Гоп-стоп! новое кино идёт

6 февраля 2011 года в киноклубе Еврейского культурного центра состоялся показ фильма Павла Бардина «Гоп-стоп». Хотелось бы сказать об этом событии несколько слов.

Перед просмотром ведущие киноклуба напомнили зрителям, что словом «ГОП» обозначалось до революции Городское общество призрения в Петербурге. Потом эта аббревиатура стала читаться, как Городское общежитие пролетариата. И вот, с героями – жителями подмосковных коммуналок – мы и знакомимся в фильме «Гоп-стоп».
Первый фильм Павла Бардина «Россия-88» оказался скандальным и вышел в прокат благодаря «Фронтлайнклубу», учрежденному английскими журналистами. Прокат же фильма «Гоп-стоп» планируется по городам Подмосковья, где он и снимался, – от Фрязино до Старой Купавны. Фильм снят на 35 мм и идет 90 минут. Продюсером его выступила компания «Леополис» (Сергей Ливнев). Премьера состоялась в Перми. А прокатная судьба началась со скандала: фильм не выпустили на фестиваль «Улыбнись, Россия» в Москве. Чиновники администрации Президента усмотрели в нем попытку оправдания действий «дальневосточных партизан».
Павел Бардин дал такую характеристику своему фильму: «Смешное смешивается с печальным. Если страшное становится смешным, то людьми становится труднее манипулировать. Для сверхзадачи этого достаточно». Но, по мнению создателя фильма, он вряд ли найдет понимающую аудиторию за границей: это шутки «для своих». Причем, некоторые сцены пропущены. Через весь фильм идет пунктир, который позволяет избавиться от лишнего. Поэтому, сыронизировал Павел Бардин, «малый бюджет не всегда вреден; иногда, как в данном случае, это позволяет автору выстроить сюжет более компактно».
Аудиторией была подмечена сказочная оболочка фильма. В нем можно усмотреть и аллюзии на пушкинского «Дубровского», Робина Гуда, народную сказку (кто-то из зрителей даже сказал, что зачин и закадровый текст, который читает Гарри Бардин, напомнил ему сказку «Морозко»). Павел Бардин показывает, насколько жизнь сама по себе поддается сказочной форме: «Все сказочные архетипы у нас присутствуют, от доброго царя до Иванушки-дурачка». Автор уверен, что люди не разучились чувствовать. Поэтому он обращается к ним на языке подтекстов, иносказаний и юмора. Сказка позволяет ему сказать о многом, о грустном и смешном, связать яркие краски и даже штампы. Саундтрек фильма «Гоп-стоп» состоит из песен А.Серова, групп «Сектор Газа», «Краски» и других. Выбирали музыку к фильму, по признанию Павла Бардина, вместе с его героями, которые приносили ему свои любимые песни для отбора. В финале звучит шестизарядная кадриль на тему песни А.Розенбаума «Гоп-стоп», которая также звучит в разных аранжировках в течение всего фильма.
К финалу усиливается ощущение театральности. Все, что с нами происходит,   и хорошее, и плохое,   это фарс, комедия. И от этого ощущения становится легче. Этот фильм обладает терапией: смех лечит; он позволил зрителям, по их собственному признанию, забыть о своих проблемах. Автор нашел такой ракурс, который позволяет людям взглянуть смешно на то, что им всегда казалось пугающим, удручающим. Он смеется над тем, над чем другие плачут, делает это не страшным.
Хотелось бы также отметить, что «Гоп-стоп» продолжает традиции фильмов А. Гайдая, Г. Данелии – их иронию, комедийность. Режиссер восстановил эффекты старого советского кино, делал светокоррекцию (что в советское время неким образом передавало оптимизм жизни). Ориентировался он и на стилистику голливудских фильмов («рваный» монтаж).
Подобное кино снимает Вуди Аллен, нью-йоркский режиссер иронических малобюджетных комедий, в которых считают за честь сниматься хорошие актёры. Из отечественных фильмов, с которыми можно сравнивать «Гоп-стоп», приходит на ум похожая по интонации комедия Дмитрия Астрахана «На свете живут добрые и хорошие люди».
Фильм «Гоп-стоп» обращен к молодежи и говорит с нею на её языке (несколько приблатненный сленг, но без мата). Это попытка найти героя среди современных молодых людей. Того героя, который выражает настроения, поиски молодежи, ищет и находит пути выхода из различных жизненных ситуаций. Одним словом, фильм актуальный и нужный. И очень жаль, что такие картины, адресованные всем, у нас известны лишь узкому кругу кинолюбителей.
После фильмов А.Гайдая и Г.Данелия у нас давно не было народных комедий. И такие фильмы, которые снимают Дмитрий Астрахан и Павел Бардин, позволяют надеяться, что они появятся.
Ирина Логвинова


Рецензии