Дуализм в религии

"Что такое хорошо, а что такое плохо"

 Как образ мышления и механизм восприятия окружающего мира, дуализм присутствует везде - от бессознательных детских реакций на внешние раздражители и эмоциональных флешбэков до философских теорий и религиозных учений. Принцип дуализма используется в поэзии как инструмент для лингвистического и психологического усиления отдельного образа или целой сюжетной линии - свет противопоставляется тьме, красота - уродству, героизм - подлости и низости. По тому же принципу работает наша память, связывая, а скорее сравнивая прошлое и настоящее с позиции “хорошо - плохо”. А все, что находится между этими полярными полюсами, постепенно сглаживается, растворяясь в одной из двух полярностей.

Традиционно принято считать, что дуализм лежит в основе религии как таковой, вне зависимости от количества богов и самого учения. Однако так ли это на самом деле?

Когда речь идет о дуализме в религии, самое главное, пожалуй, это провести различие между божественным дуализмом и дуализмом этическим.
 
По своему определению дуализм - это теория, согласно которой каждая плоскость окружающей реальности делится на два основополагающих начала, как, скажем, разум и материя или форма и содержание. С другой стороны, дуализм предполагает баланс между силами добра и зла во Вселенной (Oxford Encyclopedia).
 
На этом принципе сбалансированности добра и зла построена вся древняя мифология. Тут, конечно, важно учесть разницу в определении этих двух понятий в древности и в наше время. Однако одним из наиболее распространенных архетипов мирового фольклора, который легко проследить в мифологии древних эллинов, шумеров, славян и даже скандинавов, является вмешательство богов в мирские дела, когда зло начинает преобладать над добром. Чтобы вернуть мир в состояние изначального баланса, боги уничтожают или ограничивают источник зла, часто довольно варварским и кровожадным способом.
 
Так, в мифологии древних саамов бесконечное противостояние добра и зла является неизменной основой, фундаментом, на котором держится наш мир. Согласно саамскому мифу о сотворении мира, верховный бог Юбмел создал вокруг себя райские сады, однако этому воспротивился Перкель - олицетворение духа зла. Поочередно одно из божеств выигрывает в битве, заковывая противника цепями, до тех пор, пока тот не вырвется из оков. Таким образом, периоды мира и гармонии в истории человечества чередуются с периодами войн и бесчинств.
 
Весьма оригинально дуализм представлен в Даосизме - как противостояние и в то же время взаимодействие двух основных начал - темного Инь и светлого Янь. Эта концепция антагонизма и одновременной взаимозависимости играла огромную роль в древней китайской философии и религии.
 
Когда речь идет о монотеистических религиях, дуализм обретает несколько иные черты, переходя от антагонизма неконтролируемых сил природы, высших сил, божественных начал в стадию человеческой морали.

Дуализм человеческой морали или этический дуализм, конечно, присутствует и в языческих религиях, достаточно вспомнить “условия приема” в загробный мир у древних египтян, где сердце умершего взвешивается на весах божеством Анубис. На другой чаше весов лежит перо, символизирующее Маат, богиню справедливости. И только те сердца, которые были легче пера, могли продолжить свой путь в рай. Однако, учитывая тот факт, что большинство языческих религий уходят своими корнями к анимизму и поклонению силам природы, для таких религий не только этический, но и духовный или божественный дуализм, выражающийся в антагонизме двух противоположных друг другу высших сил - вполне естественное явление.

Поскольку монотеистические религии предполагают наличие одного Создателя, которому подчинено все в окружающей нас Вселенной, то противостояние божественных начал как таковое не имеет место быть. Один Создатель - одно начало. А все, что Ему (то бишь Создателю) противостоит, находится у Него в подчинении, а соответственно не может на Него повлиять. В то же время, в монотеистических религиях (как, впрочем, и в языческих) строго действует закон “действия - последствия” (action and consequences). Закон этот предполагает, что наши действия вполне способны нарушить баланс как микро-, так и макромира. В таких случаях Создателю тоже иногда приходится вмешиваться в дела наши бренные. С другой стороны, подобное вмешательство в монотеистических религиях как правило является назиданием, уроком для будущих поколений. Таким образом, можно говорить о практическом, но не духовном дуализме монотеистических религий. Примером тому, хотя и с огромной оговоркой, может служить концепция Ада и Рая в Зороастризме, Иудаизме, Христианстве и Исламе. Оговорка в данном случае немаловажная, поскольку в Исламе существует еще некое пространство “между”, куда попадают после Судного Дня люди, чьи добродетели не дотянули до Рая, однако уберегли их от Ада.

Наиболее склонным к дуализму среди монотеистических религий обычно считается Зороастризм. Ахура Мазда в Зороастризме (буквально “Мудрый Бог”) олицетворяет свет и жизнь как таковую. Именно поэтому во время своих молитв зороастрийцы поворачиваются лицом к источнику света - солнцу или огню. По этой же причине, традиционно, пройдя инициацию, зороастрийцы должны были носить белые одежды. И, конечно, по вполне классическому подходу, тьма символизирует зло. К сожалению, большинство текстов Авесты были утеряны во время разгрома Персеполиса Александром Македонским. Восстанавливалась Авеста спустя почти миллениум. Таким образом, трудно говорить об аутентичности сохранившихся текстов, тем не менее, весьма любопытным представляется образ демона в понятии зороастрийцев - как некоего внутреннего антипода хорошей стороны нашей личности, второго лица, оборотной стороны медали. Это весьма созвучно с концепцией “карина” в Исламе - этакого альтер эго, постоянно толкающего нас на дурные поступки. Подобный дуализм личности, которая находится в постоянной борьбе с собой, которая может быть сегодня плохой, а завтра хорошей, тем не менее, является весьма условным с точки зрения обеих религий, поскольку во внимание принимаются все скрытые от глаз оттенки намерений.

В Иудаизме и Христианстве этический дуализм также можно назвать скорее условным, поскольку он определяется лишь внешними факторам, доступными для обозрения общества. В то время как раскаяние и негласные намерения играют первостепенную роль в религиозной практике - это и есть та самая серая зона на границе добра и зла, которая часто игнорируется, поскольку относится скорее к сфере неизмеримого. В то же время именно эта серая зона имеет концептуальное значение в религии.

Так, в религии Синто концепция антагонического дуализма практически отсутствует - гармоничные отношения с ками достигаются посредством взаимодействия и взаимоуважения.  Одно божество может быть как созидающим, так и разрушающим в зависимости от различных внешних факторов и влияний. Этот же принцип работает и на этическом уровне взаимодействия между людьми.
 
В таком случае, можно ли на самом деле говорить о дуализме как языческих, так и монотеистических религий и является ли дуализм общей религиозной концепцией или скорее общечеловеческим фактором восприятия объективной реальности со всеми ее тенями, полутонами, оттенками и практическим отсутствием четких границ между светом и тенью, между тем, что такое хорошо, а что такое плохо.


Рецензии
Мне думается, что дуализм в религиях - это отражение явления, которое в психологии называется внутренним диалогом. Бог в монотеистической религии - это отражение разумного поведения сверхсознания. А разумное поведение без диалогизма самосознания нам неведомо.

Еще Один Дождь   10.09.2021 20:50     Заявить о нарушении
Очень интересная точка зрения. Спасибо за комментарий.

Ирис Зимбицка   09.12.2021 18:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.