Дели

Мы застряли на неделю в Дели и я ощущаю себя словно в безвременном измерении. Уже который день мы сидим в апартаментах и ждем вторника, чтобы улететь в Дхармасалу. Наши индийские друзья не советуют нам покидать гостиницу в одиночку, но, признаться, у меня и нет подобного желания. Улицы Индии меня пугают своим хаосом, грязью под ногами, отсутствием тротуаров, лающими собаками, криком торговцев и постоянным вниманием ко мне индусов. Поэтому мы покидаем отель лишь вместе с друзьями, изредка отправляясь в местные достопримечательности.
Чтобы преодолеть путь до какого-нибудь знакового храма, нужно изрядно постоять в делийских пробках. А за это время есть шанс рассмотреть истинный Дели - это совершенно несочетаемое смешение нищеты и бизнес-ауры.
Люди спят в импровизированных трущобах, построенных прямо на дорогах меж полосами движения. Здесь по улицам ходят красивые бездомные женщины с грудными детьми. Здесь же меж машин гуляют трансвеститы с подведенными глазами, в вышитых сари. Здесь в дорогих отелях, в подвалах на тряпье живут целые семьи. Здесь мусор из апартаментов выносят нищие дети - за это им позволено жить на стоянке в относительной безопасности.
Можно долго говорить о теневой стороне Дели. Но здесь есть свои бриллианты - это люди. И блеск этих бриллиантов затмевает вонь из сточных канав и духоту, которая в отсутствие парков и каких-либо лесных насаждений кажется порой совершенно невыносимой.
Здесь члены семей при встрече с родителями или старшими встают на колени и делают поклон, касаясь стоп. Здесь гость в доме подобен богу и окружен такой заботой и вниманием, какая невозможна ни в одном дорогущем отеле. Здесь повсюду встречается бескорыстная помощь. И здесь есть какое-то едва уловимое, почти не осязаемое чувство дома.
Нет, я не льщу себе, жить в Дели было бы мучением и пыткой, но что-то в этих простых людях и незатейливом укладе кажется давно близким и узнаваемым. В детстве на даче в такой же пыли среди старого хлама мы прекрасно существовали, не обременяя себя мечтами о повсеместной чистоте. Мы бегали босиком, чесали за ухом деревенских дворняг и украдкой от родителей грызли грязный толстый стебель горца, вяжущий во рту кислым соком. Если закрыть глаза на то, каким идеальным может быть пространство вокруг, насколько чистым, красивым и спокойным, то Дели вполне может предстать детской площадкой для игры в жизнь. Но так ли легко забыть о комфорте и вновь погрузиться в простое незапятнанное условностями существование в дико интересном городе, полном шума, узких почти шпионских улочек, дверей, за которыми происходит нечто любопытное, и приключений, сулящих что-то новое, опасное и такое притягательное.
Если честно, у меня не получается.. Поэтому я лежу на диване в ожидании вторника и грежу северной Индией)


Рецензии