Новооткрытая пустынь будет привлекать к себе народ

                А.Н. Одиноков

    С разрешения автора - Людмилы Андреевны Филипповой, мы публикуем главу из авторской книги "Рдейская пустынь" (2012 г.).
    Но, раз мы заговорили об авторах этой интереснейшей темы, то следует справочно дать имена других исследователей:

    Жервэ Нина Наумовна (1948 г. рождения) – архивариус  Музея истории СПбГУ   Музейного комплекса СПбГУ (0,5 ставки). Преподаватель РХГА, ВРФШ, НДУ. Выпускница исторического факультета ЛГУ (кафедра истории СССР, научный руководитель профессор С.Б. Окунь). Работает в Ленинградском государственном университете с 1970 г.: до 2008 г. – в НБ СПбГУ: библиотекарь, библиограф, зав. сектором библиотеки военного факультета.

    Её публикация в журнале "София", в 3 номере за 1997 год называлась "Успенская Рдейская пустынь".
    Очерк начинается такими словами:
    "Впервые я услышала об этом удивительном монастыре от старейшего новгородского краеведа и историка Сергея Михайловича Смирнова лет пятнадцать назад. Фантастическим казался сам факт появления среди болот и озёр, на юге Новгородской области, монашеской обители. В 1984 году появилась книга писателя Марка Кострова "Рдейский край", где многие страницы были посвящены этим чудесным местам..."

                ***

    Орищенко Ирина Абдуллаевна, инженер, краевед, г. Севастополь.

    Её публикация в журнале "Чело", в номере 3 (37) за 2006 год называлась:
    "...СЕДИНАМИ - В ЗВЁЗДАХ".
    Очерк начинается такими словами: "Колокольный звон развивался над всем Рдейским краем. Он плыл над хрустальными водами Рдейского озера, над болотом и летел дальше над лесами, деревнями, постепенно растворяясь в прозрачном воздухе. Золотые купола величественного Успенского Собора сверкали на солнце..."

                ***

   Л.А. Филлиппова
   "Рдейская пустынь"// Великий Новгород, 2012 г., С. 17 - 23

«...НОВООТКРЫТАЯ ПУСТЫНЬ
БУДЕТ ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ НАРОД...»
(стр. 17)

    Восстановление Рдейского прихода, а впоследствии и Рдейской пустыни, произошло благодаря средствам и содействию богатого мецената Александра Николаевича Мамонтова. Что это была за личность, которая так щедро одарила Рдейскую пустынь?
    А.Н. Мамонтов (1832-1900 гг.) - московский купец первой гильдии, почётный потомственный гражданин. Он являлся представителем одной из состоятельных московских фамилий, известных не только крупной предпринимательской деятельностью, но и своей благотворительностью.
    Предпринимательская и общественная деятельность А.Н. Мамонтова была весьма разнообразной: он являлся старшим компаньоном промышленного и торгового товарищества «Братья А. и Н. Мамонтовы», владельцем пивного завода на Пресне, одним из директоров правления общества Шуйско—Ивановской железной дороги, был гласным Московской городской думы, первоприсутствующим Сиротского суда и т.д.
    Представители поколения Мамонтовых, к которым принадлежал Александр Николаевич, были хорошо образованы, близки к литературному и учёному миру Москвы людьми. Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был двоюродный брат Александра Николаевича крупный (стр.18) предприниматель Савва Иванович Мамонтов, который больше известен, как меценат, как человек, связанный разными путями с искусством.
Род купцов Мамонтовых породнился с родом купцов Третьяковых. Вера Николаевна, родная сестра А.Н. Мамонтова, была замужем за известным создателем картинной галереи Павлом Михайловичем Третьяковым.
    Благотворительная деятельность А.Н. Мамонтова для Рдейской пустыни началась при следующих обстоятельствах. В 1880 г. попечитель вновь построенной деревянной Наволокской церкви Александр Усинин разослал к состоятельным людям письма с просьбой пожаловать средства на её благоустройство. Одно из этих писем попало в руки А.Н. Мамонтову, который незадолго до этого перенёс опасную болезнь, совсем отошёл от мирских дел и был рад сделать это благое дело. В это же время, узнав о закрытии Рдейской церкви, благодетель пожелал оказать помощь для возобновления богослужения. Ходатайствуя об этом перед старорусским епископом Анастасием, он предложил на содержание её причта жалованье в размере 300 рублей в год, для чего обязался внести   6000 рублей на вечные времена и ещё обещал построить дома для священнослужителей. Кроме того, о восстановлении Успенского прихода ходатайствовали крестьяне четырёх окрестных деревень: Какачева, Острова, Высокова и Шапкова, которые на обеспечение причта обязались прирезать от себя к имеющейся при Рдейской церкви усадебной земли 22 десятины сенокосной земли и доставлять ежегодно 118 мер ржи и овса. Новгородская консистория признала эти предложения достаточными для содержания причта. Указом Святейшего Синода от 19 августа 1883 г. при Рдейской церкви был открыт приход с причтом из священника и псаломщика.
    Но на этом благотворительная деятельность А.Н. Мамонтова не прекратилась. У него появилось намерение на месте древней обители основать женскую общину. В 1884 г. А.Н. Мамонтов вместе с А.А. Усининым ходатайствуют об этом перед Новгородским епархиальным начальством. Обосновывая свою просьбу, они в прошении подчеркивали, что окрестное население питает "глубокое уважение к находящейся здесь святыне", и, кроме того, создание женской общины сыграло бы положительную роль "для противодействия развивающемуся в Старорусском уезде расколу, тем более, что в окружности на пространстве слишком 200 верст нет в настоящее время ни одно¬го женского монастыря". Намерение попечителей было поддержано новгородским епархиальным начальством во главе с митрополитом Исидором. Так, благодаря заботам А.Н. Мамонтова и А.А. Усинина, и, главное, на капитал Мамонтова в 6000 руб., указом Святейшего (стр.19) Синода в 1886 г. была учреждена Рдейская Богородичная Успенская женская община на 12 сестер с училищем для крестьянских детей.
Торжественное открытие общины состоялось 23 июня 1887 г. Первой её настоятельницей была назначена монахиня Евсевия из новгородского Покровского Зверина монастыря, руководившая общиной, а потом пустынью с 1887 по 1901 гг. Из этого же монастыря поступили и другие монахини. На средства, пожалованные А.Н. Мамонтовым, община с большим размахом благоустроилась в очень короткий срок. Уже к 1890 г. на территории полуострова появились новые добротные сооружения, и первым из них был деревянный теплый храм Вознесения, построенный в одной связи с кельями для настоятельницы и сестер.
    С самого начала в Рдейской общине было введено строгое монашеское послушание. В свободное время от богослужения её обитательницы сами вели хозяйство — занимались разными ремеслами и рукоделиями, а в летний сезон косили, сеяли, жали.
    Введённый в общине строгий монастырский порядок вновь побудил её учредителя А.Н. Мамонтова ходатайствовать перед новгородским епархиальным начальством о переведении общины в женский монастырь. В прошении об этом он указывал, что для будущего монастыря приобрёл лесной участок земли в 99 десятин 1200 саж., находящийся вблизи общины, у деревни Сутоки, который жертвует при условии возведения общины в монастырь. Кроме того, он вложил в будущую пустынь ещё процентные государственные бумаги в сумме 2500 руб., оставшиеся при покупке лесного участка.
    В октябре 1892 г. епископ Кирилловский Антоний, возглавлявший в то время Новгородскую епархию, в представлении Святейшему Синоду писал, что "Преобразование Рдейской общины в монастырь весьма полезно для окрестного населения в религиозно-нравственном отношении». Постановлением Святейшего Синода от 23 мая 1893 г. Рдейская община была возведена в «Успенскую Рдейскую общежительную пустынь". 12декабря 1893 г. Рдейскую пустынь торжественно открыл новгородский архиепископ Феогност. Во время божественной литургии настоятельница Евсевия была произведена в сан игуменьи.
    Сообщая об открытии пустыни, протоиерей Анатолий Иоаннович Конкордин, сопровождавший владыку, писал в "Новгородских епархиальных ведомостях" следующее:   "Находясь вдали от мирских жилищ, Рдейская пустынь по своему положению естественно представляет удобное место, вполне отвечающее условиям иноческой жизни. А главное — окружающие ее села и деревни переполнены раскольниками, и нужно надеяться, что новооткрытая пустынь будет привлекать к себе народ, приучит его к храму Божию". (стр.20)

    Что же представляли из себя в то время жители окрестных сёл и деревень, окружённых почти непроходимыми болотами? Интересные сведения об их образе жизни оставил в своих воспоминаниях князь Владимир Андреевич Оболенский, побывавший в этих местах в 1898 г. в качестве земского статистика. "Местные крестьяне жили зажиточно на своих окруженных болотами островах. Полуболотные земли отличались хорошими качествами, и урожайность полей была высокая. При отмене крепостного права пахотные и сенокосные земли здесь целиком отошли крестьянам, а за помещиками остались сотни тысяч десятин непроходимых болот. Само собой разумеется, что эти помещичьи земли были просто забро¬шены владельцами. Между тем среди них кое-где попадались оазисы с хорошим лесом и сенокосами, которыми и пользовались местные крестьяне. Обилие сенокосов давало им возможность держать много скота, благодаря помещичьему лесу избы были у всех солидные и просторные, бани топились по два раза в неделю, а в свободное время все крестьяне занимались изготовлением древесных изделий.
   Три четверти года эти «островитяне» почти не сносились с окружающим миром, лежавшим за пределами болот, и только зимой, когда болота покрывались снегом, сами ездили за покупками в ближайшие города и принимали у себя купцов, скупавших деревянные изделия, а также клюкву и морошку, в огромных количествах, произраставших на моховых болотах. Нужно ли добавить, что школ в этих забытых местах совсем не было, и что все взрослые и дети были неграмотны.
Жили сытно, справно, но первобытно, храня старые добрые нравы и обычаи. Нигде мне не приходилось встречать столько гостеприимства и вежливой предупредительности со стороны крестьян, и притом без всякого низкопоклонства. Начальство к ним никогда не заглядывало, и они чувствовали себя на равной ноге с редкими приезжими «господами». Помню, как мне трудно бывало платить деньги за постой и прокорм"*.

*Оболенский В.А. "Моя жизнь. Мои современники" (Серия: Наше наследие). Париж, 1988. С. 214 - 215,

(стр. 21)
    Благодаря богатому попечителю, Рдейская пустынь превратилась в довольно большое хозяйство, на территории которого к 1897 г. имелись новые здания.
Южнее старинной каменной Успенской церкви находился построенный в 1885 г., уже упомянутый, деревянный двухэтажный корпус (размером 17 саж. длиною и около 7 саж. шириною, крыт железом), с кельями для настоятельницы и сестер и домовым храмом Вознесения Господня. Главный престол Вознесения был освящён в 1886 г., придельный — во имя Александра игумена обители Неусыпаемых — в 1893 г.
    Западнее Успенской церкви в 1888—1889 гг. было сооружено полукаменное двухэтажное здание (размером 15 саж. длиною и 7,5 саж. шириною), где в верхнем этаже помешались кельи, в среднем — кухня и трапезная, а в нижнем подвальном — кладовая для провизии.
    В северной части монастыря располагался протяженный более 20 саж. хозяйственный корпус на каменных столбах, сооружённый в 1880—1890гг. В нём размещались мастерские для сапожниц, помещения для скотниц, хлев, конюшня, каретный сарай, два погреба и водогрейня. В 1902 г. ввиду близости к вновь выстроенному огромному Успенскому собору этот корпус предполагалось перенести на другое место на средства строителя собора. Позднее в 1902 г. на монастырские доходы с южной стороны был сооружён каменный ледник.
    Юго-западнее Успенской церкви, над могилою пустынножителя Афанасия, в 1890 г. на средства А.А. Усинина была сооружена деревянная восьмигранная часовня. Отшельник Афанасий в течение трёх лет, вплоть до кончины в 1855 г., проживал в землянке на небольшой сопке, называемой «Гряда», находившейся в трёх верстах от пустыни на противоположной стороне Рдейского озера среди "топучего мха". Кто он такой и откуда пришёл, осталось неизвестным. Как писал в Новгородских епархиальных ведомостях в 1910 г. священник Рдейской пустыни Владимир Мстиславский, всё окрестное население ещё при жизни чтило пустынника "за его праведную жизнь", и многие приходили к нему за советом, назиданием и утешением. По преданию, отшельник Афанасий всегда ходил босый, он предсказывал будущее и предсказал собственную кончину. Народная любовь и уважение к пустыннику продолжалась и после его смерти. Веря в чудодейственную силу исцеления, на его могилу стекались богомольцы и служили по нему панихиды. Священник Владимир Мстиславский описал случай Двойного "чудесного" исцеления мальчика при обращении за помощью у могилы Афанасия. У двухлетнего сына крестьянина Михаила Тимофеевича Ивана отнялись ножки, болезнь длилась около года. В великий пост 1909 г. родители привезли мальчика в Рдейский монастырь, где отслужили у "гробницы" пустынножителя панихиду и (стр.22) молились о выздоровлении сына. И через неделю мальчик поднялся на ноги. Однако через год он опять перестал ходить. 18 июля 1910 г. они снова привезли сына в монастырь и, отслужив панихиду у могилы Афанасия, просили Бога дать больному выздоровление или скорую кончину. И Ваня поправился.
    На территории пустыни имелись два сада: один — за настоятельским корпусом, другой — за сестринским.
    Пустынь ограждалась трехметровой каменной стеной с четырьмя башнями "красивой архитектуры". С восточной стороны стену соорудили в 1893 г., а с остальных— достраивали уже позднее, в 1906— 1910 гг. Над святыми воротами в 1893 г. была воздвигнута каменная трехъярусная колокольня. Один из её колоколов весом в 300 пудов звучал на всю округу.
    Помимо того на полуострове за монастырской оградой с восточной стороны находилась деревянная двухэтажная гостиница. На северо-восточной стороне стояли в одной линии деревянные постройки: дом для священника, дом для псаломщика, гостиница для простого народа, изба для рабочих. На северной стороне имелась деревянная баня с прачечной. А в семи верстах от пустыни, за болотами, находил¬ся принадлежавший ей хутор, где были сооружены двухэтажный дом с мезонином, флигель для рабочих, скотный двор, хлебный амбар с запасами ржи, овса, жита, рисовой муки, а так же гумно с ригой, ветряная мельница, сарай для сена и баня. Здесь же имелись сепаратор и маслобойка, и кроме того — сани и возки.
    В Старой Руссе пустыни принадлежала каменная пятиглавая часовня во имя целителя Пантелеймона, сооружённая в 1890—1891 гг. возле Александровского моста на земле, пожертвованной А.А. Усининым. Туда поместили икону целителя Пантелеймона — дар от русского Афонского монастыря. И ещё в Старой Руссе на Плитницкой улице на земле, пожертвованной опять же А.А. Усининым, было устроено монастырское подворье, где в 1897 г. на средства общины был возведён двухэтажный полукаменный дом с надворными постройками.
    В Холме пустынь владела каменной часовней в честь Холмской Божией Матери, основанной в 1896 г. на пожертвования землевладелицы Любови Сергеевны Калитиной, принадлежавшей к известной холмской дворянской семье, знаменитой воинскими подвигами*.


* Представителю рода Павлу Петровичу Калиги ну, герою русско-турецкой войны 1877-1878 г., за освобождение Болгарии от турецкого ига в августе 2007 г. в городе Холм открыт памятник, сооруженный благодарными болгарами.

    При часовне было небольшое подворье, где, на случай приезда, пустынь имела деревянный флигель, каретник с конюшнею, амбар и баню. (стр.23)

    Забегая вперед, отметим, что в 1903 г. Рдейской пустыни принадлежало 5 десятин 1200 кв. саж. усадебной земли, 10 дес. 1540 кв. саж. пахотной земли, 33 дес. 133 кв. саж. сенокосной земли, участок дровяного леса размером 99 дес. 1200 саж., 150 дес. лесной площади и 17дес. 1920 саж. неудобной земли. Кроме того, пустыни в 1899 г. было пожертвовано имение в Холмском уезде при селе Малое Ельно, в котором имелось 207 дес. земли и ветхие сельскохозяйственные строения. На 1 января 1904 г. пустынь имела билетами кредитных учреждений 46 900 руб.
    Способ содержания пустыни был общежительный — сестры имели общую трапезу, одежду и обувь, которую они же сами шили для себя. К тому же сестры выполняли хозяйственные, огородные и полевые работы.
    Берега Рдейского полуострова во время половодья размывало настолько сильно, что угрожало монастырским постройкам и с каждым годом уменьшало площадь удобной земли, хотя монастырь и принимал меры, укрепляя берега сваями. Это побудило игуменью Евсевию в 1895 г. обратиться в Новгородское управление Государственных имуществ с письменной просьбой о прочистке реки Редьи. Она писала, что единственная речка Редья, вытекающая из Рдейского озера, "совсем засорилась и заросла мхом, течение почти не имеет, а вода из озера разливается по низинам церковной и казенной земли, где причиняет огромный вред". В ответ на просьбу игуменьи работа по очистке реки Редьи проводилась в 1897 г. и повторно в 1898 г. Она была выполнена старорусским купцом Андреем Федоровичем Захаровым, подрядчиком Северной экспедиции, которая в конце XIX века осуществляла масштабные работы по осушению болот в Новгородской губернии. После очистки Редьи по ней сплавляли дрова и брёвна. В настоящее время часть этой реки в районе болота крайне засорена и непроходима.

  (Из экземпляра книги "Рдейская пустынь" - личная библиотека)


Рецензии