Образуй себя сам

          ИЗ КУВШИНА ВЫЛИВАЮТ ЛИШЬ ТО, ЧТО В НЕМ НАПОЛНЕНО


   Чтение романов нарушало составленный мною режим дня. Я читал запоем. После Гончарова последовал Тургенев с его великолепными «Записками охотника» и романами: «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Накануне» – все это на одном дыхании, с упоением. Все это было так созвучно с моими душевными переживаниями.


   За лето я себя как следует подковал и духовно-нравственно, и физически. Ежедневная гимнастика и водные процедуры ранними утрами у родника на окраине села, гонки на велосипеде, работа на огороде, положительно отразились на моем внешнем облике. Я не был оторвишником, забиякой, ухарем. Я ни с кем не ссорился и не дрался, но у меня был авторитет среди пацанов улицы и сверстников.


   После романов русских писателей я переключился на Войнович, Мопассана, Стендаля, Бальзака, Золя, Флобера, Джека-Лондона и других. И каждый прочитанный роман обязательно обсуждался с Галей.


   Первого сентября начался новый учебный год, который для Гали был последний, выпускной. Она после школы уедет куда-то учиться, а я останусь учеником и мы, как говорится, разойдемся в разные стороны, как в море корабли.


   Первое учебное полугодие было сопряжено с активной работой над выпуском рукописного журнала «КЛЮЧ». Я как редактор этого журнала не только побуждал ребят к творчеству, но главное «печатал» их «творчество», т.е. переписывал их от руки, для чего приходилось перед выпуском очередного номера просиживать ночи напролет вместе с Николаем Ивановичем, который был большим романтиком, чем мы, его ученики. Он считал, что чтобы зажечь кого-то надо гореть самому. Он убеждал нас, что никогда не следует останавливаться на достигнутом, надо всегда стремиться к идеалу, потому что процессу совершенства своей личности нет предела. Нужно учиться и уметь властвовать собой, своими чувствами. Лишь такие люди, которые держат в узде свои желания, которые имеют власть над собой, достойны уважения.

   Иными словами, как говорил поэт:
         «Светить всегда, светить везде,
  До дней последних донца.
  Светить, и никаких гвоздей,
  Вот лозунг мой и солнца!»


   Работа над выпуском рукописного журнала «КЛЮЧ» ещё больше связала меня с Николаем Ивановичем и поставила меня в центр всей общественной жизни школы. Я был избран секретарем комитета комсомола школы. В каждом классе были комсомольские группы. Главной задачей комсомольцев было самим хорошо учиться и помогать в учебе другим. Главное надо было организовывать учащихся на сознательное отношение к учебе. Надо заметить, что наполняемость каждого класса была большая – 35-40 учеников, тех, кто учился только на «хорошо» в каждом классе было меньше половины, а «отличников» можно пересчитать по пальцам. Не смотря, а может быть, наоборот, благодаря моей большой занятости общественной работой, учился я хорошо. По всем предметам имел оценки «отлично» и только по русскому письменно – «хорошо».


   Постоянно думая о Гале, я упорно работал над своим самовоспитанием, памятуя восточную мудрость, что «Из кувшина можно вылить только то, что в нем находится» – я старался хорошо усваивать основы знаний по всем учебным предметам.
В ноябре, не смотря на ухудшение погоды, у нас с Галей возобновились лирические свидания. Она часто пела старинные романсы, под аккомпанемент семиструнной гитары:
«Как сладко с тобою мне быть
  И молча душой погружаться
  В лазурные очи твои.
  Всю пылкость, всю страсть души
  Так сильно они выражают,
  Как слово не выразит их.
  И сердце трепещет невольно
  При виде тебя.
Люблю я смотреть на тебя
Так много в улыбке отрады
И неги в движеньях твоих.
Напрасно хочу заглушить,
Порывы душевных волнений
И сердце рассудком унять,
Не слушает сердце рассудка
При виде тебя.
Нежданною чудной звездой
Явилась ты предо мной
И жизнь озарила мою.
Сияй же, указывай путь,
Веди к непрерывному счастью.
Того, кто надежды не знал,
И сердце утонет в восторге
При виде тебя».


   Я упивался её волшебным, грудным голосом. Я был счастлив.


   Моя мама работала зам. главного бухгалтера районного отделения  госбанка. К концу 1952 года из нашего района выделился новый район с центром в соседнем селе Петровка, куда мама переводилась главным бухгалтером во вновь организуемое отделение банка. Административный центр нового района располагался в десяти километрах от прежнего места жительства, поэтому сам по себе встал вопрос о переезде к новому месту работы. И таким образом в моих отношениях с Галей появились новые препятствия.


   В Петровку мы переехали 25 декабря, сняв под квартиру дом по улице Заводская. В селе Сталинское мы жили в 3х минутах ходьбы до школы и до Гали. Теперь нас разделяло расстояние на три часа хода (автобусного сообщения тогда между районами ещё не было).

 
   В Петровке тоже была средняя школа недалеко от дома, но я решил заканчивать учебный год в Сталинском. Чтобы сократить время на дорогу до школы, я стал ездить на велосипеде по любой погоде – и в дождь, и в снег. Это закалило и укрепляло мое здоровье.


   Школьная жизнь текла в обычном своём русле. Уроки, дополнительные занятия с отстающими; классные собрания, старостаты и ученический комитет (учком); пионерские сборы и комсомольские слеты, вечера отдыха и концерты художественной самодеятельности; педагогические советы, родительские собрания по классам и общешкольные собрания родителей. Викторины, смотры стенгазет, спортивные игры и соревнования. Везде были свои передовики и отстающие. На переменах шум и озорство. На большой перемене (20 минут после второго урока) чаепитие по классам (столовых общепита еще не было).


   Новый 1953 год впервые встречали общешкольным бал-маскарадом, к которому готовились по классам всю вторую четверть – шили костюмы, изготовляли маски, так как вход на новогодний вечер был разрешен только тем, кто будет наряжен до неузнаваемости.


   Новогодний маскарад пятьдесят третьего года удался на все сто! Много блеска, света, музыки, радостного веселья. Я приехал из Петровки на велосипеде в костюме Печорина. На улице было уже темно. На дверях дежурные меня пропустили беспрепятственно, не узнав, кто я. В спортивном зале вовсю шли танцы. Я сразу отыскал Галю. Она была в костюме «летучая мышь». Но я её узнал без труда. Между нами было очередное охлаждение отношений. Я пригласил её на вальс. Она меня не узнала. Протанцевав с ней один танец, я ей вручил очередное любовное послание и весь в расстроенных чувствах («не нужна мне больше другая, а такую, как ты – не найти…») я вернулся домой.


   Через несколько дней я написал рассказик «Маскарад», который был опубликован в рукописном журнале «КЛЮЧ». Гале он очень понравился, и только тогда она поняла, что этот «Печорин» был я.


   Наши отношения были неровными и усложнялись не только тем, что у меня были конкретные соперники, но и тем, что Галя оканчивала школу и собиралась для поступления в университет, а я ещё год должен был оставаться учеником школы.
Как будут складываться наши отношения после окончания учебного года в школе, и какими будут наши судьбы, когда мы станем студентами – было невозможно даже представить себе. Но внутренне никогда меня не покидало чувство и вера, что дружба наша будет вечной, что рано или поздно мы все равно будем вместе. Как показала жизнь, все так и стало.Мы прожили после  женитьбы 55 лет,вырастили  сына и три дочери и только смерть разлучила  нас.


Рецензии
Интересно, но повествование какое-то быстрое, отрывистое. Как-будто писанное "на дрожащем крыле самолёта" или танка. Смотря кто где служил! :)))

Сергей Казакевич-Кавалевский   25.03.2017 17:12     Заявить о нарушении