Поэта далеко заводит речь...

Заграничный паспорт, выданный Наркоматом иностранных дел РСФСР 2 сентября 1922 года Л. Ю. Бердяевой, «сопровождающей мужа, высланного из пределов Р. С. Ф. С. Р.». Надпись под фото. // Смерть лихорадочно косила со всех сторон, тонула, как корабль, Россия, а с нею – Он. Сергей Бонгарт, поэт русской эмиграции. // Бывают ночи: только лягу, в Россию поплывёт кровать. И вот ведут меня к оврагу, ведут к оврагу убивать. Владимир Набоков. // Поэта далеко заводит речь. Марина Цветаева. // В советское время была уголовная статья за тунеядство. По ней осудили в 1964 году Иосифа Бродского. «Какую биографию делают нашему рыжему!» – воскликнула Анна Ахматова, узнав о приговоре. Обыкновенную, не будь Нобелевской премии, биографию. 18 месяцев ссылки в архангельской деревне Норенская. // Моё собственное понимание (причин ареста) довольно просто. Человек, который внутри себя начинает создавать свой собственный, независимый мир, рано или поздно становится для общества инородным телом, становится объектом для всевозможного рода давления, сжатия и отторжения. Иосиф Бродский. // Отец не знает, что меня выдворяют из страны, что я больше никогда его не увижу. Лихо запахивая длинную кавалерийскую шинель, он садится в машину, и я делаю в памяти стоп-кадр. На его похороны в 1976-м меня не впустили. Михаил Шемякин.

…Игорь Северянин (1918), Алексей Н.Толстой (1918-23), Марк Алданов (1919), Иван Бунин (1919), Владимир Набоков (1919), Аркадий Аверченко (1920), Константин Бальмонт (1920), Давид Бурлюк (1920), Зинаида Гиппиус (1920), Александр Куприн (1920-37), Дмитрий Мережковский (1920), Надежда Тэффи (1920), Саша Чёрный (1920), Алексей Ремизов (1921), Нина Берберова (1922), Николай Бердяев (1922), Борис Зайцев (1922), Георгий Иванов (1922), Иван Ильин (1922), Лев Карсавин (1922), Ирина Одоевцева (1922-87), Михаил Осоргин (1922), Владислав Ходасевич (1922), Марина Цветаева (1922-39), Иван Шмелёв (1922), Георгий Адамович (1923), Вячеслав Иванов (1924), Михаил Шемякин (1971), Иосиф Бродский (1972), Александр Галич (1974), Александр Солженицын (1974-94), Эрнст Неизвестный (1976), Сергей Довлатов (1978)…

Здесь я не нужна, там я невозможна. Марина Цветаева, на чужбине. // Данте провёл двадцать лет в изгнании, в 1302 году заочно приговорён к сожжению. // Изгнание? Но куда? Может ли кто выбросить меня из мира? Я иду, куда мне хочется. Повсюду одно Солнце, одна Луна, одни звёзды, сны, пение птиц... Эпиктет. // Небо есть везде, чего же мне больше? Тихо Браге. // Учёные люди равно принадлежат всем государствам. Тот, кто ищет себе убежища для занятий науками, хотя бы и в чужом государстве, не есть беглец. Из судебного решения Франции. // Я принадлежу русскому языку, я принадлежу к русской культуре, я сознаю себя её частью, и никакая перемена места на конечный результат повлиять не сможет. Переставая быть гражданином СССР, я не перестаю быть русским поэтом. Я верю, что вернусь; поэты всегда возвращаются: во плоти или на бумаге. Я хочу верить и в то, и в другое. В любом случае, даже если моему народу не нужно моё тело, душа моя ему пригодится. Иосиф Бродский. 1972. // Когда несчастье отнимает у нас отечество, мы его всецело находим в словесности. Пьер Буаст. // Чтобы наказать Англию, я научусь итальянскому языку и напишу на этом языке лучшее своё произведение: тогда Англия узнает, кого она во мне потеряла. Джордж Байрон. // Нет пророка в своём отечестве. Латинская пословица. // Великие умы всегда в изгнании. Аркадий Давидович. // Благословенны изгнанные за правду, ибо правда превыше для них, чем собственный человеческий удел. Хорхе Борхес.


Рецензии