Мишкино детство. Глава 8. Эхо войны

                Глава8. Эхо войны

 
 Мишке снился странный сон. Будто бы он  находится в пустой тёмной комнате, а в дверь скребётся  кот, и человеческим голосом говорит: «Вставай, Миша! Вставай, клёв  проспишь»!  Вставать не хотелось, хотелось поспать, но кот упрямо скрёбся  и звал на рыбалку. И тут  Мишка, понял, что это никакой, не сон, и не кот, - это скребётся  и говорит  его друг  Юрка. Они ещё  вчера  договорились, что пойдут на рыбалку, на утренний клёв. Приготовили с вечера удочки, накопали навозных червей, наловили мух и стрекоз. С  трудом  открыв глаза, Мишка прислушался. Действительно за окном, впритык к которому стояла его кровать, кто-то  скрёб по ставне и  Юркиным голосом звал  на рыбалку. В комнате было темно, хоть выколи глаз. Тихонечко поднявшись с кровати,   Мишка натянул на себя  сатиновые шаровары и вылинявшую до белизны футболку, а сверху (чтобы не продрогнуть),  доставшуюся по наследству  от старшего брата, вельветовую тужурку. На цыпочках прокравшись мимо маминой кровати,( не хотелось её будить ), он  вышел на кухню. Но  тут  из темноты раздался мамин голос:  « Небось, опять на весь день завьёшься? Возьми на столе, хлеб и картошку - перекусите с Юрой. Ох, уж эти рыбаки, куда вас несёт в такую рань. Спали бы ещё».  «Ладно, мам», - ответил Мишка и, спрятав за пазуху, завёрнутую в тряпочку еду,   выскочил из дома. На улице было темно и прохладно. Забрав удочки,  и спрятанную от мамы,  под стрехой сарая, пачку папирос он вышел за ворота. Юрка с удочками в руках, терпеливо  дожидался друга  на улице.     «Курево взял»? – сразу спросил он.   « Взял, взял. Пошли»! – ответил Мишка.   
   
    Рыбачить на мельницу этим летом мальчишки не ходили - всё больше промышляли  сеткой. А тут прошёл слух, что на мельнице   стали ловиться  карпята величиной в ладошку. Рассказывали, что выше по течению реки, после проливных дождей, размыло плотину на пруду. И рыба, жившая в нём, ушла в речку. Приплыв к  мельнице карпята  уткнулись в застовА, и скопились у моста. И вместо пескарей и краснопёрок на мельнице неожиданно стали ловиться карпики. Узнав про это,  пацаны решили сходить  порыбачить  - вдруг повезёт. Для этой цели они даже переоснастили удочки, заменив крючки «заглотыши» -  крупными. Как раз вчера, на их счастье, по Монастырке ездил на телеге  «трЯпошник» и мальчишки собрав дома всякие ненужные тряпки, обменяли их на крючки. Крючки можно было купить только у «тряпошника». Да что там крючки! У него было столько интересных вещей! Когда он открывал свой чемодан, у  ребят  разбегались глаза! Чего там только  не было: глиняные свистки, калейдоскопы, игрушечные пистолеты и пистоны к ним, музыкальные шарманки и прочие детские  радости!  Хотелось купить всё, но где взять тряпок? 
     Пока шли до речки, Юрка рассказал новость: «Вчера пацаны на «раскопках»  немецкий автомат  откопали.  Конечно   ржавый он,  но «пОджиг» с него получится хороший»!
 «Раскопками»  называли братскую могилу, где были захоронены в войну немецкие и итальянские солдаты. На этих «раскопках» уже не одно поколение послевоенных пацанов, искали и находили: оружие и боеприпасы, немецкие термоса, бинокли,и даже  золотые коронки и обручальные кольца. Взрослые  постоянно гнали  мальчишек  с этого места, но их  тянуло туда как магнитом.
 «Давай сегодня сходим - покопаем»,- предложил Мишка. « Там дядя Коля  Сухонос  совсем озверел. Говорит, поймаю кого – убью»!- ответил  Юрка.
  «Мы  после рыбалки пойдем, он днём работает. Покопаем, может и мы  что-то  найдём», - не сдавался Мишка.
Юрка задумался:"Мишке,  кого бояться? Отца нет, мама добрая, если что поплачет, пожурит и всё, а ему отец  под горячую руку может так накостылять, что всякая охота копать пропадёт надолго". Но отказываться от таких дел, у пацанов было не  принято, и он ответил: «Ну, если днём, тогда  можно».
      Пока пришли, размотали удочки, уже  начало светать, на востоке появилась тонкая, светлая полоска света.  На мосту  сидело несколько человек, но рыба пока не клевала.
     Когда первые лучи солнца появились на небе, почти  у всех  задергались, заходили ходуном поплавки.  Мишка и Юрка  одновременно  вытащили по карпику. Видимо рыба, выросшая в пруду, не знала, что её могут поймать, и жадно заглатывала наживку. Качнувшись, поплавок сразу тонул, и рыболову оставалось только потянуть удочку вверх. Клёв превзошёл все ожидания, и часов в восемь  утра мальчишки, смотав удочки, с хорошим уловом пошли домой. Чтобы рыба, нанизанная на кукан, не тащилась хвостами по земле, его верхний конец поднимали на уровень живота. С таким уловом  не стыдно было возвращаться домой. По дороге договорились через два часа пойти на  «раскопки».
    Пока мама чистила и жарила рыбу, Мишка  поспал  на сеновале.  Проснувшись  и наспех позавтракав,  он взял в сарае лопату и вышел за ворота.  «Ты куда это собрался»? – вслед ему крикнула мама.  «Червей пойду, накопаю, всех сегодня рыбам скормил», - ответил Мишка.
               Он   не торопясь пошёл к «сосне». На опушке Мишка сел на зелёную травку и закурил  папиросу.  Минут через пятнадцать, подошел Юрка. Заранее оправдываясь, за опоздание, зачастил: «Еле от бабки  отвязался. Куда, да зачем?  Хорошо отца дома не было, он бы точно не пустил».
     Разговаривая меж собой мальчишки, углубились в сосновый бор.  «Раскопки», то бишь братская  могила, находилась на другом конце «сосны». Минут через десять  добрались до места. Размеры захоронения точно никто не знал, всё было  приблизительно.  Ничего указывающего на то, что это была  братская могила, посторонний человек бы не обнаружил.  Здесь не было ни креста, ни даже  могильного холмика. Просто изрытая ямами, поросшая  травой земля. Почва была песчаной, копалась легко, тем более, что бои были зимой и хоронили погибших не глубоко. Уже на глубине  метра находились останки людей и всякие интересные вещи.
  Присев на хвою, пацаны притихли, но не услышав ничего подозрительного, принялись за работу. Посовещавшись,  выбрали место  на дальнем краю предполагаемой могилы. Очертив квадрат два  на два, Мишка начал копать. Пока  он копал, Юрка стоял на «атасе» - смотрел и слушал, чтобы их не застали врасплох. Через некоторое время они менялись. Верхний слой земли можно было копать без опаски, а глубже, боясь наткнуться  на  опасную находку - гранату или мину, копали с осторожностью. Углубившись почти на метр,и ничего не обнаружив, Мишка подумал:"Зря мы  выбрали это место, нужно  было попробовать в другом",- но сожалеть об этом уже было поздно.
   Вдруг под лопатой что-то звякнуло. Видимо она коснулась металлического предмета. Мишка замер  и перестал дышать.  Это могло быть  что угодно: мина,  снаряд,  граната. Не вынимая из песка лопаты, он затаив дыхание, руками, стал разгребать землю. Пот ел глаза, катился по лицу и капал на песок. Спина взмокла, руки дрожали, а сердце готово было выпрыгнуть из груди.Время будто остановилось. Внутренний голос настойчиво говорил: «Брось всё, беги, там мина, сейчас она взорвётся и от тебя останутся одни ошмётки»!  Но, другой   ему возражал: «Убежишь, завтра тебя пацаны засмеют. Ты удачливый - пронесёт! Копай!». Голоса спорили, а руки осторожно продолжали грести песок. И вот пальцы коснулись металла. Металл был прохладным, гладким и имел округлую форму. «Мина»!!! - подумал  Мишка.Пытаясь отыскать взрыватель,он миллиметр за миллиметром стал убирать песок с металлической поверхности, но взрывателя не находилось. Металлический предмет всё больше  приобретал форму котелка. Мишка   вздохнул с облегчением  и  стал   быстрее разгребать песок.  Когда  он совсем очистил предмет, то котелок превратился в немецкую каску, надетую на  белый человеческий череп. «Слава Богу»!- промелькнуло в голове у Мишки. Вытерёв пот со лба, он дрожащими, непослушными пальцами вытащил из пачки папиросу и закурил. Юрка увидев, что из ямы идёт дымок, негромко спросил: «Миш, что там у тебя? Нашёл что-нибудь»?  «Иди, посмотри», - ответил Мишка.  «Так это же  «фриц»! Что делать будем»? – заглянув в яму, спросил Юрка. «Что делать?  Перекурим и копать! Держи»! – Мишка протянул другу папиросу.
       Дальше копали только руками, осторожно и  по очереди. Снимая  слой за слоем земли, мальчишкам понадобилось  не менее часа, чтобы полностью откопать скелет. Он лежал  лицом  вверх,  укрытый истлевшими клочками шинели, но без  сапог.  На том месте, где  предположительно должна была быть кобура, лежал ржавый пистолет – парабеллум. «Офицер»! – решили ребята. Больше ничего интересного не было. «Парабеллум конечно хороший пистолет, только вряд  ли  он будет стрелять»,- подумал Мишка,- «вот если бы «наган» найти, тот безотказный»!  Они решили забрать  пистолет и каску, засыпать  скелет песком, и идти  домой. Когда Мишка стал снимать каску с  черепа, то услышал подозрительный  звук - металл коснулся металла. Он осторожно разгрёб песок под черепом и увидел  рубчатое тело гранаты "лимонки".  "Вот это да!"- запаздало испугался Мишка. На удивление внешне граната хорошо сохранилась."Смотри-ка, даже кольцо цело. Можно без костра взорвать, или рыбу глушануть»!- подумал Мишка  осторожно  освобождая гранату из песка.  Он бережно вытащил  «лимонку», и положил её на край ямы. Потом выбрался сам. Быстренько засыпали скелет, забрали свои трофеи  и пошли домой.
          До вечера пацаны решили спрятать свои находки в сосне, а вечером уже окончательно определиться, что с ними делать.  Они закопали  трофеи,  приметили место и уже налегке отправились домой.  Мальчишки даже не успели выйти на опушку, как за их спиной, раздался взрыв, от неожиданности они упали на землю. Что-то просвистело в воздухе и на голову Мишки свалилась срезаная осколком сосновая ветка.
 Поднявшись с земли, и отряхнувшись от иголок, они  долго сидели, курили, смотрели друг на  друга, и не могли выдавить из себя  двух слов. Выкурив по  папироске,и успокоившись, мальчишки поднялись и пошли домой. Жизнь продолжались.


Рецензии