The sky is not enough

Мир кино населён сверхъестественно талантливыми людьми, которые блестяще справляются с любыми, самыми невероятными заданиями. Не дрогнув ни единым лицевым мускулом, эти персонажи принимают за секунду сложнейшие решения, разгадывают головоломные загадки, виртуозно уходят от погони на всем, что имеет руль (от «веспы» до «боинга»), в одиночку обездвиживают превосходящую силу противника и даже выходят в космос. В более спокойных ситуациях носят дорогие костюмы и ведут себя прилично.
На то и кино, а в жизни такого не бывает, – скажем мы.
Тем удивительнее невзначай совершить открытие и оторопеть от удивления – неужели такое и вправду возможно?.. Да, действительность иногда превосходит по смелости любые фантазии опытных сценаристов, а настоящие супергерои живут среди нас и держатся скромно, предпочитая без нужды не выделяться.
Ни о чем подобном я не думал, когда просматривал информацию к 9-му Монреальскому Баховскому фестивалю. Должен признаться, что это мой любимый здешний фестиваль и у меня к нему особое отношение. Поэтому я не поленился узнать, кого в этом году избрали «почётным покровителем». Оказалось, что им стала Жюли Пэйетт.
Имя не казалось незнакомым. Я знал, что это канадская женщина-астронавт, и что она несла флаг Канады на Олимпиаде в Ванкувере. Не так уж много в Канаде астронавтов – уступили даме право пройтись с флагом, и молодцы. Так я думал раньше. Но то, что я увидел на сайте Баховского фестиваля, заставило меня сначала крепко удивиться, а затем торопливо искать достоверный источник о жизни и деятельности Жюли Пэйетт. И теперь мне не терпится поделиться находкой.
Господа, супермены действительно существуют. И это куда интереснее голливудских боевиков.

         «Иногда после долгого рабочего дня на сборке Международной космической станции выдавалась минутка, чтобы подобраться к иллюминатору и полюбоваться видом на Землю, от которого дух захватывало...  И вот тогда я надевала наушники и смотрела на ландшафт, разворачивавшийся у меня под ногами под самые прекрасные мелодии эпохи барокко...  Конечно же, я согласна быть «почётным покровителем» 9-го Баховского фестиваля». - Жюли Пэйетт.

ЗЕМЛЯ
Родилась Жюли здесь, в Монреале, 20 октября 1963 года. Прямо сейчас, когда я пишу об этом, она празднует день своего рождения.
Здесь же она училась в начальной и средней школе. И настолько хорошо училась, что получила грант (один из шести на всю Канаду!) на учёбу в Атлантическом колледже Уэльса, Великобритания. Через два года она получила там международную степень бакалавра – чтобы сразу вернуться в Монреаль и продолжить обучение в университете Макгилл. Оттуда она вынесла диплом с отличием и степень бакалавра инженера-электрика. Её сразу взяли в канадский филиал компании IBM, где тогда занимались программой распознавания человеческой речи и созданием «натурального языка» (вспомним, то были годы разработки первых «умных» программ IVR для телефонных автоответчиков). И тут же началась новая учёба, на этот раз в Торонтовском университете на степень магистра и по специальности инженер-программист.
По окончании университетской программы Жюли уехала на год работать в Цюрих, а в 1992 году вернулась в Монреаль и поступила инженером-исследователем в BNR/Northern.
Пэйетт вовсе не была закуклившимся программистом; её интересы были разнообразными, а перфекционизм –бесконечным. Поэтому она успевала жить в параллельном мире – музыкальном. Там ничего не понимали в компьютерах, а Жюли Пэйетт знали как пианистку, флейтистку и вокалистку. Откуда она на всё находила время? Ума не приложу. Но отныне компьютерные разработки будут сочетаться с участием в камерном хоре торонтовского «Tafelmusik», в хоре Монреальского симфонического оркестра и даже в ансамбле Piacere Vocale из швейцарского города Базеля.
Что ж, удачный гибрид программиста и музыканта: что может быть достойнее «физика с лириком» в одном флаконе! Казалось бы, выше подниматься уже некуда?
Ошибка. Выше нас всегда остаётся неосвоенное пространство для манёвра, и Жюли Пэйетт на такое положение дел не смогла смотреть спокойно.

НЕБО
Как сильная империя стремится распространить свое влияние по всем закоулкам мира, так и люди особого склада стремятся как можно больше узнать и чему-нибудь ещё научиться. Жюли, к примеру, освоила испанский, итальянский, немецкий и русский языки в добавление к родным французскому и английскому; охотно занималась такими видами спорта, как бег, обычные лыжи и индейские лыжи-ракетки, а также подводным плаванием с аквалангом. У нас тут получается некий нереально-идеальный персонаж. Но вся эта информация доступна в официальных открытых источниках NASA и CSA. И вот тут мы подошли к самому интересному.
Поворотным месяцем стал июнь 1992 года. Канадское космическое агентство CSA объявило набор кандидатов в астронавты на конкурсной основе. Агентству нужно было всего четыре человека, а прислано было 5330 заявок. Жюли Пэйетт прошла.
После этого начались годы нового учения: базовые тренировки и стажировка на передвижной системе обслуживания MSS (компьютер-робот, подготовленный канадцами специально для Международной космической станции NASA и предназаченный для тех работ, что в космосе не выполнишь голыми руками).
В параллель ко всему этому Пэйетт выдержала экзамены – сначала на гражданского, а затем и на военного пилота – и получила звание капитана ВВС, налетав в общей сложности 1300 часов и проведя 120 часов в тренировочном аппарате с пониженной гравитацией. Военная авиабаза Мус-Джо в Саскачеване до сих пор считает себя её домом.
На всякий случай ещё раз напомню и читателю, и себе: это не беглый пересказ романа Сидни Шелдона, а документированная реальность наших дней. Когда я думаю о Жюли Пэйетт, мне хочется вытянуться по стойке «смирно».
Годы учения продолжались. В 1996 году капитан Пэйетт доложила о прибытии в Космический центр им. Джонсона (Хьюстон, штат Техас). К 1999 году она была готова.

КОСМОС
27 мая 1999 года челнок STS-96 «Дискавери» покинул Землю с материалами и оборудованием, которые экипажу надлежало доставить на новую орбитальную МКС. Задачей Пэйетт была техническая поддержка астронавтам Барри и Джерниган, выходившим в открытый космос. Кстати, напарником Пэйетт был тогда российский космонавт Валерий Токарев. Вот когда ей пригодились познания в русском языке!
Вернувшись на Землю, Жюли получила медаль НАСА, орден Плеяды Франкофонии и звание рыцаря Национального Ордена Квебека. После полёта осталась на службе в должности старшего астронавта CSA, участвовала в подготовке новых европейских и российских экипажей. Всё это было прекрасно, но... как говорится в глумливом русском стишке про девочку в розовом пальто: «можно и в зелёненьком, но уже не то». Днём на Земле было уютно, но разверзавшаяся по ночам бездна чёрного неба затягивала и призывала вернуться.
10 лет спустя Жюли Пэйетт вернулась. Это произошло 15 июля 2009 года.
Она отправилась во второй полёт в возрасте 45 лет. Теперь это был опытный астронавт-бортинженер, не прибавивший ни грамма лишнего веса. Сильнее изменился космический шаттл: теперь это был STS-127 «Индевор».
За второй полёт Жюли наградили двумя медалями НАСА (в том числе «За исключительные заслуги»), Канадской золотой медалью инженеров и званием офицера Ордена Канады. В общем и целом, астронавт Пэйетт провела в космосе свыше 611 часов и оставалась в канадском отряде астронавтов до 2013 года. В июля 2013-го она уволилась из CSA, чтобы принять новые назначения: старшим оперативным работником Монреальского научного центра и вице-президентом государственной компании Canada Lands.
C тех пор Жюли Пэйетт осыпана целым дождём наград и званий. Одних только почётных научных степеней у неё целая коллекция: от университетов Оттавы, Торонто, Виктории, Альберты, Йорка, монреальских Макгилла и Конкордии, множества других.
Счастлива ли она? Этого мы доподлинно знать не можем; но если вглядимся в её фотографии, то увидим наполненный особым знанием взор человека, который видел Землю со стороны.

О МУЗЫКЕ
- Каждого желающего стать астронавтом обязательно спросят: «Как вам удавалось в предыдущей жизни демонстрировать способность работать в команде?» Когда спросили меня, я ответила: «20 лет я пела в каком-нибудь хоре. Это ясно доказывает, что я способна подчиняться указаниям. Я пою в одной тональности и в гармонии с другими, а также придерживаюсь нужного темпа. Думаю, что смогла бы стать хорошим командным игроком и на космическом корабле!»
- Внутри корабля всегда шумно. Так и должно быть: там множество вентиляторов, которые гоняют воздух через всю конструкцию. Без них никуда, потому что в отсутствие земного тяготения воздух не будет циркулировать сам. Так что вентиляторы нам нужны, и если мы перестаём их слышать, то начинаем беспокоиться!
- Во время второго полёта я была бортинженером. Каждый день мы должны были устраивать проверку и убеждаться, что шаттл будет в надлежащем состоянии к моменту возвращения на Землю. Это был единственный момент, когда мне разрешали подключить айпод к динамикам, чтобы все слышали то, что я хотела слышать. Учитывая, что кроме меня, в космосе находилось ещё шесть человек, мы слушали предостаточно рока и кантри, но тут выходила я и ставила Эдит Пиаф и классику, и у них не оставалось никакого выбора.

ИТАК, мы познакомились с живым реальным человеком. Её сила, гордость, одарённость и возможности заставили бы покраснеть и стушеваться Джеймса Бонда, Итана Ханта и Джейсона Борна вместе взятых. И если слово «мужество» уместно применить по отношению к женщине, то здесь как раз самый подходящий случай.


Рецензии