Числа и идентичность. Глава 17

1. В этой и следующей главе мы попробуем посмотреть на описанный Горьким под именем мещанства ряд социокультурных поз с точки зрения матричного анализа. Начнем с самого понятия позы и позирования.

2. В основе позы лежит феномен смыслового искажения (аберрации). Смысл как таковой представляет собой единство бытия и мышления/сознания. Условием присутствия смысла является успешно реализованная знаковая динамика (семиосис) внутри жизненного (матричного) диапазона от коэффициента смыслового разделения (вблизи 137) до коэффициента смыслового соединения (вблизи 173).

3. Заметим, что разность между этими числовыми значениями, присутствие которых мы уже начали обнаруживать внутри матричных структур, равняется 36. 36 это удвоенное числовое значение основного 18 шагового алгоритма идентичности, который я детально проанализировал на материале философии римского стоицизма, библейской традиции (прежде всего 18 псалом, он остался с этим номером в синодальном переводе Библии и когда то, еще в начале римской эпохи имел этот номер и в еврейском тексте Псалтири, но в современном еврейском тексте значится под номером 19)и евангельских текстов в книге Свиток и сапог.

4. Заметим также, что 36 представляет собой сумму нумерационных значений верхнего I(1) F (7) и нижнего I (1) H (9) отрезков центральной инструментальной FH вертикали матрицы взятых в их радиальном парадигматическом векторном прочтении.

5. Под радиальным векторным прочтением я имею в виду, что это значение получается когда первым шагом числовой последовательности является центральное матричное поле смысловых взаимодействий I.

6. Я называю это радиальное прочтение парадигматическим, поскольку эти отрезки также выполняют роль центральных осей двух треугольных парадигм идентичности: в случае IH развернутой вниз к нижней рыночной репрезентационной горизонтали CD прагматономики CID (которую мы в 14й главе, используя наблюдения Горького, обозначили как одну из основных революционных парадигм), а в случае IF развернутой к верхней сигнификативной матричной горизонтали АВ сюнетономики AIB (от греческого слова synesis, что значит "понимание").

7. Как явствует из широко известной евангельской притчи о Марфе и Марии и других евангельских текстов Иисус уделял большое внимание правильному соотношению сюнетономики и прагматономики.

8. Не меньшее значение Иисус придавал и целостности верхней парадигмы понимания сюнетономики, как видно из того, что упоминание о целостности понимания было включено им в центральную еврейскую вероисповедную формулу Шма Израэль: в тексте Евангелия от Матфея (22.34-39) он воспроизводит эту формулу с собственной, отсутствующей в еврейском тексте этой молитвы вставкой, призывающей любить Бога "всем пониманием твоим" (греческ. Kai eks holes tes syneseos , синодальный перевод греческого слова synesis как помышление является неточным)

10. Мы уже сталкивались с проблемой раздельного и редуктивного векторного прочтения правой и левой половинок сюнетономики в связи с анализом правой (имманентной) и левой (трансцендентальной) редукции верхней сигнификативной линии АВ матрицы идентичности в идеологии белых и красных в эпоху гражданской войны. Характерно, что в этом редуктивном прочтении суммарное числовое значение правой половинки сюнетономики 137 (сфера консервативной/реакционной имманентной редукции в правой , а от наблюдателя левой половине матричного квадрата) а левой 127. В сумме же они составляют 264 (265-1) то есть соответствуют числителю той пропорции 265/153 которую Архимед давал для числа 1.73(ср. квадратный корень из трех)которое выражает собой соотношение высоты и ширины и высоты "рыбы", т.е. сегмента совмещения двух окружностей, пересекающихся таким образом, что центр одной из них находится на орбите другой, то есть то, что я называю коэффициентом смыслового соединения.

11. В левой половине матрицы то есть в сфере трансцендентальной редукции коэффициент смыслового разделения (с пределом в районе 137)появляется не внутри сюнетономики, а внутри тематизирующей ту же линию редукции AF парадигмы "справедливого возмездия" экзономики DAF, связанной с большевиками (я разбирал ее детально в первом томе книги Время смыслов в главах, посвященных Гражданской войне). Тема "справедливого возмездия" присутствует у Горького, и в Заметках о мещанстве и особенно в близкой к ним по времени и детально проанализированной в одной из предшествующих глав статье По поводу (1905), но Горький решает эту тему не посредством экзономики, а с помощью другой, смежной с ней парадигмы мерономики DIA.

12. Возвращаясь к коэффициенту смыслового разделения 137 внутри экзономики: он представлен числовым значением 136 суммы трех ее сторон в восходящем парадигматическом векторном прочтении: DA 52 (связь контекстного поля мира D с контекстным полем разума/справедливости/общих принципов А ср. "Вставай проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов, кипит наш разум возмущенный и в смертный бойся идти готов"), DF 57 (перевернутая против контекстного поля власти F распорядительная линия FD контроля и насилия, соединяющая F с контекстным полем мира/рынка D внутри эгономики CFD, об этом перевороте и захвате власти ср. "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем")и наконец АF 27(векторное направление транцендентальной редукции).

13. Интересно, что интегральное (не редуктивное) векторное нумерационное прочтение линий сюнетономики: I (1) F (7) B (3) и I (1) F (7) A (2) дает коэффициент смыслового соединения 172/173.

14. Но каким же образом это связано с интересующей нас в этой главе темой мещанства, позы и смыслового искажения (аберрации)?

15. Дело в том, что проекция глубинной смысловой реальности на плоскость непосредственной фактической жизненной данности дает, грубо говоря, два основных типа искажения (ср. аналогичные проблемы с картографическими проекциями). Один тип искажения позволяет в той или иной степени сохранить целостность изображения, но дает до карикатурности искаженные пропорции (кривое зеркало), другой разрушает целостность изображения, оставляя лишь его небольшую часть, но сохраняет подлинные пропорции и связанную с ними энергетику смысловых резонансов.

16. Тип социокультурного поведения связанный в первую очередь с первым типом смыслового искажения ("кривое зеркало") можно назвать позированием (серией сменяющих друг друга культурных поз). Позы исходят из столь искаженных отражений смысловой реальности, что в них остается очень мало смысловой энергии. Поэтому их энергетическая подпитка целиком зависит от настроений, целей и интересов данного конкретного человека, они в этом смысле не обладают полноценным самостоятельным существованием, а опираются на ту или иную конфигурацию субьективности. Позы удобны, удобство Горький упоминает как один из главных определяющих факторов "мещанского" поведения, а если они перестают работать на данного индивида или группу они охотно сменят их на другие, порой прямо противоположные, но внезапно ставшие более удобными. Массовая культура, мода как прошлых поколений так и нашей собственной эпохи почти целиком состоит из таких поз.

17. Поза может быть волюнтаристской, эпатажной или наоборот конформистской, левой или правой, религиозной или атеистической, гуманистической или антигуманистической, но она всегда остается позой и отражает в первую очередь моментальное состояние своих носителей и их общественного окружения.

18. Тип социокультурного поведения связанный в первую очередь с вторым типом смыслового искажения можно назвать позиционированием (серией позиций, к которым человек приходит большей частью не сразу, а постепенно, которые меняются медленно частично и с трудом, а нередко почти совсем не меняются). Позы люди меняют как ботинки, позиции они отстаивают, порой ценой собственной жизни, потому что внутри этих позиций за разнообразными идейными конструкциями скрывается односторонне понятый, но реальный, живой кусочек подлинного смысла, который в силу своей подлинности обладает собственной смысловой энергией, так или иначе созвучной данному индивиду и воспринимает связанные с этой энергией смысловые морфоэнергетические резонансы (я использую термин морфоэнергетический резонанс с подачи современного английского биолога Руперта Шелдрейка, автора теории морфического резонанса).

19. Первый тип социокультурного поведения преобладает в относительно стабильном рыночном обществе тогда когда существующие социальные противоречия (иногда очень острые) затушеваны, скрыты маской повседневной нормальности и через потоки социальных изменений как бы перекинуты мосты. Но в моменты экзистенциального кризиса высвобожденная в результате ослабления социальных связей социальная энергия как вода, выступает из берегов и разрушает эти мосты.

20 Тогда и возникает общественный запрос на тех, чье поведение определяется не позой, а позицией, тех, которых прежде считали экстремистами, кого десятилетиями упрекали (часто заслуженно) в узости и фанатизме, в упрямстве и односторонности, но о ком люди знают, что их нельзя легко подкупить и запугать, что в критической ситуации они по крайней мере не убегут, не предадут и не обманут.

Примечания

16. "Мещанин любит иметь удобную обстановку в своей душе" М. Горький, Заметки о мещанстве, Собрание сочинений т. 23 с 355, М.Гос издательство худ. литературы 1953

18. Rupert Sheldrake, The Presence of the Past. Morphic Resonance and the Habits of Nature, NY, Vintage Books, 1989.


Рецензии