Москва - планета дальняя

Людмила Корина
На фото -Павел Филлипович Глоба(27.1.18- 30.10.83) у моего портрета в вышиванке-лето 1977го года перед моим отъездом в Италию. Портрет хранится в музее-заповеднике в Переяславе Хмельницком на родине художника.

РЕБРОВЫМ(ИЗ ПИСЕМ ЛЕТА 95)

Москва - планета дальняя, как Плутон...Тогда  в 92м, когда инфляция вдруг подскочила к 2000%, малоопытные овны не усмотрели свою последующую беду.Надеюсь, то был не крах...
...Обогатилась моя Бородиниада. Мой герой примкнул к галерее шуточек и юморин. Есть и серьёзное, окончательно -грустное.Так он и не преодолел стену своего молчания. Чуть потеплел в конце, ещё не понимая, что я с ним прощаюсь в живом эфире.”Мне жаль с вами расставаться”,- повторила я свою фразу давнего рассказа и он чуть замешкавшись :”Мне  тоже жаль...Надеюсь на дальнейшее сотрудничество”.Как же, как же ! Радио не было моим печатным станком, а редкой короткой удачей,  которой я с ним поделилась.

 Да что там - пахала, как лошадь, не только интерес к его личности вызывая, а настоящие страсти !
...Поэту не нужно вглядываться, подмечая детали.Я, убей, не вспомню, как Л.И. был одет, когда прибежал,  чуть не опоздав на интервью на радио.

Сам же в  повести “Ловушка для Адама” подошёл к баньке, но вспомнив “Алёшу Бесконвойного”, соревноваться с Шукшиным не стал, по той же причине -было, и лучше не получится.”Банька, как банька”,- оборвал себя.

...Рассматривая надпись Л.И. в подаренной мне книге, нарисованную микроскопическими буквочками, Слава улыбнулся. Слова - благодарность за верность, и от кого он прячется ? Я это ему вернула в стихах “...и сокровенное в почерке не измельчай. Живое слово, путь оно подышит”. Там у них под окнами редакции на Арбате который год певица, побираясь, поёт дурным голосом народную Разлуку и прочее.Он знает, за что ему это наказание.

Перечитываю толстые журналы 89-90 гг. Клад !По рассказу Михаила Кураева в Новом мире написала  своё - ”Хеппи енд”, про нас с ним, упрямых стариков. И другое, что не скоро ему покажу.Пусть поживёт на волнах моей мистической “Разлуки” в стилистике ноктюрна Глинки, в ней мы ещё не в земле, а в мечте, в небесах.
Венок сонетов -20 и роман в романсах -20 были созданы женщиной в ответ на ступорное молчание адресата.Но в прозе  своих чувств не скрывал, под масочкой своего Я.

Впрочем, только так стихи и пишутся.Как Кижи построены,без единого гвоздя.
Худенький постаревший мальчик, занимавший моё воображение, освободил меня. Вижу всё спокойно, просто, окончательно. Пытался в повести мне что-то сказать. Я её инсценировала по лирической линии.(“Ловушка для Адама”)

Наконец стала петь естественно, свободно , легко !Не зря всё было - срывы, уроки, огорчения. Слушаю свои инсценировки “Ася”,”Первая любовь”- незабываемое, как мы  со звукооператором ДЗЗ букву со звуком совмещали.

В России убивают богатеньких, каждого третьего, а бедные сами вымерли. Чем так многие эмигранты были озабочены - хотели быть похороненными в  русской земле ?
Например, в Домодедово в 783 ряду многотысячной секции, в мокрой глине. Кто из помнящих доползёт туда и зачем? Разве душа только над этим местом будет летать ?Лучше ей высоко взлететь и больше ни-ни, подальше от сих мест. Если при жизни не улетели, то хоть после смерти.

...Материал к размышлению, но с указанием минут и секунд быстро утекающей жизни.Потери множатся. Теряли мы итальянский паспорт ( Миша, проездом в Будапеште) и русский(я в московском метро). С трудом восстановили оба. Что это означало - что судьба неохотно прописывает  меня в обеих странах, всё ещё не решаясь лишить опоры земли ? С земли сгоняли, или предлагали осваивать другие пространства и территории ?

Ведь возраст, и где на такой авантюризм силы взять? Нам,обломавшим бока в российских хрущебах, покинувшим временно бонбоньерку на Ракетном бульваре,где у  двери панель отошла  на палец, скажи - нам  в Генуе на ул. Антона Павловича Чехова плохо ?Вспоминаю, как АИС писал в Круге о 45м годе “страна стала ожесточена совершенно бесовски, с пропастями между хилой нищетой и нахально жиреющим богатством”.
"Скажите- какое сейчас тысячелетье на дворе?"

Стучится 21й век.Мои русские друзья впали в летаргический сон, вышагивая на слабеющих ногах десятки километров, чтобы принести домой канареечное зёрнышко пропитания.Деньги к деньгам. Удача к удаче. Если у человека нет на билет в метро, то это без слов ощутимо другими и не привлекает, как бы он внешне  ни держался.

"Жизнь простиралась необозримым минным полем".По обе стороны, "что здесь, понимаешь, что там".
 Люда    27.8.95
 
ОТ РЕБРОВЫХ

Здравствуйте, дорогие итальянцы - Люда и Мишенька !
Получили от вас две весточки и оба раза радовались, как дети,хотя письма не столь уж весёлые по тексту - жаль пропавших пишущих машинок. Но, думается, у вас сейчас замечательное лето с купаньем и прочими летними удовольствиями.
Однако начну рассказ о наших делах, ибо тебе это, слава Богу, не безразлично.Работаю над фильмом “Парад- 41”,деньги дала мэрия, и механизм включился.Езжу в архивы и балдею от увиденного и услышанного. Встречаюсь с ветеранами,записываю на плёнку их рассказы. Работа сильно прибавила настроения и денег. Полны оптимизма, чего и всем желаем.

По приезде домой из Тирасполя, куда были приглашены на кинофестиваль, снова киноархивы, музеи и пр.В Красногорске встретил неожиданно Юлечку Швырёву и очень обрадовался.Мы очень тепло пообщались, естественно вспомнив тебя. Пришли к выводу, что результаты твоих последних творческих дел впечатляют. И не объёмом даже, отнюдь нет ! Именно теми достижениями в песне, которые к нашему общему удовольствию достойны общественного признания. В лучших своих вещах ты довольно быстро вышла на тот уровень, когда ясно, что речь идёт не просто об  интересном авторе (что само по себе уже похвала), но и мастере, профессионально владеющем выбранными средствами и жанром. Впрочем, я и раньше говорил тебе об этом. И посему, узнав из письма, что снова забурлила твоя душа, и пишешь новые стихи, радостно приветствую сей факт и жду новых результатов.

Читаю “Дневник” Юрия Нагибина, что только что вышел в печати, но достать невозможно - бестселлер !Мне нравится, и для тебя он может стать - уверен ! - упоительным чтением. Приезжай, покейфуем вместе !
Обнимаю, Танечка тоже. Привет Мишке.Целуем.29.8.95
 
Людмила Корина
Пять стихов из списка главных

Этот романс, написанный в стилистике Глинковской Разлуки, надо послушать на моём сайте в разделе ПЕСЕН. Это тема моей лирики. Трио скрипка(-Исай Хазанов, виолончель -Николай Перегудов, народные артисты оркестра радио и телевидения.Рояль - композитор Степан Соснин.Я пою в дуэте с Юлием Слободкиным и Евгением Андриановым.В 3м сольном исполнении Юлий читает эпилог на музыке.

РАЗЛУКА (муз.Ст.Соснина)
 
В поющей тишине ты различишь те звуки,
Как будто голос мой окликнул, прозвучал.
И Глинковский ноктюрн напомнит о разлуке,
Романс без слов - в нём всё, и чудо и печаль.
 
Словам позволив жить и чувствам воплотиться,
В стихийности мольбы себя не утесняй.
И сокровенный смысл на чистые страницы
Ты выплеснешь легко и слёз не осушай.
 
Поэты видят сны, и радостно нам снилось,
Мечталось о любви в тисках своей судьбы.
Но явь нам не по силам, и с этим согласились,
Расстались. И осталось о той мечте забыть.
 
Наш домик у сосны, четыре ветви-руки,
Цветы саранки, шелест и шёпоты ручья.
Не просыпаться, плыть, дышать под эти звуки...
Нам можно вместе быть, но не при свете дня.
 
                Прощальные слова - я знаю их печаль.
                Ты пишешь мне -“спасибо, дорогая”               
                Мы расстаёмся, но не говорим “прощай”.
                Последняя любовь не догорает.               
21-29.7.95

Я перечитываю повесть Сергея Яковлева "Письмо из Солигалича в Оксфорд". Писатель работал в "Новом мире". Мои стихи написаны под впечатлением его трогательной повести, в 95м. Они вошли в стих, посвящённый Л.Бородину.
ВСТРЕЧА
 
Бездомные влюблённые мы оба долго строили
Он,как Робинзон, мне домик в горах у озера,
Я ему у моря прекрасный ледяной дворец,
Прибежище для двух сердец.
 
В безумном воздухе пропащей стороны
Гниёт всё, рушится, и рук его не слушается.
Осталось мало сил. Устал он, надсадился,
И домик его развалился.
 
И мне бы надо всё иначе - не ледяной дворец,
Не дачу. Не надо было столько пыла, но я ждала,
Творила года три, всё вытопила изнутри.
Дача простаивала и растаяла.
 
Нет никому везенья, ни ему, ни мне. И нет
Спасенья. И домик у горы был помраченьем.
И мне жить ожиданием было погибельно.
Мы вновь бездомны, два овна.
 
Для вечности всё надо строить не так, иначе.
Погибли наши дом и дача. И явственно я слышу зов.
Зовёт мой Робинзон. И я вхожу спокойно в волны,
Поняв - это меня, за  мной.
 
6.11.95               

Сейчас перечитала прозу-робинзонаду о том, как в начале 90х в депрессии, литератор безработный  старую гнилую избу пытается своими руками под английский коттедж перестроить. После поездки в Англию в снах взывает к Королеве Англии, выбросившись из окна пред её ясны очи с мольбой -плакатом спасти Россию  и благоустроить его семью от всех бед и проблем. Вылеченный от болезни там,стройкой вымучивает себя до предсмертных галлюцинаций.

Лишь разок прошёлся наш герой по улице Солигалича,родине его предков, подивившись красоте резных украшений добротных изб ,где у  палисадников  розы цветут, о чём мечтают англичане. Как же он не заметил шедевры русской архитектуры 16-17 веков,монастыри и соборы в красном добротном кирпиче неподвластном времени и злой воле временщиков...Все эти жалкие мерехлюндии персонажа в подаче хорошей прозой теперь обретают другой смысл.К англичанам повезло на годик попасть подкормиться. И там он не ко двору, и дома его обобрали.Избушка гнилая развалилась.Выбрал её наш лысенький местом своего захоронения под романтические взвои к даме сердца, англичанке из далёкого Оксфорда.

Павел Филиппович Глоба вышел на пенсию в 78м и своими руками  в Пушкинских местах недорого купил избу, достроил, выточил мебель и в последние 6 лет жизни создал               
ещё один после нашего  цикл живописных произведений, посвящённых деревне.19.3.18
               
К ЧЕМУ ТЕПЕРЬ СЛОВА ?(муз.Ст. Соснина)
 
Ты всё молчишь из года в год и хмуришь брови,
А он живой, и ждёт меня с любовью.
“Заговори !” - тебя звала я и просила,
Ведь у любви моей иссякли силы.
И нет тепла. Погасли две свечи.
К чему теперь слова ? Не говори, молчи !
 
Я не гадаю, кто мне мил, что дальше будет.
Но только знаю, что меня молчун мой любит.
А чувство новое всё крепнет, прорастает.
Любви и нежности мелодия простая.
Но слышу зов...Сама зову в ночи...
К чему теперь слова ? Не говори, молчи !
 
6.4.96
 
Это эпилог лирического цикла, посвящённый Л.Бородину.

 ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА
 
 Закончилось.Спокойно.Чисто. Честно.
 Путь  дальше в никуда и в никогда,
 И колесу любви катиться некуда.
 И дальше длить нельзя и неуместно.
 
 Живую, дерзкую, её впрягли в коляску призраков,
 Служения. Он тянет потихонечку своё
 На редкой паузе везения,и даже
 Словами выписывает пейзажи.
 Никто как будто им не мешает,
 Не убивает. Но жизнь тихонько
 Убывает.
 
 Он к вечности прицелился –
 Создать нетленку.
 Состарились и подустали,
 Пришлось обоим лечить суставы,
 Голень и коленку.Их приближенье
 Отсрочкой было к чему-то главному,
 Или последним кусочком жизни-
 Славным ?
               
 Её слова не лгали.
 Сначала всё куда-то звали,
 Потом хранили, согревали,
 Шептали и постепенно истаяли
 Где-то у Ниццы, вблизи Италии.
 
 Где теперь странница ?
 Что им порою снится ?
 Не повторится -зов, Ницца.
 Последняя любви страница.   
 
4.8.95

Моя поездка на Байкал, на малую родину Л.Бородина в мае 94го.

Маритуй -
Точка на середине планеты.
Вам какую половину - ту иль эту ?
Мне - ту, где глубокая чистая вода
Холодна. Бег катера по глади,
И сквозь россыпь струй
Вот - вот покажется
Маритуй.

Всё было, его не бывало - Байкала.
Радовалась, ждала этой встречи, как чуда -
С озером и горами, как встречу с ним - годами
К нему не приближаясь, но в себя погружаясь
Всё глубже.

Приближением предметы обожания меняются.
Как вода в озере переливается оттенками
Не тьмы, но яшмы и лазури.

Вода просыпается. Весеннее её лицо
Я вижу наяву, а горы манят, ускользая.
Но мы остановились в голубом заливе, зале.
Маритуй остался за двумя холмами, в дали.

Там меня кто-то знает, но меня с ним нет.
Он в последний момент передумал и
Отдалил нашу встречу.
Печально ему отвечу :”Разве можно отнять
То, что тобою владеет, что в тебе,
Что сокрыто в твоей судьбе ?”
 
Точка середины планеты, где ты ?
В конце света ? Мне туда, где есть он,
А меня нету. Где глубокая чистая вода
Холодна. Бег катера по глади,и
Сквозь россыпь струй вдруг появится
Маритуй. 
   
Май 94го на Байкале

Людмила Корина 24.3.17


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.