслу, изъяснялись-то они другими словами). Происхождение этой аберрации в том, что несовершенномудрые мудрецы древнего Китая просто не смогли уместить в сознании концепцию «вещи в себе» и путали сущность с ее проявлениями.
Ник.
Ник Пичугин 04.04.2017 14:44 Заявить о нарушении
Нетран Неглин 04.04.2017 15:38 Заявить о нарушении
Не знаю, каков род «вещей», о котором Вы говорили, Но «вещь в себе» действительно видовое понятие, и род, содержащий его, называется Универсум (Вселенная); этот род содержит еще один вид – обычно его называют «ноосферой». (Я не слишком мудрено излагаю?) Короче говоря, «вещь в себе» это все, что находится за пределами человеческого опыта – неведомое основание наших ощущений. Поэтому последнее место, где следует искать следы дао – это разум, источник ноосферы. Тем не менее, эти следы существуют – иначе «вещь в себе» – просто фикция, согласно Оккаму. Есть они и в разуме, и разумеется, это Дао – психический аппарат восприятия абстрактных идей с помощью таких «рецепторов», как совесть, вкус, интуиция… В точности так, как мы воспринимаем материальный аспект дао через (психический аппарат) Ид с помощью таких рецепторов, как зрение, слух, осязание, обоняние. Когда Кант говорил: «Две вещи изумляют и восхищают меня больше всего на свете: звездное небо над головой и нравственный закон во мне», – это не была поэтическая метафора, это краткое изложение философской системы.
С уважением, Ник.
Ник Пичугин 05.04.2017 15:32 Заявить о нарушении
С уважением, Ник.
Текст из нескольких определений .
Но вы сами пришли к выводу что родовое понятие -не вещь и не ноосфера, а родовое понятие надо искать в разуме.Видимо, это идея или мысль.Вот родовое понятие для всего внешнего.
Что касается высказывания о Небе и законе , то оно по структуре ничем не отличается от молитвы "Отче наш" и видимо это ее вольный пересказ -Да будет воля твоя на Земле как на Небе.Это самая известная молитва для всей Европы, России и Америки. Плагиат Канта и здесь потерпел крах.
Нетран Неглин 05.04.2017 16:22 Заявить о нарушении