Путь апостолов. Художник. 23

               
Глава 23
               
 Художник

            
 « Тогда Он открыл им ум для разумения Писаний».               
                (Лк.24,45)

        Благословив Лазаря на епископство в Китионе, и оставив его там вместе с сестрами, апостолы, спасаясь от жары, отправились к горе Олимп, обходя ее правее и поднимаясь по тропинкам резко ведущим в вверх с восточной стороны. Гора защищала их от полуденного солнца. Но главное на эту гору необходимо было подняться, чтобы проникнуться духом воспоминаний и увидеть тот Святой крест, висящий в воздухе, который им воздвигал Господь, как знак своего Вознесения. И перехода от мирской жизни в жизнь вечную.
    Так,  то сидя на осликах, то ступая рядом пешим ходом, они все медленно , но верно продвигались вверх. А гора становилась все отвеснее и отвеснее. Отряд выступал следующим порядком. В центре , на осликах, ехали Мария и Саломия рядом с которыми шли Иоанн, Павел, Марк, Тимофей и Тит.  За ними двигалось вверх стадо из четырех осликов, навьюченных разным скарбом, за которыми шли, о чем-то беседуя и одновременно подгоняя осликов длинными прутьями Гамалиил и Никодим. Ну, а пеший авангард апостольской группы , уйдя далеко вперед, как бы разведывая дорогу, возглавляли Лука и Варнава. Да , оба впереди идущие были наполовину местными. Варнава родился в восточной части острова, а Лука в западной и оба хорошо знали горы. Разговаривали они между собой на греческом языке, иногда вставляя фразы  и высказывания Иисуса на арамейском.
       -А , что , Лука, давно ты рисуешь? – спросил неожиданно Варнава.
      -Лет с 14, -ответил Лука,- а как ты догадался?.
      -Я видел как ты выстругивал какие-то дощечки, доставал красную глину, крошил и перетирал какие-то камушки, собирал перья и мастерил  палочки для кисточек. И еще я вижу у тебя из котомки виден кончик какого-то полотна… Все это наводит на мысль, что ты любишь рисовать.
     -Да, уже 15 лет я пробую рисовать…- сказал Лука.
      -И это пришло само собой? Ты сам освоил это искусство?-настойчиво спросил Варнава.
      -И да , и нет,-двусмысленно ответил Лука, -вначале я царапал на скалах, как древние охотники, то мелом , то камнем, то острым ножом. Потом стал изготавливать краски из глины и перетертых камней. А сделав краски и кисти пробовал рисовать на досках и ткани. Я попробовал нарисовать многих рыбаков из Капернаума и Вифсаиды и само Генисаретское озеро, где они ловили рыбу… Но для меня это не главное!
         Лука снял с плеча свою котомку и достал  полотно из ткани , свернутое в трубочку.
        -Вот главное. Это моя тайна, -сказал он, не разворачивая полотна,-которую я хотел раскрыть всем на вершине горы. Но раз уже мы коснулись этой темы я расскажу тебе несколько историй , происшедших со мной в Галиллее, Иудее и Самарии. Все они связаны с Учителем.
        -Это было во время земного служения Христа? –уточнил Варнава.
       -В начале это было в Капернауме, в доме моих родителей, потом по дороге из Самарии в Иерусалим мы разговаривали с Иисусом, а потом, вместе с Иоанном, мы беседовали с Христом уже после Его Воскресения.
     -Тогда расскажи все по порядку,-попросил Варнава.
Лука развернул ткань. То, что увидел Варнава, заставило его ахнуть. Это был облик Самого Христа, запечатленный на ткани. Боль, страдания , неземные чувства отражались в этом Лике.
        -О, Господи!-невольно воскликнул Варнава,- спаси и сохрани нас, своих детей.
      -Да, ты прав Варнава, - сказал Лука,- эту картину я называю Спас, и она единственная картина, созданная без красок и кисти. Это нерукотворный образ Спасителя.
        -Откуда он у тебя?
       -Это удивительная история,- начал свой рассказ Лука,- мне тогда было 14 лет, однажды в доме, собравшись рисовать и приготовив холст из ткани, краски и кисти, раздался стук в дверь и ко мне вошел Иисус. Увидев, чем я занимаюсь, Он вдруг попросил меня: «Нарисуй меня , юноша, на этой ткани». Я согласился, но когда стал рисовать, то сразу почувствовал, что не могу провести ни одной линии. Лик Христа все время менялся. От него исходило такое сияние, что невозможно было смотреть. Мои глаза, от избытка света, становились как бы слепые. От отчаяния я чуть не плакал и не выдержав сказал: « Учитель, Ты весь светишься, разве я могу рисовать, глядя на солнце?» . Христос улыбнулся: «Что ж , Я тебе помогу…» . Он взял у меня холст, обтер им свое лицо и отдал его мне. О, чудо! На ткани засиял Лик Христа. Вот Он, Варнава, перед тобой. Видишь, какое трагичное лицо и какой одновременно суровый взгляд. Это нельзя описать словами.
        -Сохрани эту ткань, она даст свет людям,-взволнованно сказал Варнава.
         -Мне это же посоветовал Христос, и 15 лет я храню ее и не расстаюсь с этим сокровищем.
         -И что тебе сказал Христос?-спросил Варнава.
         -Он советовал сделать для ткани раму и передать людям ее в виде иконы. Эта икона будет многих спасать . «Сохрани ее, спаси и сохрани !», –так мне приказал Христос. А потом Он добавил: «Эта икона будет наставлять тебя, Лука , в творчестве. Ты поедешь в Александрию, изучишь многие науки: медицину, географию, философию,  различное искусство… Но главное наставление будет с тобой. Глядя на эту икону запомни мои слова: Никто, зажегши светильник, не ставит его ни в дальнем углу, ни под сосуд, но на подсвечник, чтобы входящие видели свет. Светильник тела есть глаз твой. Когда глаз твой чист, то и все тело твое светло, а когда он плох, то и все тело твое темно. Так, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма? Если же тело твое все светло, и нет в нем ни одной темной части, то будет оно все светло, как бывает, когда светильник блистанием освещает тебя.»
       -Вот такое чудо открыл мне Учитель-взволнованно закончил свой рассказ Лука.
       -Он тебя благословил на творчество,- добавил Варнава,-глаз и душа должны быть чистыми и творение художника должно светиться.
         Лука бережно свернул ткань и сказал:
        -Спас Нерукотворный Христос завещал всем верующим, а я готовлюсь написать икону Девы Марии. Я все время об этом думаю. У меня даже для этого доска приготовлена. Необычная доска. Доска от стола, где трапезовали Иосиф, Мария и Христос. Иисус мне эту доску отломил от их стола и благословил на творчество. Здесь, на Кипре, вот на этой горе Ставровуни, я чувствую в себе силы рисовать, так как велел мне Спаситель , рисовать с чистым глазом и душой.


Рецензии