Осознание. Сознание. Мышление

ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.
 
Часть V. Социальный Дух. (Logos).

Глава 3. Осознание – Сознание – Мышление.

"Если бы мы осознавали всё, что мы знаем, то мы изумились бы великому множеству наших знаний". (И.Кант).

Если бы мы осознавали всё, что мы знаем, мы не только изумились бы великому множеству наших знаний, но и сошли бы с ума. Ограниченный объём нашего осознания и сознания спасает нас от такого гибельного изумления. Нам явно не нужно съедать в один присест всё, что хранится у нас в холодильнике, если только в нём не находится только один кусок колбасы. Гораздо полезней изумляться тому, чего мы ещё не знаем (тем продуктам, которые находятся вне нашего холодильника), тому, чего мы ещё не видели, а увидев, удивились. 

В интернете можно найти много всякого высокопарного бреда насчёт осознания и сознания. Чего стоят одни призывы к осознанности! Кому-то кажется, что мы недостаточно осознаны, недостаточно пробуждены. Да, мы не будды, и медитировать длительное время под деревом не собираемся. Вряд ли кто за нами всё это время будет ухаживать. Среди всех текстов, посвящённых этой теме, выделяется своей разумностью фраза Дж. Кришнамурти:  «Если вы хотите понять красоту птицы, мухи, листа или человека, вы должны направить на него все ваше внимание. Это и будет осознанием. А направить все свое внимание на что-либо вы можете только тогда, когда вы заинтересованы. Это значит, что когда вы действительно хотите что-либо понять, вы отдаете выяснению этого весь свой ум и сердце». В этом высказывании мы сразу видим сквозную линию: «интерес – внимание – уважение – осознание», оканчивающуюся пониманием, которое вместе с объяснением входит в понятие осмысления. Внимание - элемент ума, образного интеллекта. Уважение - элемент "сердца", эмоционального интеллекта, в состав которого входит любовь, эстетический вкус (красота) и нрав (доброта). В данном случае конкретная форма уважения - восхищение красотой, восторженное отношение к ней. 

В этой связи очень интересна  фраза Гегеля: "Понятие есть то, что живёт в самих вещах, то, благодаря чему они суть то, ЧТО они суть, и понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие." (Г.В.Ф.Гегель. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. стр. 352).

Если оставить без внимания очевидный панлогизм Гегеля, то можно отметить, что понимание предмета, сути дела, явления, и т.д., приходит после осознания некоторых знаний об этих вещах и осознания понятий, в которых собраны их существенные и характерные признаки. Встаёт закономерный вопрос: что есть осознание? Заинтересованность предметом и сосредоточенное внимание к нему? Недостаточно. Хотя уже в этих психических состояниях видна энергетическая подоплёка осознания - освещённость предмета, внутренний свет, проливающийся на предмет и подобно рентгену просвечивающий его. Отсюда такие производные понятия как "просвещение", "просветлённость", "проницательность", обращение "ваше сиятельство", и т.п.. Отсюда и такие качества осознания, сознания, мышления и осмысления (понимания + объяснения), как ясность, отчётливость, адекватность (соответствие понятия своему предмету).

Другой вопрос: когда происходит осознание чего-либо? Вот варианты, которые сразу приходят на ум.
Осознание происходит, когда:
1. появляется что-то новое (в окружающей среде или во внутреннем мире); учитель выдаёт новую порцию знаний, которую требуется усвоить, иначе обучение в школе можно считать напрасным времяпрепровождением; усвоить - значит увязать новое со старым, новое знание с уже имеющимся информационным багажом;
2. новое обнаруживается в старом - явный пример любознательности и неуспокоенности познающего субъекта;
3. нарушается обычный порядок или обычное течение жизненного, практического или какого-нибудь ещё процесса;
4. возникает какая-либо трудность, препятствие, проблемная ситуация;
5. кто-то из окружения заостряет внимание на интересующем его предмете;
6. задаётся какой-либо вопрос, свидетельствующий о недостатке информации (о недостатке знаний) в каком-либо деле;
7. кем-то, вполне возможно, что и самим собой, ставится задача, практическая или теоретическая; кто-то озадачивает, проблематизирует, требует ответа, напрягает;
8. оказываешься в ситуации выбора, в которой нужно предпочесть один вариант другим вариантам: "Быть или не быть?", "Пить или не пить?", "Бить или не бить?", "Быть или иметь?", "Иметь или не иметь?", "Дать взаймы или не дать?", "Брать в долг или не брать?", "Посидеть или полежать?", "Уйти или остаться?", ... и т.д., и т.п..

Заметим здесь одну закономерность. Между осознанием и осмыслением (пониманием + объяснением) такое же отношение и такая же связь, как и между вопросом и ответом в вопросно-ответном комплексе. Мы что-то осознаём не просто так, а явно под влиянием вопросов, задаваемых нам нашими партнёрами по общению, и вопросов, которые возникают у нас самих. Вопросы возникают на фоне состояния озабоченности, озадаченности, удивлённости, недоумения, сомнения, подозрения, тревоги (нас тревожит какой-либо вопрос, будоражит сомнение в чём-либо). Сознание и мышление - психические процессы, которые опосредствуют осознание и осмысление. С их помощью мы ищем ответы на вопросы, и эти ответы возникают, формируются, конструируются в психическом процессе осмысления (понимания). Если бы не было никаких вопросов, затруднений, проблем, задач, то и не было бы необходимости осознавать, сознавать и мыслить. Тогда мы жили бы в раю. На том свете. Но как живые существа мы постоянно сталкиваемся с неизвестностью и проблематичностью.

Понятно, что для решения задачи нужны некоторые знания, чтобы из них путём каких-либо преобразований вывести те знания, которые нужны, т.е. найти ответ. У нас уже есть некоторый запас знаний, хранящийся в нашей вербально-логической и семантической памяти. Но все они не нужны. Нужны только определённые знания, соответствующие ситуации. Их-то мы ищем внутри себя и извлекаем. Они должны, во-первых, обладать какой-то ценностью, не говоря уж об истинности, а во-вторых, быть полезными для решения задачи.

Всё это отражено в первом столбце сопоставления одноуровневых психических процессов с разных макроуровней психики:
 
     Осознание     ---   Сознание   ---   Мышление    (Социальный дух, Logos)
     Ценность     ---      Религия    ---    Искусство       (Социальное тело, Corpus socialis)
Сопереживание  --- Сочувствие   ---    Желание             (Природная душа, Anima)
     Внимание    ---   Восприятие  ---  Воображение    (Природный дух, Animus)
      Интерес      ---     Влечение   ---     Увлечение   (Природное тело, Corpus Animalis)

Осознание - это процесс, в котором происходит высвечивание и высветление для себя содержания некой ограниченной совокупности знаний, относящихся к теме общения или к предмету познания.  Понятно, что осознавать все знания в один момент мы не можем, потому как есть определённый объём внимания/осознания, равный 5±2 единицы.  Можно укрупнять эти единицы осмысляемой информации за счёт таких операций, как сортировка, группировка, упаковка, сжимание информации в единицу меньшего объёма, и т.п. Но это укрупнение не беспредельно. Объём знаний всё равно будет гораздо (значительно, ужасно) больше, чем объём осознания. Это сопоставимо с объёмом, который занимает Вселенная, и с тем объёмом, который занимает Солнечная система, или даже одна планета в ней.

Ещё говорят, что осознание - это процесс, в котором актуализируется часть знаний субъекта. Что такое актуализация? Очевидно, что этот процесс очень похож на активацию некоторой совокупности знаний, приведение их в движение, придание им динамики. Остальные знания остаются как бы лежать мёртвым грузом. Конечно и в семантической памяти есть своя динамика, но она происходит подспудно и автоматически, неосознанно, т.е. без особой энергетики. Актуализация - процесс поиска в семантической памяти и выбора из неё той информации, которая актуальна на данный момент и в данной ситуации, т.е. своевременна и уместна. Или, можно ещё сказать, это процесс выбора (выделения и извлечения) информации, релевантной ситуации в данный момент.

"АКТУАЛЬНОСТЬ (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность." (Современная энциклопедия. 2000.)

Синонимы:
важность, действительность, жгучесть, жизненность, злободневность, значительность, меткость, насущность, острота, резкость, своевременность, современность.

Как ещё пишут: "Актуальность - это важность, подлинность информации в наше время, в данный момент и в данной ситуации. Ответ на вопрос, что такое актуальность темы (в научных работах), аналогичен - это, собственно говоря, причина, по которой и было начато написание той или иной научной работы; это один из качественных критериев оценки работы, обязательное условие необходимости исследовать выбранную тему именно сейчас, важность ее в решении определенных проблем, задач. Одним словом, актуальность - это показатель соответствия того или иного предмета (например, одежды, книг, фильмов) или ситуации (политической, экологической, экономической и пр.) современному миру."

Или ёще: "Актуальность – это какое-либо действие, событие, упоминание о чем-либо, которое происходит именно в тот момент, когда это наиболее необходимо. Если речь идет о новости, это обозначает, что она была получена как раз в тот оптимальный момент, когда на основании ее еще можно успеть что-то изменить с целью минимизации каких-либо неблагоприятных последствий. Если речь идет о, к примеру, дипломной работе, актуальность обозначает умение выбрать такую тему, которая интересует и является насущной для большей части слушающей аудитории."

Можно также воспользоваться нашей схемой (сверху этого текста) и определить осознание как познание в данный момент уже познанного когда-то, т.е. опознание, отнесение встреченного объекта или субъекта в категорию уже знакомого. То есть, осознание есть локальная форма познания. (И раз уж мы определили осознание как познание познанного, то и сознание можно определить как знание о знании, со-знание.)  Если знакомый объект или субъект уже изменился со времени знакомства и последнего общения с ним, то опознание несколько затрудняется. Чем больше изменился мой знакомый с последней нашей встречи, тем труднее мне его опознать как знакомого. Иногда знакомые настолько меняются внешне и внутренне, что приходится как бы заново узнавать их.

Узнавание - довольно хитрое и двусмысленное слово. Оно словно вьётся из стороны в сторону этаким диалектическим ужом. С одной стороны, оно означает опознание старого, а с другой - узнавание чего-то нового. Невозможно узнать что-то новое, не связывая его с чем-то старым. Невозможно определить нечто как старое, если не сравнивать это с появившимся новым. Новое устаревает, старое обновляется. Так и понятие узнавания играет двумя смыслами.

Есть ещё такое родственное опознанию и узнаванию понятие признания. Несть числа тому, что можно признать или не признавать. Признать что-либо существующим или несуществующим. Признать кого-либо достойным уважения или недостойным уважения (достойным презрения). Признать себя честным или лжецом. Признать в себе влюблённость в даму или долго не признавать её, борясь с возникающим или окрепшим чувством. Признать свою вину или отрицать её, признавая виновными других ("В своём глазу не замечу и бревна, а в чужом увижу и соринку"). Признать кого-либо агрессором, отрицая собственную агрессивность, или признать друг друга агрессивными в равной степени.  Признать кого-то или что-то важным, значимым для себя, или признать это как маловажное  и малозначительное. Признавать одни только неудачи и тяготы, отворачиваясь от удач и радостей и погружая себя в депрессию, или признавать только хорошее в себе и в людях, надевая розовые очки. Признавать плохое и хорошее, глядя на мир и на людей диалектически, двигаясь от плохого к хорошему через улучшение плохой ситуации. (Признание - понятие очень многозначное. В качестве категории, служащей звеном в триаде, оно выплывает в Психоархитектонике в третьей главе седьмой части - под названием "Признание - Правосознание - Призвание".)

Видимо, в осознании, преддверии (предбаннике) сознания, действительно сидит некая фрейдовская тётенька - цензура и регулирует поток просящейся в сознание информации. Этакая секретарша возле двери директора предприятия: "Вам нельзя сюда, приходите в другое время, которое вам назначат. Вы подождите ещё немного, а вы проходите."  Говоря фрейдовским языком, осознание можно назвать предсознанием, в котором решается, что допустить в сознание, а что вытеснить. Вот и термин такой у Фрейда есть - вытеснение. Само по себе вытеснение - хороший процесс. Он состоит в вытормаживании не относящихся к ситуации сведений, образов, представлений, переживаний, мыслей, и т.д. Но иногда вытесняется значимый для разрешения внешних и внутренних конфликтов психический материал. И это усугубляет внутренний и внешний раздрай, влияя на настроение и самочувствие. Неправильное вытеснение является источником неврозов. Эмоционально насыщенные комплексы представлений и понятий, требующих и не получающих внимания и понимания со стороны сознания и мышления, действуют подспудно и разрушительным для психического и соматического здоровья образом.

Осознание можно и нужно рассматривать как иерархию психических процессов. Поскольку между вниманием и осознанием много общего, и, к тому же, в реальной психической деятельности они переплетаются, то многое из того, что открыли исследователи по поводу внимания, также относится и к осознанию. Некой формой такого переплетения внимания и осознания является вникание. Вникать означает сосредотачиваться на чём-то и задумываться над ним, т.е. вдумываться (вдумчивость, задумчивость). Думание здесь может быть как вербально-логическое, т.е. собственно мышление, так и наглядно-образное, т.е. воображение.  Между вниманием и осознанием наблюдаются не только гармоническое взаимодействие, но и разлад. Обыкновенно разлад начинается, когда деятельность уже давно знакома, в ней наработаны навыки, не требующие сознательного отслеживания действий. Свободная энергия может быть использована на обдумывание других проблем, не связанных с протекающей в данный момент деятельностью. Мы одновременно делаем что-то и думаем о другом. То есть получаем некий обыденный вариант нетравматичного расщепления мозговой деятельности на правополушарную и левополушарную деятельности. Однако это нетравматическое по своей природе расщепление может привести к изрядным физическим и психическим травмам. Особенно это касается людей, машущих острым ножиком на кухне и расчленяющих овощи и мясо. Задумчивость на другую тему в этот момент чревата порезами и, о ужас!, саморасчленёнкой. Вбивать гвозди и одновременно думать о любимой (женщине, еде, выпивке) тоже не рекомендуется.

Искусственный и травматический вариант расщепления мозга исследовался в экспериментах Ч.Сперри. Дальше - больше. На уроках в школе и на лекциях в институте мы можем внимательно слушать учителя или лектора, и даже слышать их, но мыслями быть где-то далеко. Хуже всего, когда мы настолько погружаемся в свои мысли, что вернуться наружу, в происходящее с нами событие бывает очень трудно. То есть, мы можем слишком удалиться от "здесь-и-теперь" в "там-и-тогда" - в прошлое или будущее. Крайний вариант - возникновение дурной привычки находиться не "здесь-и-теперь", которая отрывает человека от реальности и создаёт условия для ухода внутрь себя, в своё мышление. Мышление, в свою очередь, из-за разрыва с реальностью становится неадекватным и управляемым со стороны неразрешённых проблем, представляющих собой вытесняемые комплексы эмоционально заряженных представлений. Так, вкратце, и возникают психозы. Человек теряет связь с действительностью, несёт всякий бред, мышление путается, скачет произвольным образом с одной темы на другую, производит какие-то ужасные мысленные картины и сцены, проецируемые вовне в виде галлюцинаций,... и т.д., и т.п.. 

Наверное, призыв к осознанности означает требование согласования осознания и внимания к тому, что происходит вокруг и внутри себя. Если в человеке возникает и укрепляется привычка к такой осознанности, то она только содействует гармонизации психики, слаженной работе правого и левого полушарий, психическому и соматическому здоровью. 
 
Вникание подразумевает проникновение на некую глубину, с поверхности явлений в стоящую за ними сущность. То есть, смысл может быть как поверхностным, так и глубинным. И отношения между тем и другим могут быть довольно сложными и неоднозначными. Например, в поэзии поверхностный смысл очень часто нарушен.  С позиции здравого смысла (обыденного, житейского осмысления) тексты многих поэтических произведений бессмысленны и бессвязны. Однако если копнуть глубже, намётанным глазом, глазом того, кто разбирается в живописи, или обученным слухом, слухом того, кто разбирается в классической музыке, то смысл произведения станет намного яснее (хотя, наверное, и не до конца), и текст покажется и цельным, и целостным. Надо только научиться читать между строк, слушать между слов и высказываний. Ведь и вы сейчас, читая такую словесную конструкцию, как «копнуть глазом или ухом», можете подумать: «Что за бред!». Однако же вы пробрались сквозь заросли буквального смысла и увидели в моей фразе некую логическую фигуру (девушку с веслом или пионера с топором, простите, с горном), т.е. скрытый смысл. А ведь сколько людей, которые не приучены (не самоприучены) вникать в смысл сложных текстов, которые не понимают и не любят поэзии, классической музыки, концептуальной живописи, и т.п.! 

И представьте себе, насколько далеки бывают научные понятия, например, понятия квантовой физики, от понятий здравого смысла, т.е. от житейских понятий. Конечно, здравый смысл постепенно подтягивается к науке и научным понятиям, и потихоньку теория относительности Эйнштейна и психоанализ Фрейда завладевают умами (вернее, разумами), даже средними.  Но возникают новые теории, которые вызывают в здравом смысле настоящую оторопь и бездумное отвержение.

Вернёмся к взаимосвязи внимания и осознания. Писавшие на тему внимания исследователи (Вудвортс, Вундт, Джемс, Титченер, и другие) в своих текстах не особенно различали между собой внимание и осознание, ясность восприятия и ясность сознания. То же самое можно сказать о памяти. Семантическая память описывалась как одна из разновидностей памяти, а не представлялась отдельно от образной и эмоциональной памяти. В экспериментах по изучению памяти в большей степени исследовалась вербально-логическая память и процессы, связанные с ней: запоминание, воспоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание. Все эти процессы присущи и осознанию. Об узнавании мы уже немного сказали. Запоминание - процесс удержания новой информации и встраивание её в уже имеющиеся знания. С запоминанием связаны изучавшиеся Ж.Пиаже процессы ассимиляции и аккомодации, когда с одной стороны новая информация встраивалась в старые понятийные схемы, ничего в них не меняя, а с другой стороны она их меняла и довольно существенно. Воспоминание - непроизвольное всплывание заученного или знаемого, а припоминание - произвольное вспоминание, целенаправленный (волевой) поиск и извлечение требуемой информации. Воспроизведение - реконструкция, восстановление словесно-числовой информации в словесно-цифровой форме. Есть некоторая аналогия между запоминанием и воспроизведением информации в такой живой системе как человек, и между записью и проигрыванием на магнитофоне или компьютере. Только запись и проигрывание на аппаратах производится отдельно друг от друга: сначала запись, потом проигрывание. А в мозгу человека запись и проигрывание происходит одновременно, взаимодействуя между собой и взаимопроникая. Человек запоминает воспроизводя, а воспроизводя, ещё лучше запоминает.

Аналогия есть и между воспроизведением как психическим процессом и воспроизводством как экономическим процессом.
В экономическом процессе выделяются простое воспроизводство и расширенное воспроизводство. Простое воспроизводство является основой для расширенного. Также и в воспроизведении знаний можно усмотреть простое и расширенное воспроизведение. Простое воспроизведение образует сенсорную  сторону осознания - сознание. А расширенное воспроизведение - моторную сторону осознания - мышление. Мышление всегда что-то добавляет к воссозданным знаниям и понятиям. Поэтому сознание представляет собой реконструкцию определённой (ограниченной) части знаний, а мышление - конструкцию, конструирование новых знаний.  Мышление конструктивно, а сознание реконструктивно. Тут опять проявляется диалектика нового и старого, которая наблюдалась нами в процессе узнавания. Сознание, опираясь на настоящее (осознание "здесь-и-сейчас"), смотрит в прошлое, пусть даже очень близкое к настоящему моменту. Мышление, наоборот, опираясь на то же настоящее, смотрит в будущее, которое может быть и близким к настоящему, и (очень) далёким от него.

Содержанием сознания можно считать те знания, понятия, отношения и связи между ними, т.е. суждения, в которых носитель сознания уверен. (Смотрите второй столбец потриадного сопоставления психических процессов). Например, ассерторические суждения - те, в которых что-то утверждается или отрицается. В них описываются реальные (воспринимаемые сейчас и принимаемые за истину) явления и ситуации. Поэтому сознание и называется внутренним (вникающим) созерцанием (наблюдением), категориальным созерцанием, словесно-понятийным созерцанием, смысловым созерцанием (нужное подчеркнуть). Сознание оперирует проверенными в опыте и на практике затвердевшими формами мысли, используя такие же отвердевшие формы отношений и связей между ними, ставшими логическими формами, правилами логики. Сознание, таким образом, в той или иной степени категорично, и является почвой, на которой вырастает рассудок, формально-логическое мышление.

Содержание мышления проблематично. Субъект мышления не уверен в своих суждениях, поскольку они недостаточно обоснованы, и имеют вероятностный характер. Субъект оперирует единичными возможностями. То есть мышление носит в большой степени случайный характер, в отличие от сознания, которое удерживает в себе лишь закономерные отношения и связи. Проблематические суждения обычно начинаются со слов: "возможно", "вероятно", "наверное", "может быть", и т.п.. Также используются словесные конструкции типа: "а что, если?", "допустим, что..., что из этого следует?", и т.д.. (Здесь полезно взглянуть на третий столбец потриадного сопоставления психических процессов.) Человек с помощью мышления ищет ответы на поставленные другими или самим собой вопросы, на возникшие задачи и проблемы. Люди по-разному мыслят. Потоки мыслей могут устремляться по разным рекам, руслам рек, но так или иначе они должны в конце концов впасть в моря и океаны культурных достижений человечества.

Другими словами, мышление целеустремлённо, но пути стремления к цели у всех людей свои и зависят порой от случайных обстоятельств. Извилистые пути мышления могут быть слишком извилистыми и затратными по времени. Наиболее ценны короткие, т.е. прямые пути, поскольку они дают возможность сэкономить силы, время, деньги и ещё что-нибудь. Но не всем хватает конструктивности мысли, чтобы прийти к цели наиболее коротким путём. Для этого надо хорошо соображать, т.е. использовать ресурсы воображения и интуиции. Поэтому мышление и называют внутренним (вникающим в суть дела) воображением, категориальным воображением, вербально-логическим воображением, смысловым воображением (симпатичное отметить).

С помощью мышления человек сочиняет (со-чиняет), т.е. синтезирует из старых материалов новые предметы как духовного, так и материального порядка. Новые духовные предметы - идеи, идеи промежуточного характера, так же как цель может дробиться при возникновении препятствий на пути к ней и превращаться в дерево целей. Так и некоторая идея может дробиться и превращаться в дерево идей, которое растёт и даёт по осени своих цыплят, в смысле плоды - теории, умозрительные конструкции, теоретические модели, ответы на вопросы, и т.п.. Твёрдые или жидкие формы мысли (лёд и вода) в мышлении могут принимать газообразное состояние, воспарять в небесные дали. Полёт мысли и мышления также важен как и полёт воображения. В жидком ли, в газообразном ли состоянии мысли взаимодействуют между собой, проникают друг в друга, смешиваются в определённых пропорциях, порождая новые продукты мыслительного труда. Такое взаимопроникновение и взаимоперетекание мыслей (понятий) друг в друга есть внутренняя, субъективная диалектика как отражение внешней, объективной диалектики мира. Мышление, следовательно, есть основание Разума, который владеет содержательной, диалектической логикой.

Здесь надо сказать, что процесс, который надстраивается над мышлением и является его результатом (результативным процессом), а именно осмысление (понимание + объяснение), также как и осознание, разделяется на два противоположных способа осмысления - рассудок и разум. Рассудок - это, как уже сказано, формально-логический, метафизический способ осмысления. Разум - содержательно-логический, диалектический способ осмысления. В Рассудке осмысление в большей степени склоняется к сознанию, к проверенным и твёрдым формам мысли. В разуме осмысление в большей степени склоняется к мышлению, к непроверенным и текучим, поисковым формам мысли.

Отсюда и мышление может быть как рассудочным, так и разумным. Рассудочное мышление склонно чётко отделять одно от другого и видеть мир в раздельности составляющих его объектов и процессов. Разумное мышление усматривает различные взаимные переходы между явлениями, объектами и процессами. Разумное мышление способно видеть развитие мира и человека. Рассудочное мышление застревает на статике, на том, что стало, но не способно увидеть само становление. Поэтому у рассудочного человека напряжённые отношения с эволюционными учениями и он больше склонен к теории божественного сотворения мира и всех тварей как они сейчас есть, т.е. к метафизике. Чрезмерная рассудочность делает из человека консерватора, противника всего нового. Она же приводит его к изречению разных тривиальностей, к пустому рассуждательству (резонёрству), когда в своих рассуждениях он опирается только на уже известное, и ничего нового этими рассуждениями не привносит.

В 1965-ом году Рэймонд Кеттелл в книге "Способности: их рост и действие структуры / Abilities: their Structure, Growth and Action" предложил классификацию интеллекта на: «флюидный (текучий) / fluid intelligence и кристаллизованный / crystallized intelligence. Очень похоже, что рассудок - это и есть "кристаллизованный" вербально-логический интелект, а разум - "текучий" в.-л. интеллект. Подробнее о рассудке и разуме - в следующей главе.      

****

Добавление 1. [Здесь я размещаю остатки старых вариантов данной главы. Возможно, они прояснят читателю некоторые моменты в новом тексте. Кое-что я исправил, кое-что осталось неисправленным. Надеюсь, в скором времени, когда появится такая возможность,  я всё тщательно отредактирую и интегрирую новый текст со старым.]

Осознание особенно требуется при возникновении проблемы (жизненной, познавательной). Когда проблема (затруднение) осознаётся, она превращается в задачу, в которой выделяется известное (некое знание) и неизвестное (искомое). По поводу неизвестного ставится вопрос (вопросительное суждение) или требуется (побудительное суждение) найти ответ (решение задачи),  и с помощью мышления (рассуждения) ищется ответ. Ответ находится, когда из множества суждений делается умозаключение (понимание как нахождение ответа). Сначала это может быть гипотетическое умозаключение, которое при проверке (доказательстве или опровержении) становится либо отвергнутой гипотезой, либо гипотезой, перешедшей в ранг теории. Пример: математическая задачка со знаково-числовыми преобразованиями. В сознании удерживается то известное, те знания, которые имеют отношение к задаче, а в мышлении происходит оперирование этими знаниями, так чтобы найти ответ на вопрос, найти решение задачи.

Сопоставляя сознание с восприятием, мы можем сказать, что сознание – это осмысленное восприятие, смысловое восприятие, или восприятие смысла ситуации, в которой мы находимся. Сознание – некая, не очень большая, совокупность знаний, отобранных осознанием (селективность внимания/осознания) и увязанных (организация знаний) между собой для решения какой-либо  жизненной, отношенческой (эмоциональной), практической или интеллектуальной задачи. Мышление – процесс решения такой задачи, понятийное воображение, понятийное преображение, понятийное преобразование.  Сознание – больше психосенсорный процесс, проходящий в тех отделах левого мозга, которые находятся сзади от центральной борозды (теменно-затылочно-височные доли левого полушария мозга). Мышление – больше психомоторный процесс, проходящий в передних отделах левого полушария мозга.

В реальности нет такого условного разделения работы мозга на правополушарную и левополушарную. Если только не перерезать комиссуру, мозолистое тело (эксперименты Рождера Сперри с рассеченным мозгом. «Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга», С. Спрингер, Г. Дейч).  Обычно же сознание работает вместе с созерцанием и переплетается с ним. Так же и мышление функционирует синхронно с воображением. Поэтому психологи, перечисляя виды мышления, упоминают образное мышление, которое, конечно же, в своей основе есть воображение.  Между сознанием и мышлением тоже нет какого-то жёсткого разделения. Стрелочка между сознанием и мышлением означает, что они объединены в континуум, и что есть места, где сознания и мышления поровну, а есть места, где сознания больше, чем мышления, и наоборот, где мышления больше, чем сознания. Но, так или иначе, сознание всегда мыслит, а мышление происходит сознательно.

Мышление интенционально. Мышление формирует  замысел высказывания говорящего, и воссоздаёт замысел высказывания говорящего в голове у слушающего.  Другими словами, мышление всегда преследует какую-нибудь цель. (Если это не беспорядочное блуждание мыслей).  Мышление же и ставит перед собой эту цель. Но цели, которые ставит перед собой мышление, или цели, которые с помощью мышления ставит перед собой человек, это цели больше, так сказать, технического порядка. И если сознание отвечает на вопросы «что, где, когда?», а смысл (осмысление) отвечает на вопросы «зачем, для чего, ради чего?», то мышление отвечает на вопросы «куда, как, каким образом, какими средствами, какими способами?» («Как сделать так, чтобы…?»).

Воображение и надежда как бы говорят: «Вот то, о чём я мечтаю! Вот то, на что я надеюсь!». Мышление задаётся вопросом: «А как я этого достигну? Как я могу достить мечтаемого?», и начинает мысленно преобразовывать ситуацию, по шагам, в сторону этого мечтаемого будущего. Объективно, мышление – цепочка суждений, имеющая вид рассуждения. Субъективно же, мышление – это размышление, цепочка мыслей. Может, даже не цепочка, а веер, веник мыслей, связанных в одном месте, и расходящихся – в других местах. Так называемое конвергентное (сходящееся к одному, как реки, втекающие в моря, обобщающее) мышление, и дивергентное (расходящееся в разные стороны, растекающееся, вариативное) мышление («растёкся мыслию по древу»). Одно другому не помеха, но у каждого конкретного человека может быть как равновесие между конвергентным и дивергентным  мышлением, так и преобладание одного из них.  Результат работы сознающего мышления – Осмысление, вернее его сенсорная сторона - понимание смысла, смысл. Понимание есть не только результат мышления, но и процесс, состоящий из промежуточных результатов. Что-то понял, но не совсем, не до конца, закладываю результат в сознание, и далее – последующая обработка (размысливание) этого полуфабриката. Опять получил какой-то результат, но чего-то он не такой, как хотелось бы, либо «недожаренный», либо «пережаренный», либо не хватает "соли", либо – "уксуса".  И опять – в «топку» (в сознание и мышление), на «переплавку».

Понимание, как я уже и говорил, это умозаключение, или совокупность умозаключений, сделанных из суждений. Понимание как промежуточный результат мышления – умозаключение. Понимание как процесс – целая очередь таких умозаключений. Если умозаключения хорошо связаны между собой, и имеют солидное обоснование в виде фактического материала, то эта связка умозаключений представляет собой теорию, понятийное созерцание. Но это, конечно, большое огрубление процесса понимания. 

«Понимание – 1) способность постичь смысл и значение чего-либо и достигнутый благодаря этому результат; 2) вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействий. Без понимания как особого состояния субъекта невозможно продолжение общения, координация действий и какие-либо другие осмысленные действия и воздействия».  «Для понимания характерно ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых явлений. Это может быть логическая упорядоченность, ясное «видение» причинно-следственных связей, когда ранее механически перечисляемые факты объединяются в единую логическую систему. (Понимание доказательства математической теоремы, понимание формулы, закона естествознания и т.д.) Возможно ясное ощущение субъектом связанности и осмысленности явлений и без усмотрения их логического каркаса». (Психология. Словарь под общей редакцией Петровского и Ярошевского. Политиздат, 1985).

Только понимание, на мой взгляд, это НЕ СПОСОБНОСТЬ постичь значение и смысл, и не состояние сознания, а ПРОЦЕСС, который надстраивается над сознанием, равно как и над мышлением. Понимание, как и интуиция, есть целостное охватывание  условий проблемной ситуации, поиск и нахождение выхода из неё. Но в отличии от интуиции понимание происходит не посредством ощущений и образов, представлений памяти, восприятия и воображения, а посредством понятий, посредством значений и смыслов употребляемых в общении слов, посредством графиков, формул, вычислений, понятийных моделей, и т.п. Способность постичь смысл и значение есть разум, моторная сторона осмысления, одной из сторон которого является понимание, а другой стороной - объяснение. (См. следующую главу).   

В понимании происходит схватывание смысла ВСЕГО сообщения, всего текста. В осознании же происходит схватывание значений и смыслов ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ сообщения или текста, вникание в смысл слов или из них составленных предложений. 

Смысл – это ещё и реальное или мнимое предназначение каких-либо вещей, орудий труда, или средств общения – слов, понятий, действий. Предназначение, назначение, миссия – роль вещи,  понятия, человека – в составе целого. Место, занимаемое чем-то или кем-то в рамках какого-либо целого. Роль того или иного человека в обществе может быть большой или маленькой, его значение (значимость) - важным или неважным. В зависимости от его влияния на это общество. В зависимости от того, насколько и каким образом он был полезен обществу. Роль вещи в рамках какой-либо деятельности, в которой эта вещь может быть использована. Либо эта вещь – материал, либо инструмент, либо продукт. Например, роль молотка, топора или пилы в строительстве деревянного дома. Роль кирпича – в строительстве кирпичного дома. Та или иная роль какого-нибудь актёра или актрисы в составе съемочной группы на съёмках кинофильма.

Результатом мышления может стать не только понимание разной степени глубины, но и переосмысление смысла встраиваемых в новое понимание понятий и предметов. Так, если по ситуации под рукой нет подходящего инструмента, в качестве этого инструмента можно использовать другой предмет. В принципе, любой предмет многофункционален и может нести большую смысловую нагрузку. Стакан можно использовать и как сосуд для водки, и как подставку для хлеба с маслом и икрой, и как искажающее видимые предметы стекло для возбуждения у художника творческого вдохновения, и как разделитель теста при лепке пельменей, и как съестное для некоторых факиров и фокусников, и как снаряд для метания в оппонента на политических дебатах.

На радикальное переосмысление какого-либо предмета человек способен далеко не всегда. Этому препятствует смысловая (понятийная, категориальная) установка - готовность видеть в предмете только одну функцию (стакан - сосуд для жидкости). Все другие возможности использования предмета смысловой установкой обычно гасятся (тормозятся).  Мысль о том, что воду в стакане можно использовать как средство выражения своих эмоций и умаления значимости своего противника - нетривиальная мысль. В науке же, если какому-то учёному удаётся переосмыслить какое-либо научное понятие или научное положение, это приводит к открытию, которое награждается Нобелевской премией.

Некоторые художественно одарённые люди могут по-новому осмыслить (переосмыслить) какие-либо художественные образы и создать свои, оригинальные, образы, временно усыпив этого внутреннего цензора, смысловую установку, и войдя в состояние изменённого осознания с помощью различных психотропных веществ, в том числе и с помощью спиртного. Конечно, если состояние обычного осознания меняется в сторону необычного, сознание и мышление тоже становятся необычными. Поэтому также правомерно использование выражений "изменённое состояние сознания" (ИСЗ) и "изменённое состояние мышления" (ИСМ).

На схеме переосмысление мы можем узреть в стрелочках (восходящая и нисходящая стрелочки) связи между осмыслением и осознанием. Здесь прослеживается взаимозависимость: конструируемое мышлением  общее понимание влияет на смысл входящих в него компонентов - понятий; и изменение смысла какого-либо понятия, используемого мышлением в конструировании теории, несколько изменяет и саму теорию. Не будем вдаваться в подробности, насколько и в каких случаях значительны эти изменения.

***

Добавление 2.

Осмысление и получаемый с его помощью Смысл можно определить как смыкание, стягивание в одну узкую область психики, мыслей вокруг одной, центральной. Мы уже знаем, что понятие, как высшая форма знания, приспособленная для упорядочения знаний через классификацию познаваемых явлений,  есть мысль, имеющая как объём, так и содержание. И что объём скорее относится к значениям имён-понятий, а содержание – к смыслу этих имён-понятий. Так вот, смысл – это не только логический смысл, смысл понятий, но и сочетание нескольких (по крайней мере, двух) понятий в такой логической форме как суждение. В суждении одно понятие является субъектом (центральным), другие понятия – предикатами (периферийными, вспомогательными). Одно понятие (субъект) поясняется другими понятиями (предикатами). Есть множество всяких суждений. Для ознакомления с их классификацией лучше обратиться к учебникам логики. 

Здесь интересна и важна возникающая связь между понятиями и обратный переход от взаимоувязанных в процессе осознания  понятий в знание. Переход от понятия к знанию через осознание обозначен на схеме стрелочками. Знания с помощью их осознания, таким образом, становятся более упорядоченными, увязанными между собой, систематизированными, то есть похожими на картотеку, в которой нужные знания довольно легко найти, если они есть. В случае их отсутствия опять возвращаемся к процессу познания, в частности, к эмпирическому познанию, к знакомству с новыми предметами, живыми существами, ситуациями, к рекогносцировке в новой местности, разведывательной (шпионской) и первопроходческой (пионерской) деятельности,….

Осмысление, надо добавить, это ещё и некое приращение, расширение, углубление, развитие смысла. Или наоборот, осмысление есть также и ограничение смысла, уточнение. Если смысл какого-то понятия или предмета, остаётся одним и тем же, и в нём не будет замечено никакого движения, никакой неясности, никаких переходов от неясности к ясности и обратно,  то смысл останется для человека автоматически используемым инструментом,  наподобие ног, которые мы передвигаем, не обращая на них внимания, если дорога ровная и на ней не возникает никаких препятствий и никаких изменений. Осознание, как и внимание,  возбуждается новизной. Если мы удивлены неожиданным поворотом событий, мы гораздо более осознаны, чем тогда, когда всё идёт знакомым путём, по плану, по намеченному маршруту.  Поэтому для повышения осознанности всякие мудрецы (шаманы, маги и гуру) советуют ходить на работу и домой не тем путём и не так, как уже ходили до этого. 

Не зря известный русский мистик и эзотерик Гюрджиев называл основную массу людей спящими. Ведь многие люди ходят, и вообще, делают что-то привычное со скучным выражением лица и глаз, со скукой в душе, с тоской по тому времени, когда всё было не так, или всё будет не так.  А «здесь-и-теперь» для них это время, которое надо убить. Они занимаются времяпрепровождением, но не тем делом, каким они вынудили (в том числе и с помощью других) себя заняться. Некоторые люди заняты тем, что стараются избежать проблем и сделать свою жизнь ещё более скучной. Вместо того чтобы решать возникающие по жизни проблемы, они уводят своё внимание от них, проскальзывают мимо затруднений, или пытаются своими проблемами озаботить окружающих, чтобы облегчить своё существование за счёт других. В конце концов, у некоторых жизнь становится невыносимо скучной (неинтересной), то есть не имеющей никакого смысла, и они начинают думать об уходе из неё.

Но жизнь становится интересной и наполненной смыслом, если смело смотреть своим проблемам в глаза, если осознавать их, т.е. давать себе отчёт в их наличии и необходимости что-то решать. Давать себе отчёт в чём-то – делать для себя это что-то более чётким (отчётливым) и ясным. Если не давать себе такого отчёта, то можно напороться на то, за что боролись. 

Помните историю с сороконожкой, которая задумалась о том, как она ходит, запуталась в своих ногах, и свалилась? Это происходит потому, что осознание нарушает течение автоматического процесса ходьбы, да и любого другого автоматического процесса (поэтому йоги не рекомендуют вмешиваться своим осознаванием в деятельность сердца). Если бы оно не только нарушало, но и разрушало автоматизмы, то смысла в осознании не было бы никакого. И оно не появилось бы. А оно не только нарушает и разрушает автоматизмы, но и помогает создать новые, более подходящие к изменившейся ситуации. Мы так можем и сказать: в осознании происходит как разрушение старых смыслов, так и создание новых смыслов. Об этом говорил ещё М.Бахтин. О диалогичности осмысления. О наличии у него двух аспектов: разрушении привычного смысла (остранении) и создании нового смысла.

***

Добавление 3.

В предыдущей главе я затронул такое понятие как значимость, т.е. коннотативное значение имени и связанного с ним предмета. Там же мной описана диалектика предназначения и назначения.

Осознание   -  Сознание    -     Мышление    -   Осмысление
Значимость - Назначение  -  Предназначение  -  Миссия

Значимость внутри себя распадается на малую и большую значимость, т.е. степень значимости. Малая значимость - малозначительность, неважность. Большая значимость - многозначительность, большая важность. В рефлексии и самосознании значимость предстаёт как пресловутое чувство собственной значимости, чувство собственной важности, гордость за себя. Гордость за кого-нибудь из близких, при идентификации себя с ними, - когда признаётся значительность его вклада в общее дело. (Человек имеет большой вес в обществе, играет важную роль, важный человек).

Вообще тема значимости важна для понимания процессов осознания и осознавания. Значимость какого-либо предмета или понятия - это их предпочтение субъектом в ситуации, в которой он находится. Наиболее предпочтительные или предпочитаемые понятия характеризуются и наибольшей ясностью их в сознании. Остальные понятия, никак не соотносимые или мало соотносимые с ситуацией, практической и\или общенческой, остаются во тьме подсознания, в семантической памяти. Конечно, дело не обходится без сканирования этого "склада" знаний, перебора и выбора соответствующих ситуации знаний, т.е. поиска информации и извлечение её на свет божий. Поэтому осознанием производится как общее, периферийное сканирование, так и выхватывание лучом осознавания нужного куска информации с последующей фокусировкой на нём.


Рецензии