В Твери когда-то. Часть 7

*     *

– Учила грамоте я не одних детей,
Ещё и взрослых, даже пожилых людей.
Но не только их учила
И у них многому училась.

Ведь в деревне той живёт
Мудрый, трудовой народ.
Одет он скромно и неброско,
Зато мыслит философски.

С детьми обращалась ласково, но строго,
За это время книжек прочитала много.
Я же так люблю учиться
И взлететь хочу, как птица.

Мама Еня покачала головой:
– Вот что не обсудили мы с тобой.
Помнишь, Шура, я писала,
Как однажды оплошала,

Когда явился свататься жених,
Но дома не было следов твоих.
Так вот. Хоть ты обидела его
И не понимает поведенья твоего.

Справлялся о тебе не раз.
Только в отъезде он сейчас.
Он человек серьёзный, милый,
С ним ты сможешь стать счастливой.

Зачем судьбу свою ты губишь?
Может, ты его не любишь?
– Нет, я люблю его, родная,
И тоскую, и страдаю,

Не могу забыть его
Речи сладки и чело,
Но стану я его женою,
Когда сможет он гордиться мною.

Поэтому должна я приумножить знания.
Получив высшее образование.
– Дорогая, я не враг тебе,
Ты добилась многого уже,

Учишь взрослых и детей,
И поёшь, как соловей,
Неплохо знаешь языки,
Тебе кланяются даже старики.

Помогла достаточно семье,
Пришла пора подумать о себе.
Сергей теперь на всём готовом,
В обмундировании новом

Бесплатно станет учиться,
Жить в казарме и кормиться.
За Лидочку, как и за брата,
За учёбу брать не будут плату,

Потому как не годится
Взимать мзду с лучшей ученицы.
А на то, чтоб пить и есть,
Деньги и запасы есть.

Выходи замуж, не бойся
И за нас не беспокойся.
– Нет, родные мои, нет,
Поступить мечтаю в Университет.

Там теперь могут учиться
Не только юноши, но и девицы.
– Это стремление похвально, дочь,
Но как и чем тебе помочь?

Часть пенсии могу я выделить тебе,
Но на это не прожить в Москве.
Нужно же платить и за жильё, и за еду,
Как тут не попасть в беду?

– Не волнуйся, мам, я справлюсь
Без жилья и пищи не останусь.
Если поступлю, то без мороки
Начну давать частные уроки.

Это для меня несложно,
Прилично заработать можно.
Помогу ещё и вам.
Всё в порядке будет, мам.

*     *

Так сидели день до вечера,
Беседовали, будто делать нечего.
Посуду мыли тут же за столом,
Из самовара поливая кипятком.

Евгения в миску воду наливала,
Процедуру с чашек начинала,
Их вытирала бабушка опрятно,
Дети составляли аккуратно,

Складывали блюдца друг на друга,
Сверху размещали чашечки по кругу,
Ставили колонками тарелочки и плошки,
В лоточек убирала серебряные ложки.

Долго горела лампа над столом,
Разговоры не кончались в доме том.
Обсуждали дела весело и серьёзно.
Спать легли довольно поздно.

Впереди счастливый месяц
Жить всем рядом дома вместе.
Радостно Лидушка прыгала:
– Каникулы, каникулы!

Как люблю сестру и братца!
Вместе веселей смеяться.
Но денёчки и недели
Очень быстро пролетели.

*     *

Первой Шура покидает дом,
Всё родное и привычное кругом,
Но кипит жизнь за стенами.
Шура говорит: – Горжусь я вами.

Лида, милая сестрица,
Хорошей оставайся ученицей.
Дорогой мой брат Серёжа,
Скоро ты уедешь тоже,

Там, учась на офицера,
Будь для всех всегда примером.
Простите, если огорчила чем.
Я желаю счастья всем,

И отменного здоровья,
Маме с бабушкой покоя.
Поклонилась в ноги низко
И отправилась неблизко.

Через пару дней Серёжа
Покидал родной дом тоже.
Волнуясь, не зная, что сказать,
Обнял крепко бабушку и мать,

Потом Лидушку взял за плечи.
Она же сняла с пальчика колечко:
– Это заветный талисман,
Положи его в карман,

Он непременно пригодится,
Если что-нибудь случится.
Взял Сергей это колечко,
Всех расцеловал сердечно

И покинул отчий дом.
Стало тихо, грустно в нём.
Ослабела бабушка совсем,
Не помогала Ене уж ничем,

Вставала изредка, с трудом,
Совсем не покидала дом,
Лишь смотрела в сад через окно,
Вспоминала, что прошло давным-давно,

Видела себя то маленькой, то молодой,
Очень юной, временами пожилой.
Пред ней вся жизнь её мелькала.
И однажды бабушки не стало,

Ушла спокойно в мир иной
С открытой, чистою душой.
Не забывали о ней дочь и внуки,
О её сказках продолжали ходить слухи,

Цвели на могиле цветы
Несказанной красоты,
Зимой снег ложился покрывалом,
А время бег свой продолжало.

Продолжение следует.


Рецензии
Жалко бабушку...
А Шура молодец, замуж не поспешила, а то всю жизнь мучилась бы.
Лидия Алексеевна, прекрасно!

Ли Балт   11.04.2017 08:29     Заявить о нарушении
Шура действительно молодец, но она вышла за него замуж через много лет и прожили они счастливо до конца его жизни и если и жалела о чём, то о этих упущенных годах. Все герои сказки реальные люди, мои предки. Только колдунья персонаж выдуманный.
С искренним уважением и благодарностью,

Лидия Алексеева 2   11.04.2017 10:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.