Окончен школьный бал, но не погасли свечи

         СУДЬБА ВЯЖЕТ СВОИ КРУЖЕВА


     С каждым мартовским днем все выше над горизонтом поднимался сияющий диск солнца, все теплее становились его лучи, зеленела трава и оживали кроны деревьев, появились перелетные птицы, белые курчавые облака все резче оттеняли голубизну необъятного неба. Жизнь продолжалась. Всё шло своим чередом, будто ничего и не случилось. После дня весеннего равноденствия, 21 марта, заметно стало увеличиваться светлое время суток, короче становилась ночь.
Несмотря на то, что Галя всем видом давала мне понять, что нашей «дружбе» пришел конец (так на очередном вечере в школе она весь вечер общалась и танцевала с В.Злобиным, меня совсем не замечая). Я по-прежнему не могу и двух часов прожить, чтобы не думать о ней. Её образ всегда стоит передо мной в моем воображении, в моих ушах звучит её чарующий грустный голос:
«О чем в тиши ночей
  Таинственно мечтаю,
  О чем при свете дня
  Всечасно помышляю,
  То будет тайной всех.
  И даже ты, мой стих,
  Ты, друг мой ветреный,
  Услада дней моих,
  Тебя не предам
  Души моей мечтанья
  А то расскажешь ты,
  Чей глас в ночном молчании
   Мне слышится,
  Чей лик я всюду нахожу,
  Чьи очи светят мне,
  Чьё имя я твержу».
Как ни горько, как ни тяжело, но выходит, что я должен забыть её: «Уймитесь волнения страсти.  Замри ненасытное сердце.  Я плачу, я стражду, не выплакать горе в слезах»… Я был полон решимости оставить её в покое. Сколько раз я говорил себе: «Баста! Довольно!» Но сердце у меня такое не послушное, что рассудком его не унять.
Не давать, не давать себе пощады, убеждал я себя. Надо быть Рахметовым, только Рахметовым, посвятить себя всего делу, только делу. Весенние каникулы кончаются. Завтра ещё денек и снова за парты. Снова уроки, сборы, собрания, конкурсы, контрольные.
С весенними дождями и ветрами пробуждались поля и сады. 22 апреля мне исполнилось 18 лет! Фактически я враз стал совершеннолетним, что резко меняло мой гражданский статус. Но я оставался школьником и ничего нового не ощутил и не осознал. Каким был, таким и остался.
Короткая майская ночь тихо опустилась на землю. Воздух легок и свеж, напоен волнующим ароматом цветущих садов. Бездонное темное небо мерцает мириадами светящихся точек далеких звезд. Тихо, тихо вокруг, не слышно даже лая собак, только изредка нарушает эту тишину трели и кваканье лягушек с болотных низин у окраины села. Задрав голову, с открытым ртом, всматриваюсь в бездонное темное небо, в эту бесконечную завораживающую высь, где каждая звёздочка манит к себе. Невольно осознаешь, как ты далек от таинств природы, какая ты малая песчинка в этом мироздании, как ты далек от её совершенства, как ты одинок и печален под этим прекрасным небом.
В середине мая, а именно 15-го, в пятницу, после пятого урока была проведена общешкольная линейка «Последний звонок». Все ученики вышли во двор школы и по классам выстроились у парадного входа в школу. На высоком крыльце школы – стол, накрытый красной скатертью, на нем цветы. За столом стоят все учителя.
Директор школы Иван Иванович Романов высоко над головой поднял медный колокольчик и зазвенел им. Вслед за звонком из репродуктора, выставленного в окне второго этажа, раздались хорошо знакомые слова гимна:
         «Союз нерушимый,
Республик свободных,
Сплотила на веки
Великая Русь.
Да здравствует, созданный
Волей народной,
Великий, могучий
Советский Союз!..»
Жизнь каждого из нас была неразрывно слита с этим гимном.
Репродуктор смолк. Водворилось молчание, за которым последовал глубокий вдох и выдох. «Слово от имени учителей имеет Николай Иванович», – объявил директор.
Николай Иванович сделал шаг вперед, остановился у края стола, помолчал, осматривая всех собравшихся своим умным и добрым взглядом, и когда воцарилась полная тишина, душевно взволнованно сказал: «Дорогие ребята! Уважаемые десятиклассники! Сегодня  для вас особенный день. Сегодня для вас последний раз прозвенел звонок, который тысячи раз вещал вам о том, что  вы с каждым разом поднимались на новую ступеньку познания жизни. Сегодня он последний раз раздается для вас под сводами всем нам дорогой школы. И вместе с тем, он – первый – в начале вашей взрослой жизни, вашего будущего.
Ваше будущее должно быть светло и прекрасно, смело шагайте в него, перед вами открыты все дороги, что возможно только в нашей стране.
Вы начинаете жизнь и вы должны помнить слова Николая Островского: «Жизнь человеку дается один раз и прожить ее надо так, чтобы не жег позор  мелочного и низкого  за бесцельно прожитые годы!». В Германии более ста лет тому назад жил великий поэт Гете, который написал замечательное литературное произведение, трагедию «Фауст». Герой этого произведения прожил очень большую и долгую жизнь и всю жизнь свою искал, в чем смысл и счастье жизни, и в конце концов пришел к выводу, что: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них идет на бой!»
 И эти слова вы должны помнить. Смело вступайте во взрослую самостоятельную жизнь. Дерзайте, у вас будущее…».
Затем были другие выступления. После чего первоклассники вручили каждому выпускнику-десятикласснику по букету живых цветов.
 Из репродуктора раздались звуки песни:
«Легко на сердце от песни веселой,
  Она скучать не дает никогда.
  И любят песню деревни и села,
  И любят песню большие города…»
Под бравурные звуки  этой песни десятиклассники (их было три класса – 120 человек) остались на линейке, а остальные вернулись в классы для завершения занятий.
Мне стало грустно и больно: отчего я не в десятом классе (во время войны мне пришлось в 1943-1944 года  дважды учиться в первом классе). Мне надо учиться еще год, а Галя уже выпускница и на следующий год ее уже не будет в школе.
Через пять дней, с 20 мая,  в школе начались экзамены. У десятиклассников выпускные на Аттестат зрелости. У нас – с седьмого по девятый класс – переводные. Нам на подготовку к каждому экзамену давалось по три дня. Алгебра, геометрия, литература (письменно - сочинение) и литература устно, немецкий язык, история, география, основы дарвинизма. Оценки по последним трем  предметам включаются в Аттестат зрелости.  Все экзамены за девятый класс я сдал на «отлично».
Сколько бы времени, сил и внимания не отдавалось бы подготовке к экзаменам, жизнь в окружающем меня мире шла своей чередой. Всходило и  заходило  солнце,  укорачивая путь от благословенной весны к благословенному лету.  Теперь мы виделись с Галей  реже,  не каждый день, а только случайно во время посещений консультаций в школе, или тогда, когда я специально под разными предлогами приходил к ней домой.
Первого июня после консультации по географии я зашел к ним за оставленным велосипедом. Когда я зашел к ним во двор, Галя сидела на крылечке дома с гитарой в руках. Рядом с ней лежали раскрытые учебники: 3 июня она сдает очередной экзамен по алгебре. Мы разговорились. Ей осталось жить дома не больше двух месяцев – июнь, июль. А потом она уедет в город Фрунзе, где собирается учиться в университете.
Я же еще и не думал, где я буду учиться, когда закончу учиться в школе. До моего последнего звонка в школе еще надо прожить целый год. Что нас ждет впереди, никто не знает.  Она уезжает в город, становится студенткой. У нее начинается новая жизнь, а я по-прежнему остаюсь школяром. Пути-дороги наши расходятся, нас будут разделять не только расстояния в десятки километров, но и обстоятельства, различная действительность, новые люди, новый быт, новые случайности. Расстояния во всем.  Мы подсчитали с ней, кому она будет писать письма, когда уедет из дома, в числе адресатов был и я.
Потом я слушал, как она пела:
«День погаснет в золотой дали,
Вечер ласковый ты песней назови.
И закат догорает все быстрей
Прощальный свой привет.

В этот час волшебный час любви,
Первый раз меня любимой назови,
Подари мне звезды и луну,
Люби меня одну.

Пусть ночь плывет над водой
Молодою луною,
Пусть самой яркой звездой
Будет наша любовь.

Без меня не забывай меня,
Без меня не погаси в душе огня,
Будет ночь и будет новая луна.
Нас будет ждать она».

Боже! Как я упивался звуками ее  волшебного голоса и тайным смыслом элегией романсов, от которых на душе становилось невыразимо хорошо и очень грустно.
Неожиданно, негаданно 15 июня я в составе межшкольной группы отличников по географии под руководством нашего завуча школы, географа Чекризова Ивана Григорьевича отправился в краеведческую экскурсию вокруг жемчужины Киргизии высокогорного озера Иссык-Куль.


Рецензии