Мой Ангел времени

 Продолжаю собирать для будущего сборника о Р. А. Дышаленковой воспоминания тех, кто хорошо знал (пусть даже и общался заочно) поэтессу. Мне пришлось по душе эссе Тамары Петровны Москалевой: так трепетно и нежно может писать только большой и настоящий друг.
 
Из воспоминаний Тамары Петровны Москалевой:
               
               
«Поэзия всегда больше писательства» - говорила Римма Дышаленкова в своём очерке о творчестве известного магнитогорского поэта Александра Павлова.
Я согласна. И говорю:  Римма Дышаленкова  –  больше Поэт, чем журналист, писатель. Её стихи я полюбила с самого первого знакомства с творчеством поэтессы.
А было это так. –
Просматривая  и отбирая  материалы  для  очередного  интернет-бумажного  номера  международного  литературного  ежемесячника «Провинциальный  Интеллигент-1»,  главным редактором  которого  являлась, я поняла, что многостраничному  изданию в рубрике «Поэзия» маловато  хороших  стихов. Сроки поджимали, и я решила сама заняться поисками. Помощник-интернет выдал  массу  рифмованных  строчек  поэтов  разных  калибров.  Углубилась в чтение.  И вот...  Прошли годы, но и сейчас помню, поразившее меня стихотворение

ВЕНОК
(Памяти Бориса Ручьёва)

Не поднять обессиленных рук,
дни скользят, а за ними недели,
но однажды настойчивый стук
мигом поднял меня из постели.

Открываю железный замок,
может кто-то родной постучался?
А в дверях погребальный венок
в лентах траурных закачался.

Значит, вот он, каков мой итог,
хвойных веток случайная завязь...
- Не у вас ли покойник живет,—
говорит мне венок, извиваясь.

Если я, нет пока что не я...
больше нет никого в этом доме...
Год назад умер друг у меня,
но на кладбище этот покойник...

- Не у вас, — догадался венок
и взмахнувши еловою веткой
обронил безнадежный цветок
и поплелся по лестничной клетке.

Вот взошёл он на третий этаж
и опять постучал равномерен:
- Не у вас?..
- Не у нас, не у нас...
отвечают испуганно двери.

И, конечно, мне захотелось украсить номер этим замечательным произведением! И, если возможно, и сотрудничать с этим поэтом. Изучаю страницу:  фото автора - черноволосая приятная женщина с лёгкой улыбкой и глазами, смотрящими открыто и чуть виновато. – Дышаленкова Римма Андрияновна, поэт, писатель, публицист. Лауреат множества наград и премий, заслуженный работник культуры Р.Ф.
Ищу координаты... Южный Урал... землячка! Магнитогорск.
Да, давно не живу в родных краях... дорогие мои земляки и ка-кие! Столько имён и среди них – Дышаленкова Римма!
Нахожу номер телефона, звоню... из Нью Йорка в Магнитогорск со своим предложением о сотрудничестве.

- Слушаю вас... – отвечает негромкий хрипловатый голос.

Так мы и познакомились. А с разрешения поэтессы вошло в тот номер её стихотворение-посвящение Б.Ручьёву «Венок». Кстати, она была лично хорошо знакома с поэтом и считала себя его ученицей.
Получив номер, она благодарила меня, а я была рада, что обнаружила для читателей талантливого  автора, а для себя ещё и приятного собеседника. С её слов знаю - Римма Андрияновна хранила все свои номера ежемесячника, где публиковались её замечательные произведения.

Мы созванивались.
«Называй меня просто «Римма»» - как-то попросила она. Я говорила с Риммой, и передо мною открывался человек, много думающий и много переживший. Человек весёлый – рассказчица – хоть куда! (не зря же поступала в театральный).
Из произведений можно было легко определить, что именно её волновало и волнует. История родного Урала и трудовая доблесть его мастеров, духовная философия, любовная лирика. И мистика. Как известно, Римма Дышаленкова является автором теле- и радиосценариев, драматических спектаклей. Она - автор слов к музыкальным произведениям (песням, кантате, сюите). 
Её детские стихи, я бы сказала, стоят особняком. Не зря же её считают и детским поэтом.
И, конечно, говорила она и о сыне. Смущаясь, как-то заметила: «А ты знаешь, Артур ведь тоже стихи пишет. И неплохие».

Римму Дышаленкову называют «уральской Ахмадуллиной».  Называют, скорее всего, чтобы дать понять масштаб творчества Дышаленковой. Вместе с тем, видно, что Римма Дышаленкова шла собственной стёжкой и описывала мир именно так и таким, как видела его сама, прислушиваясь к себе, к своему сердцу. 
Сердце... Нет она не жаловалась на здоровье. Однако...  читаем отрывок из её очерка «Железный младенец кризиса»:

«Острая сердечная боль отвлекла меня от фестиваля, в глазах алмазно засверкал магический треугольник «того света». Друзья отвели меня в ближайшее помещение, положили на матрацы, разбросанные по полу, ещё не застланные покрывалами. Положили и убежали вести фестиваль. Я глотаю таблетки и потихоньку жду возвращения здоровья».

Вот оно – пережитое, сиротское лихолетье даёт знать.
Она, как известно, увлекалась «мистической публицистикой». Достаточно взглянуть на её произведения.  В отдельных стихах  можно заметить  предчувствие  ухода... хотя в разговоре тему смерти и не затрагивала.
Римма Дышаленкова публиковалась много и многотысячными тиражами в известных издательствах страны. Не берусь даже перечислять! Ряд стихов поэтессы включён в учебное пособие «Литература России. Южный Урал» для школьников 10—11 классов (Челябинск. 2000г.)
9 июля 2016 года Римма Андрияновна Дышаленкова умерла - скоро годовщина. И так случилось, что мы общались задолго до её кончины. Жаль...
«Ангел времени» - так называлась одна из книг Риммы Андрияновны.  Ангелом времени осталась она и в моей памяти...


Рецензии
Какой же Вы молодец! Я всегда предпочитала всякие истории, которых не было в реальности, почему- то считая , что исторические документальные вещи скучны натянуты и , даже, бессмысленны! Благодаря Вашему творчеству я вдруг увидела , как интересны документально- реалистические истории! Спасибо! Буду читать ещё!
С уважением!

Нонна Незлобина   23.08.2017 06:54     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.