1994-10-19 Провал Холокоста-2

(Опубликовано в "Панораме" от 19-25 октября 1994)

Два моих детских воспоминания начала 50-х годов, связанные с советской национальной политикой, до сих пор не нашли, к сожалению, никакого документального подтверждения.
З а п р е т    н а    М о ц а р т а . Я учился в Одесской музыкальной школе им. Глазунова. Ежедневный урок ученика музыкальной школы состоял из нескольких обязательных частей: гамм, этюда Черни, какой-нибудь пьесы Чайковского, сонаты Моцарта (или Гайдна), полифонической пьесы Баха. Такая структура урока повторялась из года в год и казалась незыблемой. Вдруг однажды, когда я пришел на урок, учительница Казарновская (имени-отчества не помню) срочно заменила мне Моцарта, Баха  и Черни на русских и украинских композиторов. Я ничего не имел против русских и украинских композиторов, но отказ от таких авторитетов, как Моцарт, Бах и Черни, поразил меня. Одновременная замена сразу нескольких произведений была необычно трудоемкой. На мой вопрос «почему?» Казарновская доверительно ответила мне как взрослому:
– Ты ведь знаешь, что я еврейка, и директор музыкальной школы Перельман еврей, а людей нашей национальности выгоняют сейчас с работы, якобы за космополитизм. И поэтому директор приказал заменить всех иностранных композиторов на русских и украинцев.
Через несколько дней, придя на очередной урок, я услышал от Казарновской:
– Можешь вернуться к своей старой программе. Перельман разрешил.
Я, конечно, рад был возвращению к любимым композиторам, тем более к произведениям, которые я уже знал, что облегчало мне занятия. Но этот, казалось бы, незначительный эпизод навсегда запал в мое сознание как нечто, чего я не мог тогда уразуметь.
В ы с ы л к а    р о д с т в е н н и к о в . Мама с папой старались не говорить при мне на рискованные темы, но в тесноте коммуналки им негде было уединиться, и они выработали свой, специфический язык недомолвок. И вот из «расшифрованных» мной маминых-папиных разговоров вырисовался такой факт.
У папиной двоюродной сестры Любы Арзунян (армянки) муж был Евгений Бегун (еврей) – конферансье Одесской филармонии. Однажды моим родителям кто-то сообщил, что ночью, неожиданно, тетя Люба, дядя Евгений и их сын Польдик были высланы из Одессы (сейчас тети Любы и дяди Евгения уже нет в живых, а последняя работа Леопольда Арзуняна была режиссером Тульского драматического театра).
К ним среди ночи явились люди из органов, дали два часа на сборы (разрешили взять лишь то, что можно унести в руках), и целый поезд таких же поднятых среди ночи семей отбыл из Одессы в пугающую неизвестность. В течение нескольких дней, когда папа приходил с работы (он работал главным инженером СМУ – высшая должность для беспартийного), они с мамой обсуждали на своем специфическом языке, что брать с собой, что в состоянии унести наша семья, если за нами вдруг тоже придут. Причем мама и папа все пытались понять – кого же, собственно, выслали: армян или евреев?
Через несколько месяцев стало известно (видимо, были получены первые письма), что их семья живет теперь в Алма-Ате, дядя Евгений даже работает по специальности – конферансье Алма-Атинской филармонии. А через несколько лет им и вообще разрешены было вернуться в Одессу, а дяде Евгению ; в Одесскую филармонию.
Но мои мама и папа запрещали мне даже задавать вопросы о том событии, объясняя, что говорить на данную тему очень опасно. Впрочем, пренебрегая их запретом, я все-таки спрашивал многих одесситов, известно ли им что-нибудь об этом поезде высланных из Одессы, – но никто ничего не знал (или делали вид, что не знали). Лишь уже в Нью-Йорке, несколько месяцев назад, я задал тот же вопрос бывшей одесситке Белле Езерской, – и она подтвердила:
– Да, я знала одного одесского врача-караима, которого выслали с семьей примерно тогда же.
... Почему я затронул эти два давних воспоминания? Потому что сейчас появляется, наконец, возможность глубже осмыслить их, связать с глобальными процессами, происходившими в «империи зла». На страницы печати выплескиваются все новые и новые данные о недавно еще закрытых фактах советской истории, все более проясняется картина задуманного Сталиным и его приспешниками Холокоста-2: с показательным повешением «врачей-отравителей» на Красной площади, массовыми еврейскими погромами и поголовной высылкой евреев в Сибирь, в районы вечной мерзлоты.
Что касается первого моего воспоминания – о запрете в музыкальной школе на музыку зарубежных композиторов, то тут все ясно: 1952 г. – разгар гонений на «космополитов» как прелюдия к «делу врачей». Неясно только, запрет на зарубежных композиторов был лишь в моей музыкальной школе или шире – в Одессе, на Украине, в СССР? Если читателям что-либо известно об этом, хотелось бы, чтобы они поделились со мной информацией.
Что же касается второго воспоминания – о поезде высланных из Одессы, то это связано, видимо, с начавшимся развертыванием самого Холокоста-2.
«Дело врачей» вошло в массовое сознание лишь как одно из антисемитских преступлений сталинистов в цепи других. Теперь же становится все более очевидным, что оно было не просто «одним из», а первой ступенькой ужасной лестницы в ад. Холокост-2 должен был, конечно, уступать количественно Холокосту-1, так как Гитлер «решил национальный вопрос» для шести миллионов европейских евреев, а в Советском Союзе их было меньше. Но вот что касается «качества» планировавшегося Холокоста-2, то можно не сомневаться, что Сталин превзошел бы по жестокости своего европейского коллегу, тем более, что он имел уже уникальный опыт «решения национального вопроса» (высылка чеченцев, крымских татар, волжских немцев и др.), а также 30-летний к тому времени опыт ГУЛАГа.
Сталинисты подготовили демагогически изощренную версию своего готовящегося «Холокоста-2» («в интересах евреев», «по их просьбе», «дать возможность талантливой еврейской национальности проявить себя в освоении новых земель» и т.п.).
В последние годы в печати появились сообщения очевидцев, видевших в тот период загадочные приготовления: только что построенный поселок землянок в Сибири, словно ожидавший жильцов; готовый к отправке эшелон с пустыми теплушками на запасном пути; целый парк готовых к отправке автобусов на окраине большого города и т. п.  Вполне возможно, что не только из Одессы, но и из других городов успели произойти первые высылки, но что-то вспугнуло кремлевскую черную сотню (а может, на них было тайно оказано давление Запада по дипломатическим каналам?), и Холокост-2 был приостановлен в самом начале.
Неясно также, как вписывается в ту приостановку смерть Сталина: она произошла позже? Или до? Может быть кто-то из читателей в состоянии прояснить эти вопросы.
Если бы Холокост-2 все же состоялся, он потряс бы человечество, видимо, еще больше, чем Холокост-1. А вместе оба эти Холокоста легли бы страшной тяжестью на совесть цивилизации. И многое в истории последних 40 лет развивалось бы иначе, в частности – не было бы в Советском Союзе оппозиционной группы евреев-отказников; не было бы массовой эмиграции в Израиль и Соединенные Штаты; не было бы важных достижений науки и искусства, сделанных за эти годы евреями... Но, слава Богу, Холокост-2 не состоялся, а история развивается без всяких «если бы».


Рецензии