Первая любовь

Наше село начали строить в середине 18 века. Место, первые поселенцы,  выбрали замечательное – несколько красивых озер с чистейшей водой, широкие поля, обрамленные березовыми колками. На берегу самого большого озера заложили две широких улицы, сходившихся под прямым углом, потом к ним стали примыкать еще несколько маленьких.

Главные улицы называли Сибирь и Рассея.  Рассейская была очень просторной. За ней начинались огороды. Сибирская была немного уже, стояла на берегу самой широкой части озера. Здесь были заливные луга и сенокосы. Жители этих улиц, тоже сильно отличались друг от друга.  Сибирские были степенные, даже немного медлительные. Женщины одевались нарядно – вышивка, кружева. В домах, особенно в горницах, всё было закрыто вышитыми, выбитыми или связанными крючком салфетками.

 Отличался и говор. Морковь они называли  мОрковь,  мяч – мечик.  Здесь я впервые услышала, что  «навершни» - это всадник, а подчимбарить  рубаху, значит заправить ее в штаны, то есть чимбары. Рассейские были попроще:  нарядная одежда – это когда фартук перевернут на лицевую сторону, а картошка здесь, просто картоха.

Раз в год, обычно на Святки, молодые парни устраивали рукопашную на замерзшем озере. Команда победителей становилась главной в селе на целый год. Они решали, кому можно пройти по их улице, а кому нет. А по улице соперников гуляли беспрепятственно. Чаще победителями были рассейцы.

 Школу поставили на стыке главных улиц. Со временем перестраивали дома, сносили старые, строили новые. То же происходило и со школой, но она никогда не меняла своего положения, оставаясь в центре. Сначала это была начальная школа, а уже в прошлом веке, перед войной, стала семилетней: бревенчатое здание, разделенное на несколько классов и учительская. Дощатый туалет находился на улице, возле него на переменах выстраивалась очередь.

На учебу родители отправляли своих детей не в определенном возрасте, как обычно в семь – восемь лет, а когда считали возможным. Поэтому в каждом классе были ученики разного возраста. У учеников  начальных классов деревенской школы был всего один учитель и одна классная комната. Второй и четвертый класс учились в первую смену, а первый и третий во вторую.  Ребята четвертого класса сидели на первом ряду, у окон, а второклассники на втором ряду.

 -Нюра! Ты опять в окно смотришь!
 - раздался строгий голос Ивана Назаровича. Он хоть и был дядей этой девочки, но поблажек ей не делал. В голову учителя не приходила даже мысль, что Нюра вовсе не в окно смотрит!  На первом ряду сидел озорник Миша, большеглазый мальчик с волнистыми русыми волосами. В прошлом году, он спас её, первоклассницу с Сибирской улицы, от большой собаки,  выскочившей из какого-то двора. Миша подхватил ее на руки и посадил на высокую поленницу. . С тех пор девочка с особой симпатией относилась к своему защитнику. А недавно, на праздновании очередной годовщины Великого Октября, когда пионеры стройным маршем прошли по селу, она, маленькая черноглазая девочка с туго заплетенными косичками, бежала рядом с ним. Миша, кажется, и не видел её, ведь ему доверили нести знамя школы!

Правда, через несколько дней, после этого знаменательного события,  Мишу на неделю исключили из школы. А произошло это так - Иван Назарович заболел и его подменяла учитель математики из старших классов. Вдруг, она вышла из класса, прямо во время урока и Миша увидел в окно, что учительница зашла в туалет. Учительница! В туалет! В его понятии учитель – почти святой! И, вдруг, туалет! Мальчик выскочил на улицу и … повернул на двери туалета задвижку. Учительница до самой перемены ждала освобождения! После отбытия наказания, сроком в одну неделю прогулов, Мишу посадили за парту одного.

На перемене, собрав свои книжки и тетрадки, Нюра пересела за парту к Мише. Тот отвернулся и смотрел в окно. Но ведь не прогнал! Да еще и прикрикнул на мальчика, который Нюре замечание сделал. Начался урок. Иван Назарович диктовал задание для четвертого класса и вдруг увидел девочку – новосёла!
 - Ты зачем сюда села?
  нахмурив брови, спросил учитель.
 - Я здесь хочу сидеть!
  девочка удивилась своей смелости.
 - А ну, марш на место! 
Таким грозным учителя еще не видели. Со слезами, Нюра сложила  стопочкой свои пожитки, встала из-за парты, медленно побрела на свое прежнее место. Ускорение придал подзатыльник учителя. Нюра споткнулась, книжки покатились до самой доски! С рыданиями девочка села на место. После уроков, когда все ученики уже вышли из класса, Иван Назарович подошел к племяннице, погладил по голове и попросил не плакать по пустякам, ведь слезы еще пригодятся, да и мама узнает, расстроится.

Учитель и предположить не мог, что всего через десять лет Миша и Нюра поженятся и счастливо проживут вместе полвека.
                *****
На фото мои родители.


Рецензии
Замечательный рассказ. Жму зелёную кнопку.

Петр Панасейко   12.05.2017 16:50     Заявить о нарушении
Спасибо! Рада, что Вы зашли на мою страничку! С уважением. Тамара

Тамара Деменкова   13.05.2017 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.