Религиозные войны

Международная политика второй половины XVI и в первой половине XVII вв. определялась разделением европейских государств на два вероисповедных лагеря.

Из них большей сплочённостью и более агрессивным характером отличался католический лагерь, во главе которого стояли Габсбурги, сначала испанские (во времена Филиппа II), потом австрийские (во время тридцатилетней войны).

У протестантизма появились защитники в лице таких государей и политических деятелей, каковы Елизавета Английская, Вильгельм Оранский, Генрих IV французский, Густав-Адольф шведский, и в лице целых народов, национальной независимости которых грозила католическая реакция.

Католицизм стремился в международной политике к подавлению национальной независимости; протестантизм наоборот связывал своё дело с делом национальной независимости. Поэтому, в общем, международная борьба между католицизмом и протестантизмом была борьбой между культурной реакцией, абсолютизмом и порабощением национальностей, с одной стороны, и культурным развитием, политической свободой и национальной независимостью — с другой.

Напомним, что  до XI в. существовала единая христианская вселенская церковь. Первой политической предпосылкой раскола был раздел в 395 г. Римской империи на Восточную и Западную. Это обстоятельство предопределило претензии каждой из сторон на единоличное руководство церковью.

В Восточной Римской империи (позднее получившей название Византия) надолго сохранилась сильная императорская власть. Развитие восточных и западных областей некогда единого государства пошло различными путями. Западная церковь соответственно вносила поправки в своё вероучение и обряды, в толкование постановлений вселенских соборов и христианских догматов. Восточная церковь отличалась консерватизмом церковной жизни православия - тяготением к традиции, к обычаям, овеянным и освященным стариной.

Запада христианская церковь боролась за первенство власти церкви над светской властью при едином центре в Риме. Слабость Восточной церкви заключалась в её раздробленности на два, а потом и на пять центров, возглавляемых патриархами. Кстати, Русская Православная  церковь в этой церковной иерархии занимает 5-е место после константинопольской. При сильной императорской власти в Византии восточные патриархи нередко враждовали между собой, боролись за первенство, каждый стремился упрочить свое влияние.

Император Константин и его преемники, укрепляя свою империю, превратили христианскую церковь в государственный институт. Константинопольский патриарх, по существу, был министром по религиозным делам. С середины IX в. происходила упорная борьба между папством и патриархией за господство в христианском мире. Главной причиной раскола было стремление к власти константинопольского патриарха Фотия и римского папы Николая I.

Главным догматическим разногласием между Западной и Восточной церквями был вопрос о происхождения святого духа:

восточная церковь признавала происхождение святого духа только от бога-отца, а западная – от от бога-отца и бога-сына;

Обрядовые разногласия сводились к тому, что восточная церковь отрицала необходимость поста в субботу, т.к. это имело место в западной церкви, безбрачие западного духовенства, возведения диаконов прямо в епископы и др. Канонические разногласия выражались в том, что римский папа присвоил себе права быть главой и судьей всей христианской церкви.

В 1054 г. обе церкви предали друг друга анафеме. Раскол окончательно оформился. Западная церковь со временем получила название католической (вселенской), а за восточной христианской церковью закрепилось название православной, (т. е правильно славящей Бога).
Через 911 лет в 1965 г. папа Павел VI и патриарх Афинагор I сняли взаимные анафемы с обеих церквей, но воссоединения не произошло. Слишком много обид накопилось.

Католическая церковь строго централизована, имеет единый центр, единого главу, папу римского, являющегося, по  мнению католиков, наместником Христа на земле, наделённого непогрешимостью в вопросах веры и морали. Центр католицизма и резиденция папы римского – Ватикан, крохотное государство в центре Рима. Государство Ватикан было создано в 1929 г. Общее число духовенства достигает 0,5 млн. Из 1200 млн христиан католиков насчитывают 650 млн.

 Учение западных Отцов об очистительном огне после смерти легло в основу католического догмата о чистилище — промежуточном состоянии между адом и раем, где человек находится в муках, однако временных, а не вечных. Восточная традиция отвергает учение о чистилище.

Православный христианин не предаётся отчаянию при мысли о загробном воздаянии, ибо имеет надежду на то, что спасение станет возможным не только для праведников, но и для тех грешников, которые по смерти не удостоились Царства Небесного.

 Таинство крещения в католицизме производится путем обливания водой или погружения в воду; тогда как в православии – только погружением в воду. Таинство миропомазания в католицизме производится, когда ребенку исполнилось семь-восемь лет, так называемая конфирмация. У православных – вскоре после рождения. Таинство евхаристии (причащения) совершается у католиков на пресном хлебе, у православных – на квасном. Только духовенство у католиков могло причащаться хлебом и вином, миряне – только хлебом.

У православия нет единого центра управления, как Ватикан. Если константинопольский патриарх и считается вселенским, то это означает, что он “первый среди равных”.

К православию относятся 15 самостоятельных православных церквей с общей численностью 150 млн верующих. Самой крупной и наиболее влиятельной из них является Русская православная церковь. Во главе каждой православной церкви стоит патриарх. Он избирается поместным собором, которому принадлежит высшая власть по всем вопросам веры, церковного управления и церковного суда.

Основу православного вероучения составляет символ веры, утвержденный на первых двух вселенских соборах 325 г. и 381 г. В 12 членах (параграфах) этого символа веры сформулированы представления о боге, его отношении к миру и человеку. Сюда относятся понятия о триединстве Бога, боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, крещении, загробной жизни и т.д.

Все основные догматы православной церкви объявляются истинными, вечными, сообщенными человеку самим богом. Они объявляются непостижимыми разумом. Основой познания символа веры является вера. Символ веры требуется знать наизусть.

Католическая церковь не только объявляла о своих претензиях на полную власть в обществе, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские послы, сборщики церковных налогов и продавцы индульгенций распространились по всем странам Европы. (Папская церковь торговала индульгенциями - грамотами об отпущении как прошлых, так и будущих грехов, которые выдавались от имени папы за деньги или какие-либо заслуги перед церковью).

Одним из первых, кто выступил против злоупотреблений римской церкви, был профессор богословия Пражского университета Ян Гус. Он написал сочинение “О церкви”, в котором доказывал, что истинная церковь представляет собой совокупность не только духовенства, но и всех верующих. Обособленность и привилегированное положение духовенства он считал не соответствующим христианскому учению и требовал уравнения всех христиан перед богом.

 В культе это выражалось в причащении мирян тем же способом, как и духовенства (телом и кровью Христа). А вот и материальная сторона дела. Ян Гус выступал за секуляризацию  (изъятие) церковных земель. Римский папа в 1413 г. отлучил Яна Гуса от церкви. Затем на Вселенском соборе Яна Гуса обвинили в ереси, в 1415 г. он был вопреки выданным ему гарантиям безопасности сожжен на костре. После этого последовали Гуситские войны — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, в Богемии (современная Чехия), происходившие в период с 1419 по 1434 год.


Гуситы в битве у Липан (картина Йозефа Матхаузера)

На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против сожжения Гуса (известный как protestatio Bohemorum), подписанный 452-мя вельможами, баронами и господами Чехии и Моравии и направленный Констанцскому собору; в протесте заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников».

 Собор  объявил ересью в Богемии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой, в то время как пригублять из чаши, — по обычаю позволялось только священникам. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в богемской церкви, а позже — и символом всего гуситского движения. Пятнадцатилетняя война  основательно опустошила Центральную Европу.

Протестантизм возник в Европе в 1-й половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. Лидером религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Шестью князьями и четырнадцатью свободными городами Священной Римской империи на рейхстаге в Германии в 1529 году был подан так называемый «шпейерский протест». По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — «протестантизм».

Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм, меннонитство, англиканство.

В дальнейшем возникает ряд иных течений — Евангельские христиане, баптисты, адвентисты, методисты, квакеры, пятидесятники, Армия спасения и ряд других. С XIX в. существует течение мессианского иудаизма как соединение протестантизма с иудаизмом.

Основные тезисы классической протестантской теологии:

1.Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и самоинтерпретируемым.

2.Прощение можно получить только верой, безотносительно к добрым делам и поступкам.

3.Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.

4.Иисус является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.

5.Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

6.Каждый верующий имеет право толковать и излагать Слово Божье.

.Основоположниками протестантской теологии являлись: Мартин Лютер, Ж. Кальвин, У. Цвингли, Ф. Меланхтон.

Современный либеральный протестантизм не требует от своих последователей дисциплины в исполнении общественных и религиозных правил что приводит к  распространению т. н. «женского священства», благословению гомосексуальных браков и т. д., результатом чего является секуляризации самой веры.

Религиозные или гугенотские войны — серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами-кальвинистами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Эти войны отличались невероятной жестокостью с обеих сторон Пленных, как правило, не брали, а порой и вырезали целые деревни, если их жители придерживались иной религии.

24 августа 1572 года, в день Святого Варфоломея, католики устроили резню гугенотов, съехавшихся в Париж на свадьбу Генриха, короля Наваррского, и принцессы Маргариты Валуа. Было убито более 9 тысяч человек, в том числе адмирал Колиньи и многие другие вожди гугенотов.  Были безжалостно убиты даже женщины и дети, а их тела сброшены в Сену В течении нескольких последующих дней во Франции были убиты несколько десятки тысяч «еретиков».


Что касается власть имущих, то меркантильные соображения иногда оказываются выше религиозных убеждений. Так, ради того, чтобы быть признанным в Париже французским королём, гугеноту Генриху IV Наваррскому пришлось поменять веру и ему приписывают  крылатую фразу: «Париж стоит мессы!», что означает переход в католицизм. За что впоследствии он и был заколот гугенотом.

Формально можно считать, что гугеноты одержали победу в религиозных войнах, но фактически она оказалась мнимой. Подавляющее большинство населения Франции осталось верно католицизму. В 1685 году король Людовик XIV отменил Нантский эдикт от 1598 года Генриха Наваррского, гарантировавшего свободу вероисповедания и признававший господство протестантизма в 200 городах. Гугеноты были поставлены  перед выбором, либо принять католичество, либо покинуть родину. Сотни тысяч французов выбрали эмиграцию: и поселились в Германии, Голландии, Швейцарии, Англии и заморских колониях, в частности в Северной Америке и Южной Африке.

В один из дней 1577 году во французском городе Тулузе сожгли 400 «ведьм». Данное событие попало в хроники лишь только из-за того, что все 400 несчастных женщин были сожжены в одном большом костре. Летописцу это показалось достойным упоминания. Само же количество казненных за день «ведьм» представлялось вполне обычным.

Хуан Льоренте в «Критической истории испанской инквизиции» пишет:

«без существования этого (инквизиционного – А.Р.) трибунала и влияния его принципов в Испании насчитывалось бы на двенадцать миллионов человек больше против теперешнего населения, которое исчисляют в одиннадцать миллионов»

Велико число жертв тридцатилетней религиозной войны между католической и протестантской лигой. Если население Германии в 1618 г. составило около 16 млн. человек, то к 1648 г. оно сократилось вчетверо - до 4 млн.

http://old.absentis.org/st/wea...


В 1631 г. католическая армия захвати­ла г. Магдебург, который подвергся неслыханному разгрому. От рук наёмников погибло более 20 тыс. человек. Резня в Магдебурге по­трясла всю Европу, но это был далеко не единичный случай. Наём­ные армии превратились в подлинное бедствие для Германии. Вестфальский мир 1648 г., завершивший Тридцатилетнюю вой­ну, подтверждал равноправие католической и лютеранской религий на всей территории Германии.


Рецензии