Путь апостолов. Ставровуни. 22

               
Глава 22.
               
Ставровуни
            
«И когда пришли на место, называемое Лобным, там распяли Его и злодеев: одного справа,другого слева».               
                (Лк.23,33)

         За рассказом Дашкова мы незаметно подъехали к отелю. И он заканчивал рассказ уже припарковав машину на стоянку .
      - Итак,  с Божьей помощью мы довели  апостольский отряд до Китиона-Ларнаки. Я не останавливаюсь на апостольских проповедях, это тема другого разговора, я хочу подчеркнуть их маршрут. А маршрут их шел по синусоиде, как скажут физики.
        Он достал ручку, блокнот и стал рисовать.
        - Вот линия слева направо, с востока на запад от Саламиса до Китиона, затем – кривая резко поднимается вверх, на гору Ставровуни, далее резко вниз, спуск в районе Хирокитии и вдоль моря мимо Зиги и Амафуса и вторая волна – снова вверх уже в горы Тродоса. Всю жару они пропутешествовали в горах и затем снова спустились осенью и уже до Полиса путь лежал вдоль моря.
       -Климат на Кипре очень многое решает. Я слышал, что киприоты любят летом уезжать в горы, снимать там домики, жить в отелях…, -сказал я.
       -Здесь еще все делалось ради Девы Марии. Святых людей влекло паломничество по местам, которые посещал Иисус в молодости.
         -То есть , - перебил я,- вы считаете, что Мария и Христос были на Кипре?
         -Я думаю, что они скрывались в горах. И первая гора была Ставровуни,- ответил Дашков на мой вопрос, - впрочем , время у нас есть, поэтому мне внезапно пришла в голову мысль подняться на Ставровуни, а как вы на это смотрите?
           -Я готов с вами осматривать достопримечательности Кипра,- ответил я.
        - Тогда в дорогу!
          Мы выехали из Ларнаки и повернули в сторону Никосии.
         -Здесь подъезд только с одной стороны, с западной, поэтому мы сейчас выедем на старую никосийскую дорогу и далее к Ставровуни,- сказал Дашков.
          -У них старые дороги тоже неплохие, - заметил я.
          Подъезжая к подножию горы, мой водитель снова начал рассказ.
           - Итак , в июле апостолы поднялись на Ставровуни. Видите, здесь достаточно крутой подъем для машин.
          Машина действительно шла резко вверх и от этого становилось немного не по себе. Уже было невозможно повернуть, а со встречными машинами я даже не представлял как можно разъехаться. Но, слава Богу, мы наконец въехали на самый верх , где была небольшая ровная площадка перед небольшой церковью. Еще выше поднималась дорога, которую перегораживали закрытые ворота, а за воротами , на самом верху высились стены и строения монастыря.
          -Это замечательное и святое место!- воскликнул Дашков,- с этого места Мария и Иисус смотрели на Китион, на море и горы.
           Действительно, нам открылся прекрасный вид на равнины, искрящееся море и массивную горную цепь Тродоса. Вся юго-восточная часть острова хорошо просматривалась.
          -Где-то здесь по-видимому похоронен Диас Олимпус,- продолжил мой собеседник, - родственники этого разбойника перенесли его останки сюда из Иерусалима.
         -Кто такой Диас?-спросил я.
        -Один из двух разбойников, распятых вместе с Христом. Грек по национальности. Олимпус, Олимп- слова одного корня, поэтому после известных событий и просветительской деятельности учеников Христа, гора эта была известна под названием Олимп,-прокомментировал мой экскурсовод.
         -В те времена, -начал обнаруживать я познания из истории Древней Греции,- все наиболее высокие вершины считались местом обитания богов.
         -Многие мореплаватели,-добавил Дашков,  проплывая мимо Кипра , не могли хорошо видеть скрытые вдали горы Тродоса, а вот Ставровуни – они хорошо видели, и считали эту гору владением бога Юпитера и называли ее Олимпом.
         -Я читал в проспекте, что Ставровунийский монастырь был основан Святой Еленой в 327 году нашей эры. По преданию Св. Елена во время своего пребывания на Земле Обетованной обнаружила в Иерусалиме три креста, на которых были распяты Иисус Христос и два раскаявшихся грешника. Чтобы определить , какой из крестов истинный, она во время обряда погребения прикладывала к крестам умершего ребенка. В момент когда ребенок соприкоснулся с крестом Иисуса Христа, произошло воскрешение. Распилив вдоль святой крест, одну из частей Св. Елена взяла с собой. У берегов Кипра , во время шторма, ночью крест таинственно исчез и был чудом обнаружен парящим над вершиной горы Ставровуни. Позже , на этом месте, на развалинах храма Юпитера  и был построен христианский монастырь Святого Креста. В его стенах находятся камни, принесенные собственоручно Св. Еленой. Полагают, что тогда же в этом монастыре, она оставила один из найденных ею в Иерусалиме больших крестов вместе с кусочком истинного креста, - этими словами я закончил свою пространную речь о Ставровуни.
        На что Евгений Петрович заметил:
        - У вас выпадает главное из рассказа, место это, после земной жизни Христа, замечательно присутствием здесь самой святой женьшины – Богородицы, с живого образа которой нарисовал ее икону евангелист Лука. Она, первая, в память о событиях в Иерусалиме принесла сюда отколотые от трех крестов фрагменты. Здесь преданы земле частицы крестов Христа и двух раскаявшихся грешников. Просветленный обликом Девы Марии, воспоминаниями ее о пребывании здесь с Иисусом, вдохновленный пространством и красотой места, художник Лука здесь нарисовал одну из самых почитаемых христианами икон,-  мой экскурсовод сделал широкий жест рукой , как бы еще раз приглашая присоединиться к осмотру пространств, открывающихся с вершины.
           -Может быть поэтому с тех времен, для тех христиан, кто верит и видит внутренним зрением, над горой появляется Святой Крест,-сделал я невольное предположение.
          -Вот…вот… и Св.Елена со своими спутниками видела парящий крест, - задумчиво, как бы говоря самому себе пробормотал Дашков.
        - У нас с вами,- улыбнулся я , -появился новый герой –Лука.
        -Это был не простой человек. Евангелист, врач, художник – иконописец, мореплаватель, историк, автор Деяний Апостолов, – поистинне широко одаренный человек – вобщем Леонардо той эпохи! Лука на Кипре и преимущественно в горах написал четыре иконы Пресвятой Девы Марии. Из них –две находятся у нас в России и  две - на Кипре. Это Владимирская икона Пресвятой Богородицы, Смоленская Одигитрия-Путеводительница, Милостивая Киккская, и икона Святой Матери Золотой пещеры.Впрочем послушайте, что я вам расскажу.
 


Рецензии