Тревоги души человека с фамилией Жемчуг
Город. Деревня. Посёлок. Любое место , где жили люди - не часть безликой природы. Этой лесенкой спускались поколениями в подвал за продуктами, а на этом месте стоит колодец, который напоил сотни тысяч людей разных поколений, званий и сословий. Это не трухлявый пень ,- это груша, которую на стодесятом году спилили и вот уже тридцать лет пенёк мирно гниёт, давая жизнь всяким насекомым. А сколько десятилетий хозяева гордились громадными сливами , косточка в которых никак не связана с мякотью , хотя и живёт с плодом одной жизнью. Так бывает веками в многих семьях и в разных странах , но не о том речь. Это не развалины ,- это обращение прошлого к настоящему.
Населённым пунктом владели , как гордостью фамилии , которые вошли в историю Радзивиллы, Гаштольды, Тризны, Хмельницкий, Януш Радзивилл, Иван Золоторенко. Одни бились защищая город, теряя жизни и получая увечья и разруху; другие бились, чтобы захватить привлекательный оазис, бились , теряя жизни, чтобы их род жил в вожделенном месте. Представляете , как городились горожане , во время мира , когда тихая и спокойная жизнь мирно и размеренно протекала , когда горожане чувствовали непомерное превосходство над населёнными пунктами, окружавшими город. Ещё бы,- мальчишка, да и взрослый плохо знавший грамоту, мог без запинки отчеканить, что Бобруйск отмечен на карте Европы, изданной в 1540 году в Базеле. Где этот Базель, кто он такой никто не знал, но тысяча пятьсот сороковый год звучало набатом для самых тугослышащих. Небольшая площадь города давала возможность стать городу действующим музеем ,- потому как в поколениях передавались правдивые и вымышленные сведения, истории и легенды. Страна лилипутов не нуждается в объединении с культурой страны великанов. Бандерлоги живут в джунглях веками по опробованным законам , но не так устроен ход истории человечества. Совсем не так. Мы обречены на бесконечные государственные разделения и объединения, а значит неизбежные разрушения и культурные суррогаты.
Вот кто придумал затасканную , во всех исторических учебниках повторяющуюся фразу : « … в то время уже часть Польши ОТОШЛА к России». Получается , что по определению история государственности человечества, это когда одни территории полностью или частично, но постоянно ОТХОДЯТ друг к другу. Не миновала сия чаша и Бобруйск.
К Российской империи отошёл в 1792 г. в качестве местечка. Но этого оказалось мало .С 1795 года он уже уездный город и дальше отходит к Минской губернии, где пока и остановился . Герб утверждён 22 января 1796 года. За утверждения герба можно писать тома, но факт один, те , кто столетиями жили в городе до его « ОТОШЁЛ» понятия не имели о тех символах который будет включать их герб , если такой нужен и будет. Хотя, по - сути , Бобруйск - город сорока синагог и этим, пожалуй, всё сказано, или Вы имеет что – то добавить ?
Император Александр 1 по советам советников в 1810 году решил быстро, но не на спех построить в городе крепость и ввести гарнизон, и как вы думаете это повлияло на население города ? Да, крепость построили и она должна была « играть свою партию в скрипично - военном» оркестре» в войне 1812 года, о которой, судя по категорической оценке абсолютно всех историков в 1810 году Александр 1 даже не догадывался, так как это было вероломное непредсказуемое нападение «ножом в спину»,- как говорят дипломаты в последнее время. Крепость недавно почистили от мусора, назвав это малой реставрацией и она имеет совсем другой вид :
В 1810 году под руководством К. И. Оппермана построена Бобруйская крепость. В июле 1812 г. в крепости дал трехдневный отдых своей армии Багратион, оставивший там больных и раненых и присоединивший часть гарнизона.
Бобруйская крепость — историческая крепость в городе Бобруйске. Строительство начато в 1810 году, крепость сыграла существенную роль в Отечественной Войне 1812 года.
Итог:
Город сорока синагог, где два еврея имеют пять мнений, этот культурный центр еврейства , если хотите научный институт изучения иудаизма в науке и быту перестал жить привычной жизнью. Солдаты, командиры, светская власть состоящая из русских , иногда убого русско говорящих. Чиновникам как военным , так и от гражданской власти были непонятны традиции и культурное наследие евреев, как коренного населения, да они и не старались их понять, считая « низшей культурой». Потому, желающий попасть в обойму власти должен был усвоить моральные и религиозные нормы русской верхушки Бобруйска. Город пал. Нет, внешне мало что изменилось, но был запущен необратимый процесс перерождения, который горожан превращал в население.
Вот с этого места и начнётся история , которая должна Вас заинтересовать, по моему мнению.
Еврейский писатель Ахад Ха-Арн сказал: «Не столько евреи сохранили Шаббат, сколько Шаббат сохранил евреев». Только Шаббат упоминается в десяти заповедях. Вы думаете – это просто так ?Правильно, не думаете. Все горожане неделю трудились, праздность считая грехом. В больших еврейских семьях нет хаоса в понимании стоящих задач, каждый , с мала до велика, знает, что ему делать и готов моментально перестроится, если кто – то старший попросит об этом. В городе все друг друга хорошо знали, вплоть до колен родни, не факт, что здоровались, но знали. И вот приходит ПЯТНИЦА. Это не день недели - это календарное явление дарованное Небом народу. В каждом доме зажигают свечи и быть по - другому не может . Каждый член семьи несёт в этот день в общий дом добро, выраженное во всех проявлениях. Это улыбка и радость малышей; это сияющие лица стариков, видящих детей, внуков, правнуков здоровыми, красивыми, с их семьями , собравшихся всех вместе; это с любовью приготовленная кашерная еда, с желание угодить вкусам каждого. Благословляется вино, напоминающее о сладости жизни, благословляется хала, яичный хлеб, специально выпекаемый к Шаббату. Не буду перечислять блюда, которыми по достатку украшался стол, но главное - это излучаемая глазами радость быть вместе. Этому искусству обучается ребёнок от рождения всеми членами семьи. Обучается до преклонных лет, будучи уже сам, по- существу учитель.
Фамилия у евреев явление недавнее, но даже за это время они постарались , внести логический смысл в неё, понимая, что поколения будут гордиться или стесняться своей фамилии. Иудейские фамилии – это производные от женских имён, что вы хотите род ведётся по материнской линии, так что сказать за фамилии?!
Была в городе такая семья, которая носила фамилию Марголин, что означает» жемчуг», хотя при двух евреях всегда есть пять мнений ,- некоторые трактуют перевод , как «изумруд» или вообще абстрактный драгоценный камень. Сами Марголины считали , что в забытом переводе слово значило « дорогой брильянт»,- не меньше. Что фамилии? Что фамилии , если Господь Бог, согласно Библии, вывел иудеев из гнусного египетского рабства , где они делали египтян цивилизованными, за то, что они не побоялись сохранить свои еврейские имена. Понятно, что египтяне навязывали им свои и даже организовывали по - видимому центры по смене имён, но иудейская стойкость сломала этот наезд.
Сперва, чтоб не делать путаницы, хочу сказать о той, о которой речь вообще идти не будет- об Марголин Анне, с корнями из Одессы, при рождении Лебенсбойм Роза,- какая же она Марголин, хоть и поэтесса. Она писала на идиш и имела бешенный успех , проживая в США, с интересной судьбой, которая не вошла в рамки нашего повествования, теперь понимаете, почему я боялся путаницы?
Хочу поделиться судьбой еврейского мальчика из Бобруйска из семьи Марголиных. Труд, бешенный труд, природная смекалка помогли ему сообразить, что торговля,- это наука. Пусть практическая, но наука. Из какой семьи он вырос писать не буду, бобруйские еврейские семьи я описал ранее и если вы пропустили, то вернитесь и у вас всё свяжется. Он обучался этой науке везде и всегда, стараясь уловить неписанные законы торговли и научиться жить по ним. Шаг за шагом совершенствовались его знания , которые постепенно начали переходить в практическую плоскость. Он начал давать советы , которые сбывались и к нему ходили за советами. Сам вёл осторожную торговлю, рассчитывая риски и предпочитая уверенный малый выигрыш, чем риск рулетки. Этот путь привёл его к купеческому званию. Но надо знать евреев Бобруйска! Тогда они были гражданами и каждый дом, переулочек был им родней всего на свете, населением они стали значительно позже. Как мог преуспевающий купец смотреть на разрушаемый временем город ? На больных, разорённых, нищих? Он не был выдающимся меценатом , он был одним из всех, просто с большими финансовыми возможностями. Не чины, ни звания его привлекали, его подталкивало то, что те , кто его вырастили и которых давно нет, гордились бы тем, кого воспитали, а их оценка для него была почти как Суд Божий. Не он один был такой , - многие, при том не считали свои поступки чем – то выдающимся. Жили, как научили детей так жить учили. Его искренние потуги не прошли не заметными ни для иудеев, ни для российской власти –Потомственный почётный гражданин, коммерции советник , награждён орденами,- чего ж ещё ? Семья, дети ,- бизнес , купеческий быт,- всего достиг, а чувство боли ужом вьётся , изматывая душу.
Что же жгло душу и томило сердце ? Почему успех не имел цены в сравнении внутренним бурлением души? Он видел, каждой клеточкой души чувствовал ,как перерождается город. Это был уже не «город сорока синагог», это был населённый пункт, где по деталям можно было узнать прежние черты духовного наследия. Отношения к праздникам стали формальны, Шаббат - номинален, да и сама принадлежность к иудейству автоматически ставила тебя в «низший класс», вынужденный просить у власти «особого разрешения» на малейшие действия, униженно кланяясь, как – бы соглашаясь со своим статусом. Иудеи Бобруйска стали просителями , причём не подателями прошения в соответствии с законом; а просителями , зависящие он настроения чиновника, воля которого и был для них закон.
Большой купеческий дом пустовал. И не важен город- Бобруйск или Киев. Не было радости в нём. Город, его любимый город – пал. Вечерами, при свечах он вспоминал РОШ ХАШАНА - Новый Год. Сколько радости и оптимизма было у старых и молодых! Все были счастливы. Он много раз вспоминал, с какой серьёзностью и благодарностью в молитвах евреи благодарили Бога, что они вышли из египетского рабства. Евреи были рабами, но Бог смилостивился и даровал им свободу! И они В Бобруйске этой свободой наслаждаясь, боясь разгневать Бога непослушанием. Советы со священником, это не от недостатка ума, это от желания поступить правильно, лишив себя дурных последствий. Ты работаешь, а толкователь сутками изучает Святые Тексты, так кого нужно слушать себя или его ? За века иудеи стали идеально законопослушны и светский закон,- это Закон. И какие законы выходят в ставшей Родиной России? Чем опять мы прогневили Бога, что он засылает нас в рабство, пусть и косвенное. За что нам эти испытания ? Но если нам посылают испытания, так есть за что и Бобруйск не главное место в стране,- так хотелось думать.
Отношение к еврейским детям , к евреям как к таким же людям, так же рождающихся и умирающих, болеющих и выздоравливающих; это отношения было пронизано превосходством одной нации над другой с чётким контролем этого баланса. Почему ? Кто наделил какую – то одну нацию порабощать другую ? Почему достиг высот в общественном положении, сколотив капитал , к нему всё равно относились как к еврею, а значит не ровне. Почему он должен изменить культуре предков ради статуса ? Что статус в сравнениями с тысячами жизней прошедшими до тебя и благодаря которым ты появился? Но и сознательно противопоставлять себя, обрекая на бедность, унижения и нищету,- подвиг далеко не всем доступный. Принявшие христианство иудеи всё равно оставались иудеями, так зачем организовывалось это движение ? Смена веры, а значит культуры, с родственными связями, с восприятием мира , наконец,- разве это посильно человеку ? Черты бабушки, той самой , которая растила тебя, рассказывая сказки, успокаивая и настраивая, которая говорила на идиш, разве в состоянии забыть человек, отрёкшись ? Разве есть отдельное, выделенное счастье от своего народа? Тогда, его поколение, категорично отрицательно отвечало на этот вопрос. Черты оседлости. Местечки. Погромы. Мы уверены, что это вторая половина девятнадцатого века ? Власть разжигает вражду. Та власть , которой верой и правдой служит Марголин, укрепляя экономику, создавая рабочие места, формируя Россию, как Европейскую державу. Тогда за что ?
Никогда и никому нельзя было открыть эти мысли. Да, он боролся и много сделал для усилий одного человека, но противостоять тенденции он никак не мог.
Говорят, что старые деревья не пересаживают. Так оно так и примеров множество, когда « вырвав» старика с привычной обстановки и перевезя в лучшие условия , он не выдерживает стресса и умирает, тоскуя. Но есть и другая правда,- одинокий, больной и старый,- обречён, если не на смерть, то на безрадостное существование.
У нашего визави был дядя. Так жизнь распорядилась, что он жил последние двадцать лет в Минске. Знаете, вот такой добрый и тёплый кусочек души из детства , который ты с гордостью носишь в душе. Рыбалка, когда лодка перевернулась, столкнувшись с бревном и дядя тебя спас. Как сушили вещи у костра, как не сказали дома… Как дядя , никому ничего не сказав, тайно добавил деньги на велосипед, у него самого детей не было. Это не родственник – это тот же ты. А поездка в какой – то другой город к дальним родственникам и как нас там встречали!!!!!! Как это можно забыть? Дядя стал одинок и болезни сильно одолели его. Шёл 1893 год и Марголин, этот «бриллиант» в переводе, решает забрать дядю из Минска к себе. Вдумайтесь - полгода. Ровно полгода шла переписка с разными чиновниками , вплоть до губернатора. Учитывая вес в обществе был получен благосклонный ответ, приблизительно следующего содержания :
«Возражения не имеем .Разрешение даём. Забирайте, коли он вам в качестве слуги особо нужен, ибо в другом качестве применимым быть не может» и далее: «Но тогда этого вашего лакея Шмуля рассчитать придется. Вы же помните, что не положено больше одного еврея в доме иметь. Православные слуги,- это не просто обслуга - это понимание жизни иное. Что для них еврейские праздники, традиции , ритуалы и вообще образ жизни? Живя под одной крышей очень трудно жить по - разному. Разве можно прислуге православной жить по иудейским законам? Волей - неволей люди обречены оскорблять чувства друг друга сами того не желая. А Шмуль,- верой и правдой прослуживший столько лет ? Вопрос стоит в том, кого обречь на нищету и бесперспективность : родного дядю или Шмуля? Если изгнать Шмуля и сказать про то дяде,- он покинет дом.
Описывая то время, хочу уклониться от любых оценок. Так было. Так протекала жизнь маленького мальчика из традиционной еврейской семьи Бобруйска , ставшего пожилым человеком.
Предстоящий выбор настолько расстроил купца, что случился самый страшный грех,- жизнь потеряла привлекательность. В православии - этот грех унынием кличут. Не елось и не спалось, да и по- существу и не жилось. И совет никто не даст и совесть не подскажет… И вот однажды случилось то, что может быть только в благородных романах и к реальной жизни безотносительно.
В те времена участь евреев была настолько незавидна, что найти любую работу – было немыслимое счастье. Типичная картина тех лет, евреи блуждают по городам и иным населённым пунктам в поисках любой работы с любой оплатой, чтобы принести домой питание. Сапожник с передвижной будкой ,- прогонят,- переедет; точильщик ножей,- всё это элита. Случайный заработок ,- это то, на что рассчитывали взрослые и подростки иудейского вероисповедания. И тут Шмуль устраивается в дом Марголина, с постоянным доходом, бесплатным питанием, отдельной комнатой и к хозяину - еврею, чтящего традиции. Это ли не фантастика, годами протекаемая. Семья Шмуля молилась на благодетеля, видя в этом чудо. Видя состояние хозяина, его терзания и не возможность принять решения, однажды Шмуль пропал…. Ушёл, даже забрав семью со съёмной квартиры ; не получив жалования,- просто исчез навсегда. Искренний поиск ничего не дал. Дом остался без прислуги вообще, а дядю транспортировали из Минска. Наверное, это было один из самых счастливых периодов жизни обречённого на одиночество человека. Бесконечные беседы возвращали их десятилетиями назад, в тот Бобруйск, где было сорок синагог; в город, в котором праздновали одни и те же праздники все вместе; во времена, когда жить можно было по вере предков. Вспоминались люди и их поступки, тогда , казавшиеся великими, теперь напрочь забытыми. Мне кажется, что Господь одарил последнее время жизни дяди - счастьем ; его и племянника. Но старость, змеиным клубком болезней подкрадывается к внутренним органам и жалит, добиваясь смерти. Дядя умер. Для Марголина это была трагедия, сравнить масштабы которой было просто не с чем. Ушло не просто время иной эпохи , уходят те, кто помнят это время и даже те, кто помнит это время по рассказам.
Я умышленно не описал переезд из Бобруйска в Киев, потому как это физическое перемещение никак не отразилось на внутренней сути. Марголин – это Бобруйск, а место временной дислокации третично.
Была ещё одна « поломанная» судьба : Мойша Финберг,- сын друга детства. Много лет верой и правдой прослуживший Марголину , стал ему крайне необходим, потому как понимал характер мышления и был обучен НАУКЕ ТОРГОВАТЬ. Но он был еврей и по внешнему виду и по вере. Еврей,- это звучало как клеймо в чём –то глубоко повинного человека. Иуда Искариот среди учеников Христа. Воплощение всего возможного негатива, тщательно скрываемого, среди честных и благородных людей. И место такого человека в слугах. И справедливость воссторжествовала,- Мойшу срочно депортировали из Киева.
Поразительно, что умер он / не точно, но очень близко к этому году/ в 1918 году, завершив эпоху.
В заключение :
Этим рассказом я хотел раскрыть душу большого человека, выделив её от дел суетных. Можно было описать его жизнь в браке; получение наград -
Орден Святой Анны IV степени 4-й ст. Орден Святого Станислава II степени 2-й ст. ; о рождении и воспитании двух сыновей; судьбу брата,- но всё это после 1918 года потеряло всяческий смысл, а описывать ту промышленную империю, которую он создал,- это значило бы отделить масштабы его душевных терзаний от наших, превратив рассказ в сказку - повесть. Раны его души кровоточили постоянно за народ свой, за историю жизни его , от воспоминаний детства до ныне наблюдаемого при нём, что в той или иной степени свойственно каждому из нас.
Свидетельство о публикации №217032501335